Уже стало традиционным на страницах газеты знакомить читателей с командой окружной администрации и сегодня мы беседуем с человеком, который отвечает за финансово-экономический блок, заместителем главы города, Михаилом ВОРОБЬЕВЫМ." /> Михаил ВОРОБЬЕВ: Стараюсь быть честным с людьми

Михаил ВОРОБЬЕВ: Стараюсь быть честным с людьми

26.03.2019 
Автор: Екатерина Окорокова
Количество показов: 703
Уже стало традиционным на страницах газеты знакомить читателей с командой окружной администрации и сегодня мы беседуем с человеком, который отвечает за финансово-экономический блок, заместителем главы города, Михаилом ВОРОБЬЕВЫМ.
— Основные принципы – сдержать данное слово. Стараюсь быть честным с людьми, и в работе, и в жизни. Люблю и умею работать в команде, я по натуре командный человек. 
И второе – никогда нельзя останавливаться в развитии. Человек, специалист, тем более руководитель, должен постоянно уделять время самообразованию. Есть пословица хорошая: «Век живи – век учись!».

— Михаил Сергеевич, в чем заключаются ваши должностные полномочия?
— Я курирую финансово-экономический блок. Это довольно крупное направление в окружной администрации. В блок входят: департамент экономики, департамент финансов, департамент по внешним связям и реализации инвестиционных проектов, департамент предпринимательства, потребительского рынка, развития туризма и транспорта, департамент имущественных и земельных отношений (агентство по управлению муниципальным имуществом и агентство земельных отношений), управление муниципальных закупок. Деятельность транспорта — это МУП «ЯПАК» и частные перевозчики, которые работают на территории города. Кроме того, я председатель наблюдательного совета Фонда развития города, который предоставляет займы предпринимателям. 

— Чем занимаются все эти структуры?
— Если мы говорим про экономику, то это, во-первых, ценообразование, экспертиза цен, цены и тарифы на услуги, которые касаются каждого горожанина. В частности, это жилищные услуги в тех домах, где собственники не выбрали управляющую компанию. Мы также устанавливаем и регулируем тарифы на пассажирские автобусные перевозки. В прошлом году, напомню, мы снизили стоимость проезда в городских автобусах. А с 1 апреля вступит в силу единый пригородный тариф, который составит 60 руб. за наличный расчет или 51 – за безналичный. Департамент экономики определяет и формирует стратегию социально-экономического развития города, его инвестиционную политику. К слову, в этом году мы актуализировали Стратегию развития Якутска до 2032 года, совместно с депутатами гордумы проделан большой объем работы. 

Департамент финансов отвечает за формирование и исполнение бюджета города, корректирует стратегию и направления бюджетного процесса. 
Департамент предпринимательства, потребительского рынка, развития туризма и транспорта отвечает за состояние и развитие тех направлений, которые указаны в его названии. Это важнейшее направление работы, поскольку предприниматели своими налогами обеспечивают до трети всех поступлений доходной части бюджета. Для нас важно, чтобы Якутск всегда был комфортным городом для развития малого и среднего бизнеса. 
Департамент внешних связей и реализации инвестиционных проектов отвечает за развитие внешних экономических и гуманитарных связей Якутска с другими муниципальными образованиями, а также за участие города в международных проектах, например, ООН-Хабитат, побратимские города. 

Муниципальный заказ – все что связано с муниципальными торгами. Для нас важно обеспечить прозрачность и экономическую эффективность, исключить любые формы аффилированности и злоупотреблений в этой сфере. Кроме того, за счет конкурентных торгов бюджет получает серьезную экономию денег. В 2018 году, к примеру, экономия составила более 180 млн рублей. Эти деньги были перераспределены на другие направления, например, в сферу ЖКХ. 
Департамент имущественных и земельных отношений самый сложный, потому что в составе есть земельные отношения: предоставление участков многодетным семьям, дачникам, льготникам, выделение земли под объекты бизнеса или строительства. Большая работа сегодня ведется по бесхозным объектам, которых на территории городского округа за многие годы накопилось более шести тысяч. 

— Из чего складывается ваш рабочий день? 
— Ежедневный рабочий график, как и у любого другого заместителя мэра, очень плотный: совещания, встречи, переговоры, комиссии. В основном это работа с курируемыми подразделениями: формируем основные направления работы на краткосрочный и среднесрочный периоды; обсуждаем стратегические вопросы; корректируем нашу деятельность и планы – в зависимости от изменений в федеральном или рес­публиканском законодательстве, в соответствии с задачами, которые ставит глава города, с запросами жителей города. 

