Потерял квитанцию — поможет биллинг!

25.11.2019 
Автор: Виктория ВЛАДОВА
Количество показов: 76
Сегодня мы знакомим читателей с работой МКУ «Расчетно-биллинговый центр» и ее руководителем Галиной Бонарь. 

— Галина Михайловна, в чем заключается ваша работа?
— У Расчетно-биллингового центра Якутска несколько задач. Основные: мы производим начисления и контроль жилищно-коммунальных услуг населению и следим за повышением удовлетворенности населения и юридических лиц по начислению за ЖКУ.

— А начисление разве не управляющие компании делают?
— Нет. Программный продукт «Единая интегрированная информационно-аналитическая система ЖКУ» — наш, и начислением занимаемся мы. Информацию, кому и как, представляют УК. Например, вы УК, и у вас есть пять домов. Вы приходите к нам и говорите: мы хотим работать с вами, чтобы все начисления шли в вашем программном продукте. И мы помогаем ввести в базу все данные по домам УК и ТСЖ — всех проживающих, технические характеристики дома и т. д. — и после начинаем считать ЖКУ. В 2014 году республика купила программу, и Якутск был выбран пилотным проектом по внедрению ЕИИАС ЖКУ. Теперь на ней уже два года работает вся республика. Следим за применением правильности тарифов при начислении ЖКУ. Раз в год, 1 июля, когда изменяется тариф, мы вносим данные для расчета всей системе. Также в наши обязанности входит и разноска других изменений: площадь жилья, численность прописанных и т. д. 

— Откуда берете данные, чтобы вносить изменения?
— УК представляет в официальном письме со справкой. Мы вносим изменения, и они сразу отражаются во всех программах, к примеру, в паспортном столе о выписке гражданина или, наоборот, о прибавлении жильца. 

Вся информация, которая есть у нас, хранится в централизованном хранилище в правительстве. Мы гарантируем ее достоверность и сохранность. Кроме нас, никто не может внести какие­-либо изменения. В любой момент руководство города или республики может посмотреть достоверные данные по начислению, оплате, задолженностях населения перед УК и ресурсниками. 

— Как давно работает система биллинга?
— В январе будет пять лет, как мы работаем. За это время в нее попало уже 82 процента всех УК и ТСЖ города. 

— Почему была выбрана именно эта программа? 
— Это мощная программа, гораздо сильнее своих предшественников. Самое главное, что в ней можно осуществлять контроль за правильностью начислений и оплатой населения в любое время. Благодаря этой системе, руководство города и республики всегда в курсе обстановки по ЖКУ. Также по запросу мы регулярно представляем сводные данные руководителям за полгода, за год: сколько начислено, оплачено и осталось оплатить. Можно сделать отчеты поквартирно, по домам, по УК в целом. Но это только по долгам населения перед УК или ресурсниками. Взаимоотношения между юридическими лицами, к примеру, сколько УК должна «Водоканалу», мы представить не можем. 

— Если выставлялись счета, а потом пошла экономия и нужен перерасчет, это отражается у вас в программе? Данные изменяются?
— Перерасчет возможен только по отоплению. По закону это можно делать не реже одного раза в год. Жильцы сами принимают решение, когда это делать — либо по окончании отопительного сезона, либо за год. В основном все проходит через нас, но только после решения общего собрания жильцов дома. В программе есть данные по приборам учета, и, исходя из них, производится расчет. 

— Какая от вас польза населению?
— Жители приходят к нам постоянно. Обращаются с жалобами, просьбами разобраться в начислениях, объяснить, где что пошло не так, откуда взялись те или иные суммы в квитанциях. Поменять площадь, численность проживающих. Мы помогаем всем.

— Как это поменять площадь? Квартира не может раздуться.
— Элементарно. Если у вас в общежитии была комната, а вы у соседей выкупили еще одну и присоединили к своей, вот площадь и увеличилась. 

— Разве не УК должны общаться с жильцами и объяснять строки расходов в квитанциях?
— Не все жители доверяют сотрудникам УК. Иногда к нам идут искать истину в последней инстанции. Опять же бывает такое, что у работников компаний и ТСЖ не хватает знаний объяснить, как начислен тариф. Есть разные нюансы: думают, что программа не так посчитала. Идут к нам. Приходится проверять и на бумаге доказывать, что все правильно посчитано. Иногда говорят, что при расчете общедомовых приборов учета взяли неправильную площадь. Проверяем, ищем копию технического паспорта, благо у нас есть архив ПТУ жилищного фонда города. 

— Когда к вам можно подойти и получить консультацию, разобраться в квитанциях?
— В любое рабочее время с 9.00 до 17.15, перерыв на обед с 13 до 14 ч., кабинет 13. Если есть письменное заявление, то через секретаря в кабинете № 10. Мы никому никогда не отказываем. Отвечаем быстро. 

Помимо этого, принимаем участие в Едином информационном дне, акции «Грамотный потребитель» от Министерства ЖКХ и прочих мероприятиях для просвещения людей по начислению ЖКУ.

Недавно с ресурниками выступали в СМИ по оповещению владельцев частного сектора (ИЖС) — рассказывали о необходимости регистрации права на жилье. 
С налоговой недавно работали. Они попросили дать информацию-напоминание «Заплати налоги до 1 декабря!». Разослали письма в УК, ресурсникам о том, что нужно на квитанциях внести текст и разместить объявления в пунктах приема платежей. 
Вот так сотрудничаем со всеми представителями коммунальных служб. 

