12.07.2018 | 06:46

Первые пароходы на Лене

7 августа 1862 года в Якутск прибыл первый пароход «Св. Тихон Задонский». Этот пароход был приобретен у иркутского купца I гильдии Хаминова компанией золотопромышленников Сибирякова, Немчинова и Базанова. Таким
Первые пароходы на Лене
Автор: EXO-YKT

Торговля – двигатель прогресса 

Кстати, звание купца и коммерческая деятельность не помешали Хаминову стать головой г. Иркутска. Впрочем, правом голоса в те времена, избирать и быть избранными, обладали не все, а лишь представители «избранных» сословий и знати – дворян, купцов, крупных ремесленников и т. д. 

Отметим, что благодаря иркутским купцам и золотопромышленникам, на Лене появились первые железные пароходы, их же усилиями и при денежной поддержке была построена телеграфная линия Иркутск - Якутск, налажено телеграфное сообщение.  

Первыми судовладельцами на Лене стали купцы Хаминов, Шмотин, промышленник Бернадский. В 1864 году купцы Сибиряков, Базанов, Трапезников и Немчинов учредили предприятие «Товарищество Ленско-Витимского пароходства» с 5 пароходами и 13 баржами.     

По информации известного исследователя истории пароходства на Лене А. Павлова, купцы, владевшие своим делом и торговлей в Якутской области, имели: А. И. Громова – 4 парохода («Громов», «Сынок», «Соболь», «Лена»), 5 барж, 2 кулиги общей грузоподъемностью 1 130 т. Кстати, пароход «Лена» стал первым винтовым судном на Лене, до него пароходы были колесными. Пароход дошел до Якутска из завода-изготовителя в Швеции вместе с караваном судов экспедиции Норденшельда по Северному морскому пути в 1878 году.  

- Коковин и Басов владели 2 пароходами

- И. Силин – 2 пароходами («Иннокентий» и «Смелый») и 2 баржами

- Я. Фризер – пароходом «Кароленец» и баржами

- Якутский купец П. Кушнарев имел в собственности буксирно-пассажирский пароход «Акепсим», (назван в честь отца). Позже он пробрел пароход «Север», переименованный в «Полярный», и 4 баржи. 

- Местные предприниматели С. Идельгин, М. Седалищев, С. Алексеев имели по одному небольшому пароходу; перевозками через Лену в Якутске занимался А. Новокрещенов, для этого у него был небольшой катер.        

Конечно, и до «Св. Тихона Задонского» по Лене до Якутска ходили речные судна, но они были деревянными и гребными. Торговые люди и крестьяне в верховьях Лены строили барки, карбазы, повозки и паузки, лодки и плоты. 

«К началу XIX века, как правило, в середине июня, в Якутск прибывали 24-40 судов, в 1885 г. на р. Лене плавало 344 барки, лодки, каюка с 439 рабочими, перевозился груз общей стоимостью 470 тыс. руб., в 1875 г., соответственно, на 223 судна с 1 083 рабочими – 690 тыс. руб., в 1893 г. – на 119 судах», - отмечает к.и.н. В. Захаров в журнале «Якутский архив» (№ 3 2008 г.). 

«Св. Тихон Задонский» был построен в 1858 г. в Бельгии. В разобранном виде по железной дороге был доставлен на Лену, затем на лошадях – в Верхоленск (основан в 1641 г., сейчас - Качугский р-н Иркутской обл.), где и был собран.

Длина судна - 58,1 м, ширина корпуса – 5,3 м, осадка – 0,96 м. Пароход имел 2 котла мощностью 320 л.с. 

После Гражданской войны был переименован в «Красносибирец», списан в 1934 году. 

По сведениям историков и исследователей,  на Лене были построены Качугская, Верхнеленская, Жигаловская, Усть-Ильгинская, Витимская, Нохтуйская, Якутская пристани и Воронцовское судоремонтное механическое заведение, оборудованы Алексеевский, Казарскинский, Усть-Кутский затоны. В 1913 году предполагалось строительство затона в Олекминске, а около Якутска П. Кушнарев арендовал участки между р. Шестаковкой и Чепаловкой для помещения и отстоя пароходов.        


