Конец света: Кому в Якутске не хватает на квартплату

19.12.2014 
Количество показов: 2466
В среду среди белого дня у меня пропал интернет, и вся работа встала.  Еще через какое-то время запикал разряженный ноутбук, и стало ясно, что «ушел свет». Спустя час ожидания вдруг выяснилось, что у соседей-то свет есть, нет его только у нас. В голове промелькнули все прегрешения перед Энергосбытом. НЕУПЛАТА! Но, постойте, кажется, мы оплачивали в сентябре… а уже декабрь!» - рассказала нам коллега, побывавшая в шкуре «злостного неплательщика». Посмотришь на нее и не представишь, что три дня она и вся ее семья провели в кромешной тьме. Каков образ злостного неплательщика за квартплату?

Урок запомнится надолго
- Платить квартплату ежемесячно у нас никак не получается. То одно, то другое, идти куда-то по морозу опять же. Иметь долги всегда неприятно, но пока тебе о них не напоминают таким жестоким образом, думаешь: «А, потом!». Вечер, ночь и утро встретили в кромешной тьме. Без телевизора, компьютера, интернета. К утру разрядились все сотовые. Назавтра, получив зарплату, сбегала в «Манчаары» - всего пол-остановки от нашего дома, теперь там располагается Центр обслуживания потребителей «Якутскэнерго». Кроме долга, пришлось оплатить также и подключение - порядка 400 рублей. 
- Когда включат?
- Завтра! А вообще в течение двух дней.
- Завтра??? А сегодня никак нельзя?
- Нет, вечером мы передаем списки на завтра.
Что ж, протянем еще как-нибудь. Детям в некотором роде понравилась эта «игра» - свечи и все такое. Они еще не понимают, что отсутствие электричества - это отсутствие привычного  комфорта: пришлось разморозить холодильник, благо, зима! Кое-что можно вынести на балкон. Не работает микроволновка, темень в ванной и туалете. Нарушен привычный режим - тихонько поработать дома, посмотреть мультики или фильм. 
Прошла пятница, а свет так и не дали. В конце рабочего дня звонить куда-либо было уже бесполезно. В темноте прошла суббота. Суббота у нас день стирки, и, конечно же, вспоминаешь, что без электричества даже не постирать накопившееся за неделю. Грустно.
Грустно, и вместе с тем гложет чувство вины: плати вовремя, и ничего тебе не отключат. А раз уж отключили, терпи всю эту эпопею несколько дней. Урок этот, конечно, запомнится надолго.

Как это случается
Как нам рассказал начальник отдела по работе с потерями электроэнергии ОАО АК «Якутскэнерго» Максим Наконечный, отключить электроэнергию могут, если потребитель, накопивший задолженность свыше двух месячных размеров платы за коммунальную услугу, оставил без внимания направленные ему предупреждение и уведомление. Если потребитель не в состоянии оплатить сразу всю сумму задолженности, он может заключить соглашение о рассрочке платежа.