Регулярно принимаю участие в рабочих встречах с республиканскими министерствами и ведомствами. Встречаемся и с потенциальными инвесторами, российскими и зарубежными; либо с идейными людьми, предпринимателями, которые предлагают реализовать какой-нибудь проект в городе. Принцип открытости власти всегда должен работать в интересах города и горожан. 

Достаточно часто, для того чтобы принять правильное решение, мы с коллегами собираемся в моем кабинете, проводим «мозговые штурмы» со специалистами, что называется, «крутим вопрос», ищем варианты до тех пор, пока не найдем наиболее эффективное его решение
Кроме того, я участвую и возглавляю больше двадцати комиссий, в том числе межведомственных, начиная от комиссий по необоснованным отказам в предоставлении земельных участков, заканчивая межведомственными комиссиями по легализации теневой заработной платы. 
Мы активно работаем с депутатами городской думы, поэтому я, как заместитель главы, принимаю участие практически во всех заседаниях ЯГД и комиссий, президиума и на самих сессиях. 

— Как идет работа с ЯГД? Помнится, они в начале работы команды пытались палки в колеса вставлять.
— Это ошибочное мнение. Считаю, что у нас вполне нормальные, деловые отношения. Друг друга понимаем, по крайней мере, стараемся. Мы же делаем общее дело во благо города, поэтому каких-либо принципиальных разногласий нет. По некоторым темам, да, бывает, спорим, но это рабочие моменты, нормальная практика взаимоотношений исполнительной и представительной ветвей власти.  

— Расскажите о некоторых реализуемых в городе проектах, за которые отвечаете вы.
— Я уже говорил выше про снижение тарифа на проезд в общественном транспорте. Кроме того, мы ускорили процесс внедрения электронной оплаты проезда в автобусах. Здесь есть определенные нюансы технического характера, но в целом сегодня большинство пассажиров пользуется безналичной оплатой. Для этого созданы необходимые условия: автобусы оснащены терминалами оплаты, в продаже имеется ассортимент многоразовых электронных карт в соответствии с запросами населения. Это выгодно всем – перевозчикам, пассажирам и городу. 

С 1 июля все наши перевозчики, включая ЯПАК и частников, должны перейти на кассовую технику. Чтобы не плодить кассовые аппараты и валидаторов новых моделей (на которые, конечно, потребовались бы серьезные средства), достигнуты договоренности, что будут усовершенствованы существующие валидаторы – за счет замены электронных компонентов. Это обойдется существенно дешевле. 

— Автобусный парк будет обновляться?  
— В прошлом году были закуп­лены первые автобусы «Вектор», и мы продолжим работать в этом направлении. Городу очень необходимы автобусы среднего класса, поскольку у «пазиков», которые сегодня составляют основу автобусного парка города, пассажировместимость и уровень комфорта не соответствуют современным требованиям. 

Мы остановились на «Векторе», потому что это самый удобный для Якутска северный вариант, работает на газе. Они неплохо зарекомендовали себя в зимнее время, перевозчики в основном отзываются положительно. 
Недавно делегация встречалась с группой компаний ГАЗ «Дивизион «Автобусы», договорились покупать машины практически по той же цене, что и в прошлом году.  

В бюджете предусмотрено 50 миллионов рублей на кредитование частных перевозчиков через фонд развития города. К нам поступило предложение от предпринимателей в сфере перевозок, чтобы предоставлять заем не на всю сумму стоимости автобуса, а на первоначальный взнос для лизинга. Тогда у нас появится возможность приобрести минимум в два раза больше автобусов. Если в прошлом году мы приобрели 17 новых автобусов, то в этом году, если все получится, обновим не менее тридцати.

В Фонде развития города думают, как можно реализовать такую схему, при этом со стороны лизингодателей уже есть положительное заключение. Они готовы предоставить новые автобусы в лизинг. 

