ДАЛЬСТРОЙ В ЯКУТИИ

19.11.2020 
Количество показов: 115
Как известно, в царские времена Якутию называли «тюрьмой без решеток» — бежать отсюда было некуда. От побегов сосланных сюда смельчаков останавливали суровый климат и полное отсутствие дорог. 
Да и в 20-м веке, в годы сталинских репрессий, республика вновь обрела печальную славу «тюрьмы». Развалины лагерей до сих пор можно встретить в горах Верхоянья и Оймякона, в тайге Алдана и Олекмы. 

ВСЕМОГУЩИЙ И ЗЛОВЕЩИЙ

В ноябре 1931 года ЦК ВКП(б) принял постановление «О Колыме». В нем речь шла об образовании специального треста для добычи золота в верховьях Колымы. Этот государственный трест подчинялся непосредственно ЦК ВКП(б), в те годы высшему политическому и партийному органу. Постановление подписал лично Иосиф Сталин. Так появился Дальстрой — трест по дорожному и промышленному строительству на Колыме, всемогущее (потому что подчинялся непосредственно Москве) и зловещее (потому что в нем использовался труд заключенных) предприятие. В апреле 1937 года Дальстрой перешел в ведение НКВД СССР. До этого он подчинялся Совету Труда и Обороны страны.

Что способствовало появлению Дальстроя? Какую роль он сыграл в развитии северо-­востока страны? Наконец, так ли необходимо было использование труда заключенных в Дальстрое? На эти и другие вопросы попытался дать ответ кандидат исторических наук, доцент Егор АНТОНОВ. В 2005 году в научно-­популярном журнале «Якутский архив» была опубликована большая статья «Дальстрой в Якутии».

Егор Антонов, ведущий научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН:

— В те годы мы работали над составлением «Историко-­культурный Атлас Якутии», и мне поручили изучить и осветить тему начала промышленного освоения северо-­востока республики, роли Дальстроя в этом. В своей работе я использовал материалы из архивов Магаданской области, связывался с коллегами.
ОТ УГЛЯ И ОЛОВА ДО ЗОЛОТА И ВОЛЬФРАМА

В 1926 году в ходе работы научной экспедиции С. Обручева (того самого, который предположил, что в Оймяконе морозы могут доходить до минус 72 градусов по Цельсию) была составлена первая подробная схема части бассейнов рек Индигирки и Колымы. Чуть позже, в 1928 году, на Колыму отправилась геологоразведочная экспедиция под руководством Ю. Билибина (его именем потом назовут улицу в микрорайоне Якутска, известном в народе как Поселок геологов). По данным геологов, по запасам золота бассейны этих рек занимали одно из первых мест в мире — более 20 процентов всех известных мировых запасов. Таким образом, сформировалась мощная основа для развития золотодобычи. Постановлением Совета народных комиссаров СССР от 1936 г. на Дальстрой возложили задачу: к 1940 году развернуть геологические исследования по всему бассейну Колымы, в верхней части Индигирки, между устьями рек Эльга и Мома, а также по главным притокам Индигирки — рекам Нера и Мома. Вся эта территория входила в состав ЯАССР. Позже, весной 1941 года, к Дальстрою отнесли бассейн реки Яны.

ИДЕИ ФРЕНКЕЛЯ — В ЖИЗНЬ

Перефразируя известный коммунистический лозунг «Идеи Ленина — в жизнь», можно сказать об идее использования труда заключенных на стройках народного хозяйства. Идея принадлежит Нафталию Френкелю, одному из руководителей ГУЛАГа, а до этого — дореволюционному коммерсанту. Кстати, в свое время, в 1924 году, он сам был арестован и осужден за присвоение денег — долларов, переданных ему на хранение одним из чекистов. Френкеля приговорили к смертной казни, но заменили ее 10 годами каторги на Соловецких лагерях. Там бывший одесский коммерсант возглавил экономический отдел. По инициативе Френкеля, на Соловках заработали мастерские по пошиву одежды, обуви и товаров. Лагерное начальство Соловков доложило в Москву о предприимчивом заключенном и его проектах, в том числе об использовании труда заключенных на всесоюзных стройках народного хозяйства, о создании исправительно-­трудовых лагерей (ИТЛ). Через ­какое-то время Френкеля вызвали в Москву…

Таким образом, в 1933 году, в рекордно короткие сроки был построен Беломорско-­Балтийский канал (Беломорканал) — детище первой сталинской пятилетки. Далее бесплатный труд заключенных вовсю использовался на строительстве крупных объектов, добыче полезных ископаемых. Даже в Якутске именно заключенные начинали строить Главный корпус ЯГУ (правда, уже после смерти Сталина, в 1957 году).

«Количество заключенных в Дальстрое с 1932 по 1953 годы возросло в 14,6 раза! Наибольшее число заключенных содержалось в 1940 году — 176 тысяч 685 человек», — продолжает в своем исследовании доцент Егор Антонов. И это только в Севвостлаге, или УСВИТЛ (Управлении Северо-­восточными исправительно-­трудо­вы­ми лагерями).
МУЗЕИ О «КОЛЫМСКОЙ ТРАССЕ»

Самый известный объект, построенный силами заключенных на территории ЯАССР, — Колымская трасса, часть федеральной дороги Р 504 «Колыма» от Нижнего Бестяха до Магадана. Ее ответвление — от Кюбюме через Томтор и Куранах-­Сала Оймяконского района до Кадыкчана в Магаданской области — и есть та самая историческая Колымская трасса, построенная заключенными в 1930‑е годы.
Стоящий на берегу реки Алдан поселок Хандыга в свое время возник из пристани и распределительного пункта, через который заключенных отправляли дальше по лагерным пунктам на строящейся в 1930‑е годы Колымской трассе. То же относится и к поселку Теплый Ключ. А в 1942 году здесь был построен аэродром перегоночной трассы «Аляска — Сибирь». Пожалуй, самый известный в стране заключенный в исправительно-­трудовых лагерях в Якутии — Варлам Шаламов. В августе 1952 года в селе Томтор Оймяконского района он работал фельдшером лагерного пункта. Будущего автора «Колымских рассказов» направил на Север санитарный отдел Дальстроя. Впервые он был арестован и осужден в 1929 году и провел три года в ИТЛ Вишеры Пермского края. Вторично был арестован в 1937 году. В общей сложности писатель и прозаик Шаламов пробыл на Колыме в лагерях 16 лет своей жизни: 14 лет на общих работах и заключенным фельдшером и еще два года до своего полного освобождения.

В Хандыге, поселке Теплый Ключ и в Томторе на трассе «Колыма» есть музеи, посвященные истории Томпонского и Оймяконского районов. Так как музеи расположены в поселках у трассы, то приезжих автотуристов больше всего интересует история ГУЛАГа, труд и быт заключенных, история заброшенных в тайге и среди сопок лагерей, найденные вещи и инвентарь, переданные в музей поисковиками и любителями. В поселках до сих пор можно найти потомков вольнонаемных работников исправительно-­трудовых лагерей. Тут и там на Колымской трассе видны памятные знаки и кресты.

Фото автора
Количество показов: 115