Примеры непримерных горожан
Мы выехали на очередной рейд по приостановлению подачи электроэнергии злостным неплательщикам вместе со специалистами ОАО АК «Якутскэнерго». В тот день в городе работало пять бригад. Две группы отправились к юридическим лицам, имеющим задолженность, остальные — по адресам жилых домов. Мы выехали в один из домов в районе Залога. По нашему приезду уже работала бригада специалистов, производя отключение от опоры при помощи спецтехники – автомобиля с подъемником. Дом красивый, аккуратный, не из дешевых. И почему там не платят за свет? Оказалось, что здесь живут арендаторы, хозяева оставили на них долги, и, по словам жителя, они договорились о покрытии долга в счет аренды. «Я, честно, неделю назад заплатил, - говорит жилец. – Мы недавно тут стали жить, да тут нет проблем. Зачем отключают — непонятно». Хотелось встать на защиту бедного жителя, но работники «Якутскэнерго» прокомментировали, что должнику предварительно направляли уведомление, предупреждали, а в день выезда проверили по базе данных, что никакой оплаты произведено не было. «Многие отвечают, что уже оплатили, но не могут даже квитанции по оплате показать», - объяснил Максим Наконечный. Обидно, ведь я поверила человеку на слово.
Далее мы выехали в один из многоквартирных деревянных домов в этом же районе. Тут проблема другая — сварщики УК «Сайсарская» без договора подключились к электрощитку дома и сваривали трубы. Казалось бы, молодцы, работают ведь, не сидят без дела! Ан нет, для работ нужно обязательно заключать договор и просить разрешение на пользование электроэнергией. 
Заехали в один дом по улице Неустроева с бригадой, которая обследует приборы учета. Вот как все это происходит: бригада под руководством милой девушки с тонким голоском стучится в ворота двора. Лают собаки, ответа нет. Девушка настойчиво продолжает стучать. Кажется, что никто уж не выйдет. Но вот слышатся шаги, и кто-то громким, страшным ревом спрашивает: «Кто?!». «Энергосбыт, пришли счетчик ваш посмотреть», - говорит девушка, и нас впускает во двор дед. Выясняется, что во дворе стоят три пристроя к одному дому, в каждом — свой электросчетчик, а в базе данных у энергетиков числится только один. «Дом идет скоро под снос, поэтому мы тут ничего не меняем», - говорит одна из жителей. Выяснение обстоятельств потребует немалого времени. Но бригада все кропотливо отрабатывает и записывает данные счетчиков. В будущем семьи должны будут оплачивать все «по-честному».
Приезжаем на улицу Байкалова, стоит высоченный коттедж. Жителей дома нет. Энергетики действуют по правилам — предупреждение и уведомление хозяевам вручили, сроки по документам прошли, а долг — 55 тысяч рублей – так и висит. Бригада со спецтехникой работает слаженно, 8-10 минут уходит на отключение от опоры, и света в доме нет. Хозяев, которые вовремя не позаботились об оплате долга, по приходу домой ожидает «сюрприз».
«В таких случаях подавляющее большинство потребителей стремится как можно скорее погасить долг. Ограничение подачи энергии — это одна из крайних и действенных мер воздействия на неплательщиков», - говорят работники «Якутскэнерго». 
Чтобы избежать отключения электричества, энергетики настоятельно рекомендуют тем, кто накопил долги за электроэнергию, рассчитаться. 


Если человек оказался в трудной жизненной ситуации, то у него есть возможность расплатиться в рассрочку.


Портрет неплательщика
Почему так происходит? У людей нет денег? Им лень идти до кассы или тянуться к компьютеру с интернетом? Они не знают необходимости оплаты электроэнергии? На все эти вопросы ответил Максим Наконечный:
- Проблема сложилась еще с советских времен. Люди считают, что электричество как жизненно необходимую услугу им ОБЯЗАНЫ давать. Но электроэнергия — это продукт нелегкого труда энергетиков. Ведь никто не приходит в пекарню и не говорит: «Дайте мне хлеба на два месяца вперед, а я вам потом заплачу». Если человек возьмет хлеб бесплатно, то продавец скажет: «Вы не заплатили, отдайте», - вопросов не возникнет, и он вернет. А когда мы говорим, что лишаем электроэнергии, картина иная. Ведь нужно еще и доказать, что он владелец, что он потребил, что он злоупотреблял, вручить уведомление, что мы собираемся лишить электричества — очень много нюансов. Довольно проблематично ограничить человека в электроэнергии, и люди этим пользуются. Большинство неплательщиков составляют вполне обеспеченные люди. Так, например, среди должников очень много тех, кто сдает жилье внаем. Получается, что они имеют неплохую выгоду от аренды, а своих обязанностей по оплате коммунальных услуг, в том числе электроэнергии, не выполняют. Так что причина неплатежей во многом кроется в недобросовестности абонентов.

К Новому году с долгами расстаются
Как говорят энергетики, в канун Нового года потребителей, желающих избавиться от долгов, прибавляется. К этому времени кассы Энергосбыта начинают работать без выходных. Можно оплатить электроэнергию и через интернет. Словом, возможностей достаточно. Главное для должников – на загонять проблему в угол, а стараться решить ее.


Долги возвращаются
По итогам декады по снижению задолженности среди населения, которую провело «Якутскэнерго» в ноябре этого года, около 1000 жителей республики погасили задолженность за электроэнергию.
2,8 миллиона рублей оплачено.
57 абонентов заключили соглашения о рассрочке оплаты долга на сумму свыше 800 тысяч рублей.
3363 предупреждения об оплате долга вручено.
1138 уведомлений об ограничении подачи электроэнергии получили должники.
688 абонентам отключена электроэнергия. Общая сумма их долга — больше 6 миллионов рублей.
Составлено 70 актов о бездоговорном и безучетном потреблении на сумму 901 тысяча рублей. 
Количество показов: 2466
Выпуск:  № 141 (2366) от 12 декабря 2014 г.