Еще одно изменение по фонду, выгодное для предпринимателей: мы увеличили срок предоставления займа с трех до пяти лет. Учитывая семь процентов годовых, многим было трудно рассчитываться в такой короткий срок, за пять лет, конечно, легче. Это положение действует уже с 1 января 2019 года.
Если говорить в целом про фонд, то сумма в 2019 году составляет всего восемьдесят шесть миллионов рублей. Из них пятьдесят миллионов – это автобусы, и тридцать шесть — на другие направления предпринимательства. Все эти деньги теперь могут быть предоставлены на срок до пяти лет. 

— Каково это вообще держать в руках финансы всего города?
— Обеспечивать финансовыми ресурсами город, в котором проживает треть населения республики,  непросто. Потребности социальной сферы, жизнеобеспечивающей инфраструктуры в финансах огромные и растут с каждым годом, а бюджет ограничен. 
Сегодня мы активно строим объекты социальной инфраструктуры. Во-первых, вводятся объекты по ГЧП-1 (государственно-частное партнерство), также за счет средств федерального, республиканского и городского бюджетов в прошлом году приобрели несколько зданий, которые сейчас должны реконструировать и организовать в них учебный процесс. 

Выкуплены помещения под ясли. Для запуска их в эксплуатацию необходимы средства на ремонт, оснащение необходимым оборудованием и инвентарем. В связи с тем, что расширяется инфраструктура таких объектов, нужны новые сотрудники, штаты, а это заработная плата. Поэтому по социальному блоку нагрузка на бюджет растет ежегодно. 

— Как вы планируете увеличить бюджет города?
— Мы строго следим за эффективностью и целевым расходованием бюджетных средств, пополнением доходной части бюджета. Налоговые доходы, конечно, растут из-за НДФЛ, налогов с предпринимательской деятельности. Вместе с тем мы должны уделять больше внимания повышению собираемости неналоговых доходов, в частности за аренду земельных участков. За многие годы задолженности по этому направлению накопилось более 900 млн. 
Сегодня идет большая помощь из бюджета республики. Однако и здесь нам совместно с депутатами гордумы и Ил Тумэна есть над чем вместе поработать. Например, в части увеличения норматива отчисления городу по налогу на доходы физических лиц с нынешних 40% (60% идет в бюджет республики) до 45%. Это позволило бы получить в бюджет города около 600 млн ежегодно. Мы также заинтересованы в увеличении субсидий Якутску на исполнение столичных функций, сегодня их явно недостаточно. 
С бабушкой Марией Михайловной
— Какие планы в работе?
— В целом по городу предстоит огромный пласт работы по ремонту и реконструкции улично-дорожной сети. В этом году на эти цели запланировано один миллиард четыреста девяносто шесть миллионов. Это беспрецедентная для Якутска сумма. Она формируется из трех источников финансирования: по пятьсот миллионов из республиканского и городского бюджетов и остальное – федеральные деньги в рамках реализации программы «Безопасные и комфортные дороги». Планируется отремонтировать 25 километров дорог и построить три мостовых перехода.

Перед нами также стоит задача инвестиционной политики. Ряд проектов, которые мы хотели бы реализовать на территории города. Во-первых, закончить процесс реализации проекта, который был начат еще при Айсене Сергеевиче по многоэтажным автоматизированным парковкам. Сейчас ищем место, чтобы предложить инвестору.

Еще одна задача – развитие туристического  бизнеса.  Для того чтобы был вариант размещения туристов, нужно место и строительство гостиницы. Мы сами не будем строить, а привлечем для этого инвесторов. Опять же нужно найти и предоставить землю. 
В рамках инвестиционного проекта рассматриваем строительство четырех бань на территории Якутска. Причем это не только социальный проект, но и необходимость в рамках гражданской обороны. Такие объекты должны быть в городе. Они будут размещены в тех районах, где много неблагоустроенного жилого либо частного фонда: 17-й квартал, Промышленный округ, Строительный, Автодорожный. Находимся в стадии поиска земельных участков и в дальнейшем будем заниматься поиском инвесторов для вложения денег в эти проекты.

Также продолжаем начинания Ирины Алексеевой, главного архитектора по благоустройству городских общественных пространств, с участием предпринимателей. Даем разрешение предпринимателю облагородить общественное пространство и в то же время разместить там на какой-то части объект дохода. Сейчас пять проектов находятся в стадии согласования. С весны начнем.

— Вы уже работали в окружной администрации. Каково это – снова вернуться на муниципальную службу?
— Я приобрел хороший опыт работы в коммерческих предприятиях, в системе ЖКХ и, вернувшись в администрацию, во многом пересмотрел все свои взгляды на работу муниципального чиновника. Мне прекрасно известны основные проблемы, сложности, с которыми сталкивается малый бизнес при работе с органами власти, поэтому в большинстве ситуаций правильное решение находить проще. 

