Назад в прошлое

20.01.2020 
Количество показов: 412
Хотите увидеть автомобиль, на котором в 1920-е годы возили первых руководителей республики? А легендарную «полуторку» — «ГАЗ АА», которая ездила в Якутске до 1960-х годов и была единственной, оставшейся на ходу?
А американский «Паккард»? Все это теперь можно увидеть в одном месте — Музее ретротехники. 

Старое в новом музее

В минувшие новогодние выходные дни в Якутске открылся уникальный в своем роде музей — ретротехники. Здесь собраны вещи из нашего недавнего общего прошлого: кино- и фототехника, посуда (теперь уже антикварная), предметы советского быта. Но, несомненно, главные экспонаты — автотехника. Чтобы посмотреть на уникальные автомобили, люди приходят в ретромузей даже в будние дни. И сразу же после открытия в начале января музей в жилом квартале «Прометей» стал очень популярным. 

Он расположен на самом верхнем этаже самого большого автопаркинга. Все экспонаты прибыли под новую крышу своим ходом. 

«Полуторка» бегала при Дворце пионеров

Главными экспонатами Музея ретротехники стали, конечно же, исторические автомобили в основном советского производства и несколько экземпляров иностранного. Всего 40 штук. О самых редких представленных экспонатах рассказал Ярослав Арбугин. Несколько лет назад он с единомышленниками организовал в Якутске Музей ретротехники и сам лично восстанавливал исторические автомашины. 
— Наверное, самая дорогая для меня — это «ГАЗ АА», «полуторка». Я восстанавливал ее с 1998-го по 2010 год. Запчасти собирал по окраинам, по свалкам города. Нашел — положил, еще нашел часть — тоже положил. И так собирал машину. Сперва кабина отыскалась. Раму отыскал в Покровске, потом привез ее в Якутск. 

Представьте, у этого исторического «ГАЗ АА» на 95 процентов все родное, «газовское». А какая иномарка сейчас может гордиться таким фактом? Каких трудов Ярославу стоило собрать все это… А сколько денег на все это ушло! 

— А за сколько вы могли бы ее продать? 
— То, во что вложил часть души, нельзя оценить деньгами, — отвечает он. 
Ярослав потом выяснил, что восстановленная им «полуторка» принадлежала Дворцу пионеров и бегала по городским улицам до 1963 года, уже на ходу превратившись в автораритет. 
 
Машина Шафера

В Музее ретротехники можно увидеть «Победу» директора Института космофизики, доктора физико-математических наук, лауреата Сталинской премии Юрия Георгиевича Шафера. Судя по прекрасно сохранившемуся внешнему виду, автомашиной ее известный владелец пользовался редко. После его смерти родственники продали машину. Следующий владелец также очень берег ее и мало на ней ездил. К очередному коллекционеру коричневая «Победа» 1950-х годов выпуска попала после кончины прежнего. Получается, что данная машина, предназначенная максимум на пять лет эксплуатации, сменила уже четвертого своего владельца. 
Одну машину решили не восстанавливать 

Она так и стоит в музее с проржавевшим кузовом и железными дисками. Возле остова некогда легкового автомобиля аккуратно разложены гаечные ключи, детали от моторов других каких-то машин… Нам объяснили, что в некоторых музеях так специально делают, чтобы люди, как говорится, почувствовали разницу — в каком виде находят автомобили, — а рядом стоят восстановленные блестящие, покрытые лаком и эмалью машины. В общем, такой прием коллекционеров и реставраторов. 

История этой машины по-своему интересна. Лет десять назад реставраторы услышали информацию, что в одном селе Хангаласского улуса лежит остов старой автомашины. Приехав туда, они нашли сохранившиеся раму, кузовные детали, кое-что от ходовой части, и все. 
— Таких машин было всего 25 штук по всей республике. Эта, скорее всего, принадлежала автобазе «Якутзолота» в том селе. А зимняя автодорога Якутск — Алдан шла как раз через нее. В 1943 году найденные по всей Якутии грузовики собрали на этой автобазе, но гараж сгорел, и остовы машин так и остались там», — рассказал авто­историю Ярослав Арбугин. 

Сейчас в том селе еще можно найти остовы грузовиков и рамы от легковых. 

Как рассказали в Музее ретротехники, у большинства автомобилей — «ГАЗов» военных годов выпуска, «Побед» и «Волг» 1950-х годов и более поздних — практически у всех есть свои владельцы, хозяева. На некоторых автомобилях стоят действующие российские г/н, транспортные средства прошли регистрацию в ГИБДД, т. е. могут двигаться по дорогам общего пользования. Скорее всего, весной с открытием нового автомобильного сезона владельцы заберут свои машины. А пока старые автомобили радуют посетителей музея. 

Музей ретротехники расположен по адресу: ул. Автодорожная, 9Г, жилой комплекс «Прометей». Его легко найти по указателям. 

Количество показов: 412
Выпуск:  №1(2732) от 17 января 2020