Вверх и вниз по Лене, Алдану и Вилюю 

С 1895 года начались почтово-пассажирские рейсы между Усть-Кутом и Якутском на трех пароходах Н. Глотова. Собственно, иркутский купец I гильдии и стал основателем регулярных пассажирских и почтовых рейсов на Лене. Для этого ему выдавали 40-60 тыс. рублей в год беспроцентного кредита. Без прибыли Глотов не оставался, учитывая, что пароходы были единственным скоростным и грузоподъемным видом транспорта: за 1896-1900 годы пароходы Глотова принесли ему 184 тысячи рублей прибыли. 

В 1864 году поток грузов по Лене составил 55 тыс. пудов.

В 1870 году 4 парохода совершили 33 рейса и перевезли 295 тыс. пулов грузов, 1626 голов скота. 

В 1908 году 7 пароходов Глотова за навигацию совершали по 6 почтово-пассажирских рейсов между Усть-Кутом и Якутском.                 

В 1903 году в пределах Якутской области по р. Лене курсировали 8 почтовых и 8 частных пароходов, позднее их стало 17. Из них 10 принадлежали династии Глотовых, 6 – другим лицам. По р. Алдану ходили 4, по р. Вилюй – 3 парохода.       

В 1905, 1909 гг. пароходные предприятия «Товарищества» Глотова и Громовой заключили контракт на регулярные рейсы между Якутском и Булуном в низовья р. Лены на общую стоимость в 40 тыс. руб. Надо отметить, что к этому времени судовладельцы Громовы, Глотовы, Кушнаревы и Коковин объединились во временное «Товарищество» с целью устранения убыточных рейсов по Лене, Алдану и Вилюю.  

В 1913 году Кушнаревы перевезли туда и обратно 537 пассажиров и 71 879 пудов груза. В 1909-1913 гг. пароходы Коковина, Кушнарева из Якутска по маршруту Вилюйск – Сунтар  доставили 159,2 тыс. пудов груза; в 1911-1913 гг. Кушнаревы рейсами «Якутск – Нелькан - Якутск», по р. Лена, Алдану и Мае перевезли 317 пассажиров и 44 643 пуда груза. 


Люди и пароходы

В 1890-е годы в Ленском речном пароходстве были заняты тысячи рабочих: на сплаве работали 325 лоцманов и 4 700 рабочих. В 1913 году во главе транспортного предприятия Громовых стоял управляющий, 3 капитана и помощники, 18 проводников по сплаву. На 3 пароходах числилось 108 человек, на сплавных судах – 250. 

Пароход «Алдан» Громовых обслуживали 24 человека, «Соболь» - 30, «Акепсим» Кушнаревых – 30 человек. 

Со второй половины 19 века представители местного населения Якутской области на судах ходили лоцманами и рабочими. Так, уроженец Намского улуса Я. Егоров, отлично знавший и изучивший фарватер Лены, в 1896 году служил по контракту лоцманом парохода Громовой с оплатой 550 рублей, лоцманом был Л. Пономарев из Ботурусского улуса. У купца Ожигова береговыми смотрителями по приему лодок на пристани Бор Ылар работали П. Алексеев и С. Алексеев. 

Всего в Ленском речном пароходстве, на сплаве, складах и на погрузочных работах было занято 5-6 тысяч рабочих. 


Новости

Популярное

15 мая стартует запись в летние детские оздоровительные лагеря Якутска
Город | 1 день назад
15 мая стартует запись в летние детские оздоровительные лагеря Якутска
Запись проводится через портал Госуслуг.
В Якутии единое пособие назначено родителям более 58 тысяч детей
Город | 1 день назад
В Якутии единое пособие назначено родителям более 58 тысяч детей
Отделение Социального фонда России по Якутии продолжает принимать заявления от будущих мам на единое пособие.
Госавтоинспекция оштрафовала водителя за стоянку на тротуаре
Город | 1 день назад
Госавтоинспекция оштрафовала водителя за стоянку на тротуаре
Водитель автомобиля «Тойота Лэнд Круизер 200» оштрафован по фото в соцсетях.
Глава Якутска обсудил с частными перевозчиками реформу общественного транспорта
Город | 1 день назад
Глава Якутска обсудил с частными перевозчиками реформу общественного транспорта
Проблема, которую озвучили перевозчики, это «зайцы», пассажиры, которые не оплачивают проезд, и наносят ущерб предпринимателям.