Какой основной принцип работы частного предприятия? Тебе нужно заработать, для того чтобы содержать предприятие, своих работников, и дальше развиваться. Принцип – ты должен заработать. Вторая задача – грамотно и эффективно использовать средства. Нужно вложить деньги так, чтобы они принесли максимальную отдачу, я использую этот принцип в своей нынешней работе. Лучшей модели управления, чем бизнес-менеджмент, пока не придумано. В том числе для органов власти. 

— Как попасть к вам на прием?
— У меня установка — записывать на прием только тех людей, кто уже прошел все инстанции и не добился решения вопроса. Во многих случаях решение конкретной проблемы возможно на других стадиях – на уровне управ, департаментов, управлений. Конечно, в официальные приемные часы я, согласно своим прямым обязанностям, веду прием граждан. Если есть время в рабочем графике, стараюсь не отказывать и тем, кто пришел на прием без записи. 

— Вы женаты?
— Официально не женат, есть любимая женщина – в общем, как принято писать в соцсетях, состою «в отношениях». 

— Как вы отдыхаете, разгружаетесь от трудовых будней? 
— К сожалению, в связи с большой нагрузкой, охота и рыбалка уже несколько лет назад отошли на второй план, три-четыре раза за год получается, не чаще. На охоту я выезжаю не ради добычи. Мне нравится просто без машины пешком пройтись по лесу, посмотреть, подышать свежим воздухом.  Больше всего люблю «тихую» охоту – собирать грибы. Основное хобби на теплое время года – это дача. Выращиваю овощи, например, в прошлом году у меня был неплохой урожай кукурузы и капусты. Посадил интересные сорта огурцов. И в течение всего периода ухаживаю за этим хозяйством сам. Ягоды в лесу не собираю, на участке несколько хороших кустов черной смородины. 
d18b5e1a-d955-485b-ae5d-0a9e8d99074a.jpg
Очень люблю собак, у меня их две. Одна «дворянка», я ее подобрал на улице. Вторая –алабай. Он участвовал в выставках, чтобы получить паспорт, но это скорее собака для души. А летом у меня на даче живут сразу три собаки. Третья – это пес моих друзей, которого я им нашел и пристроил. Она тоже беспородная. Зимой живет в доме, а летом приезжает на природу. 

Еще одно увлечение – это ремонт машины. С серьезными поломками, конечно, обращаюсь в автосервис, но и сам очень люблю повозиться с ходовой частью, свечи, например. Кроме того, я давно увлекаюсь компьютерными технологиями. Сейчас времени, правда, тоже не хватает. Нравится изу­чать работу на прикладных программах, на прежней работе, к примеру, сам своими руками установил систему видеонаблюдения, провел местную телефонию. 
Люблю готовить. Но в основном не в зимний период, а летом на огне. Это не только шашлык, но и плов, другие блюда на гриле. 
53687a81-6144-4093-a5f3-2590c6cba2be.jpg
— Это все хобби для лета, а чем вы занимаетесь долгими зимними вечерами?
— Читаю. Если есть возможность, приобретаю аудиокниги. Это что-то такое, что осталось  маленькое… из  детства. Мне нравится, когда  не просто один голос читает, а постановка, несколько голосов, музыка. С детства помню, когда были пластинки, мы прослушивали их на проигрывателе. 

Люблю книги в популярном жанре «постапокалипсис», в стиле «Метро». Сейчас читаю вторую часть книги «Каждому свое» Сергея Тармашева. Мне в таких книгах нравятся не столько фантастические картины поверженного мира, сколько описание взаимоотношений между людьми в экстремальных ситуациях, психология, проблема выбора, ответственности за близких тебе людей, за порученное дело. 

Нравится отдыхать, занимаясь физическим трудом. У меня дома все никак ремонт не может закончится, и им я тоже занимаюсь сам. Белить-красить я не буду, найму мастеров, а вот полочки собрать – это мое: люблю работать с деревом. На даче тоже все сам: вставить окна, перестелить крышу, поправить забор и так далее. 

Екатерина Окорокова
Количество показов: 703
Выпуск:  №10 (2690) от 14 марта 2019