08.12.2020 | 12:07

Выйдет ли «ЯПАК» на городские маршруты, подорожает ли проезд. Отвечает Валерий Домотов

В ноябре этого года деятельность МУП «ЯПАК» дважды попала в поле зрения депутатов Якутской городской думы. Во-первых, это было связано с рассмотрением проекта бюджета на 2021‑й и на последующие два года. А во‑вторых, депутаты, скорее всего, были озабочены дальнейшей судьбой МУПа. Ведь, наверное, это едва ли не единственное муниципальное предприятие в области пассажирских перевозок, оставшееся таковым не только в республике, но и на Дальнем Востоке. Что ждет ЯПАК в будущем? Увидят ли жители Якутска автобусы на городских маршрутах? Повысятся ли тарифы? На эти и другие вопросы корреспонденту газеты «Эхо столицы» ответил директор Якутской пассажирской автотранспортной компании Валерий ДОМОТОВ.
Выйдет ли «ЯПАК» на городские маршруты, подорожает ли проезд. Отвечает Валерий Домотов
Автор: EXO-YKT

ОБ УБЫТКАХ И ДОХОДАХ


— Валерий Афанасьевич, на заседании комиссии депутатов по транспорту вы озвучили цифру убытков вашего предприятия в текущем году. Понятно, что основная причина — пандемия и связанные с ней ограничения: сокращение рейсов, снижение количества пассажиров.


— Понимаете, мы не используем слово «убыток» в прямом смысле, мы говорим об «образовавшейся кредиторской задолженности». На данный момент она составляет порядка 115 миллионов руб­лей. Это по большей части переходящие суммы прошлых лет. Несмотря на предпринятые меры, отмечу, что пассажиропоток, особенно весной, резко снизился на 30–40%. Отсюда и недополученные доходы, выручка. А основной вид нашей деятельности — пассажирские перевозки. Иного вида деятельности у нас нет.


— А какой доход был в прошлом году?


— За девять месяцев 2019 года выручка составила 140 миллионов руб­лей. А по итогам девяти месяцев текущего года — 93.


— Какие предложения вы внесли в проект бюджета Якутска на 2021 год?


— Конечно, только в сторону увеличения: это суммы выпадающих доходов, предусмотреть средства на закуп новых автобусов. Но в нынешних условиях мы понимаем, что не все наши предложения будут учтены. И в то же время мы понимаем, что внутри предприятия надо провести антикризисные мероприятия.


— Например, какие?


— Сокращение количества рейсов, оптимизацию штатов и другие. Сейчас готовим, они в разработке. И поэтому пока не готов их озвучить. Отмечу, что всё будет сделано, исходя из экономических расчетов.


«ПОКА ВЫЙДЕМ НА «ВОСЬМЕРКУ»


— На комиссии ЯГД говорили также о городских маршрутах МУП «ЯПАК», о выходе в город.


— На время проведения конкурсных процедур рассматривается маршрут № 8. Временно выходим на него. Что касается конкурсов на другие маршруты — мы такие же участники рынка пассажирских перевозок, как и остальные. Как директор МУП «ЯПАК», я не могу выбирать маршрут: «этот хочу, а на этот не хочу». Нет. Но в условиях здоровой конкуренции мы бы подтянули остальных к повышению качества предоставляемых услуг. В системе общественных перевозок мы должны развиваться, прогрессировать, внедрять новое. Пассажир должен получать за свои деньги, за оплаченный проезд, достойные услуги. Чтобы автобусы были теплыми, чтобы пассажир не пропустил свою остановку, чтобы был вежливый персонал и так далее. Эти вещи, казалось бы, незаметны, но в целом от них складывается общее впечатление.


— А как с междугородними перевозками? Ранее озвучивали маршрут «Якутск — Бердигестях».


— С такой кредиторской задолженностью «ЯПАК» даже не сможет подать заявку на участие. Потому что одно из условий конкурса — отсутствие у участника задолженности.


— А хватит ли у МУП «ЯПАК» водителей и автобусов, чтобы выйти в город?


— Мы подготовились к этому: ремонтировали машины, оформили соответствующие документы, в парке есть водители и продолжаем их набор. С ними проведена соответствующая работа по выезду на этот маршрут.


БУДЕТ ЛИ ПОВЫШЕНИЕ ТАРИФОВ НА ПРОЕЗД?


— Так как мы работаем в основном на пригородных маршрутах, то здесь наш тариф регулируется. Соответственно, нам возмещают выпадающие доходы.


— А если бы вы могли сами повысить тариф?


— В условиях снижения пассажиропотока, да, я бы поставил вопрос о возможности повышения стоимости проезда. Но к этому надо подходить взвешенно, с анализом. В том, что люди стали меньше ездить на автобусах, пандемия ведь только отчасти виновата. В последние годы произошла большая автомобилизация Якутска. Люди стали чаще ездить на своих частных машинах. И в этом плане общественный транспорт должен стать альтернативой личному автотранспорту. Если будет выстроена налаженная система общественного транспорта, то человек выберет автобус, чем личный автомобиль.


— То есть, когда человек, выйдя на остановку, будет точно знать, что нужный ему автобус подойдет вовремя и он доедет до нужного ему места без задержек…


— Да. Общемировая практика показывает, что администрации городов больше уделяют развитию общественного транспорта, развивают каршеринг, велодвижение, чтобы в итоге горожане отказывались от частного в пользу общественного транспорта. При этом на улицах будет меньше пробок. А чтобы человек знал, как попасть в тот или иной район, с какими пересадками, куда едет тот или иной маршрут, то схема движения общественного транспорта должна быть на каждой остановке. Не все пользуются транспортными приложениями в телефоне, особенно пожилые люди. Схема движения должна быть всегда под рукой, удобной для всех. При таких условиях люди откажутся от частного транспорта, зная, что до места назначения быстрее можно добраться автобусом, чем на автомобиле.

— А как в Якутске с дорогами? Например, после реконструкции и строительства новых дорог горожане возмущаются, что на новых дорогах и улицах автобусные остановки переносят на новые места.


— Если человек привык ходить на одну и ту же остановку, то он будет возмущаться, даже если ее перенесут всего на несколько метров. Скажу лишь, что некоторые автобусные остановки не соответствуют нормативам.


— Валерий Афанасьевич, это вы говорите как экс-начальник управления дорог города Якутска. А сейчас скажите как директор МУП «ЯПАК» — ваши водители часто жалуются на дороги, на других участников дорожного движения?


— Да, жалуются, когда остановки, места для общественного транспорта заняты другим транспортом. Есть такая система — «Паркон». Это специальная машина, которая ездит по городу и фиксирует нарушения ПДД, правил парковки. В 2016 году Управление дорог Якутска приняло решение об установке дорожных знаков «Остановка/стоянка запрещена» и «Работает эвакуатор». Вспомните, когда на отремонтированной улице Ярославского, из четырех полос в обе стороны две полосы были заняты припаркованными машинами. Да, многие сперва возмущались, был резонанс, но отчасти нам удалось решить проблему. Система «Паркон» также позволяет решить проблему парковки на автобусных остановках. Это входит в систему «Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений» (ЦАФАП).


— Что еще требуется водителям для хорошей работы?


— Чтобы вовремя подсыпали песком «карманы», остановки. Чтобы вовремя убирали снег, чистили дорожные знаки.


«ПРИГЛАШАЕМ ВОДИТЕЛЕЙ И КОНДУКТОРОВ»


— Автобусы МУП «ЯПАК» сложно перепутать, в основном, это большие пассажирские автобусы. А сколько автобусов выходит на линии, на свои маршруты каждый день?


— Ежедневно выходит 23–24 автобуса. Всего в нашем автопарке порядка 100 единиц техники, с учетом детских автобусов. На период пандемии, особенно весной, дневные рейсы были сокращены, но «часы пик» не затронули.


— Какая зарплата у водителей автобусов, кондукторов?


— Средняя зарплата у водителей составляет порядка 40 тысяч руб­лей, у кондукторов — 30 тысяч. А в целом, согласно штатному расписанию, у нас работает 260 сотрудников.


— При этом горожане привыкли думать, что водители и кондукторы работают чуть ли не с пяти часов утра и до позднего вечера…


— Работа сменная. Смены и часы работы распределяют начальники автоколонн. То есть у нас не бывает такого, что один человек сидит за рулем или находится в салоне с утра и до позднего вечера.


— Наверное, трудно так сразу найти профессиональных водителей категории «Д», автобусов, тем более со стажем и опытом.


— Да, с водителями и кондукторами у нас есть проблемы. Их не хватает. Мы подаем объявления о наборе водителей и кондукторов на Биржу труда, размещаем в соцсетях, у себя на сайте. Многие не выдерживают график работы, идут на работу к частникам.


Но все же основной причиной нехватки кадров считаю то, что в этом году мы не смогли получить патент.


СТРАТЕГИЯ НА БУДУЩИЕ ПЯТЬ ЛЕТ


— Что касается стратегии развития предприятия, она сейчас находится на согласовании. Мы готовили ее долго, проведена большая работа по анализу внешней среды, работы конкурентов. Конечно, наша основная деятельность — пассажирские перевозки. Но мы бы хотели охватить и другие направления. На все это есть свое видение, и я пока не хотел бы раскрывать их преждевременно. Скажу только, что стратегия развития разработана на пять лет.


Новости

Популярное

Дни Якутии в Республике Казахстан открылись в Астане
Город | 1 день назад
Дни Якутии в Республике Казахстан открылись в Астане
Мероприятия, которые пройдут с 18 по 23 апреля, включают события в сфере культуры, спорта, торговли, официальные встречи.
Отключения света и водоснабжения 19 апреля
Город | 1 день назад
Отключения света и водоснабжения 19 апреля
Плановые отключения энергоресурсов в Якутске.
В Якутске будет временно закрыта остановка «Борисовка-3»
Город | 1 день назад
В Якутске будет временно закрыта остановка «Борисовка-3»
 Автобусные маршруты будут останавливаться на следующей остановке «БГУЭП».