— Сейчас горожанам приносят целый ворох квитанций: «Водоканал», «Энергосбыт», «Якутскэкосети», УК и т. д. Нельзя их как-то объединить посредством биллинга?
— Можно, и мы не раз поднимали этот вопрос на уровне правительства республики. К сожалению, не все ресурсники согласны, и пока людям приходится разбираться с каждой бумажкой, чтобы не потерять нужную и все оплатить вовремя. 

— Во сколько обходится ваше обслуживание УК и ТСЖ и сколько копеек они добавляют в тариф из-за этого?
— Для населения и УК биллинговая система бесплатна. Юридическое лицо, которое заключает с нами договор, в программном продукте ничего за это не платит. Эта система тем и хороша, что за обслуживание не несет дополнительной финансовой нагрузки на плечи УК и, соответственно, жителей. 

— Наш биллинг связан с общероссийской программой учета ГИС ЖКХ, где также отражаются оплата и начисления?
— ГИС ЖКХ работает всего два года. Если честно, не очень слаженно. Бывают сложности, например, при начислении оплаты по одному дому нужно внести тысячи показателей. В августе 2018 года были практически завершены работы по интеграции данных из биллинга в ГИС. УК в конце месяца нажимает на кнопочку, и жильцы видят, сколько к оплате. Или сами жильцы могут зайти в эту программу, найти свой лицевой счет, ввести данные приборов учета и получить сумму начисления. 

— Если потеряли квитанции, можно у вас взять копию для подтверждения оплаты за определенный период? Бывает, что УК отправляют повторные квитанции на оплату или «рисуют» несуществующие долги жильцам. 
— У нас можно посмотреть историю платежей. Пишите заявление, что хотите узнать. Просите проверить начисление, оплату, финансовые счета помесячно — пожалуйста. Мы все делаем. Помимо того, что обеспечиваем хранение информации о расчетах и начислениях, у нас есть справочная база тарифов и нормативов. Ведение базы данных по жилищному фонду, муниципальная собственность, приватизированная жилплощадь — все данные по жилищному фонду города. 

— Если человек не согласен с вашими объяснениями по оплате ЖКУ?
— С законом спорить очень тяжело, а мы работаем только на основании законодательства. Мы тщательно подходим к ответам на разные каверзные вопросы. Прежде чем ответить, делаем запросы в инстанции, какие только можно. Бывают ситуации, когда дом из одной УК передается в другую. Мы направляем запрос в УГСЖН (Управление государственного строительного и жилищного надзора), появился ли этот дом в новой организации УК в лицензиате, и только после этого меняем адресное пространство. Открываем новой УК расчеты по дому, предоставляем лицевые счета. 

— Вот почему бывает задержка квитанций при переходе из одной УК в другую, и люди не знают, куда платить…
— Конечно. Это происходит примерно в течение месяца. Но мы без данных УГСЖН не открываем новые счета. За любой ответ несем полную ответственность, и срывов у нас не было. Работаем в жесточайших рамках законодательства. Здесь нельзя ошибаться, нельзя сказать: «Мы не знаем» или «Непонятно, как считается». Это же чужие деньги. Все основано на Постановлении 354 либо на каких-то других нормативных актах, где прописаны все формулы расчета, и они заложены производителем программы в основу биллинга. Мы не можем сами ничего изменить, вбить неправильную формулу. Если меняется формула расчета, то это делаем не мы, а в Казани. Они меняют внутри программного продукта, и у нас автоматически обновляется. В программе также нельзя ничего внести, добавить или удалить незаметно. Можно откорректировать, сумму поменять, но данные о том, кто это сделал, во сколько, когда и где, никогда не стираются. Каждый сотрудник заходит под своим паролем.

— Сколько человек работает в биллинговом центре и какое должно быть образование у сотрудников?
— Четырнадцать человек. Все с высшим экономическим или бухгалтерским образованием. И обязательно полное знание Жилищного кодекса и всех нормативных актов по жилищному законодательству. К сожалению, пока в стране не готовят специалистов с профильным образованием производственников ЖКХ. Учим работать на месте.
За год мы уже обработали около пяти тысяч заявлений от населения, УК и т. д., и это не считая служебных записок.

— Что за служебные записки?
— От УК, ресурсников с просьбой выставить услугу, перенести произведенную оплату, поменять степень благоустройства, изменить количество прописанных, сделать перерасчет за недопоставленную услугу, разделение счетов и т. д. Вот, к примеру, нужно внести оплату за услугу консьержа в каждую квартиру. Мы должны занести услугу на весь дом, выставить тариф, проверить, встала ли оплата на все квартиры, корректно ли рассчитывается, и потом уже считать, что отработано. 
Бывает, что УК отправляет запрос в УГСЖН, а они перенаправляют к нам, и мы отрабатываем письмо, представляем данные, заверяем. 
Вот еще заявка: поставщик неправильно принял оплату и просит пересчитать и перенести на другой месяц. 

Следующий запрос от Агентства субсидий: «сто лет назад», в 2018 году, выдали справку о задолженности, и мы теперь должны объяснить, откуда она взялась, перелопатить весь год, чтобы дать ответ. Проанализировать все, действительно осталась ли такая задолженность или это была ка­кая-то корректировка. 
Бывает, что нужно изменить данные в двух строчках, а работы на целый день. 

Большая работа проделана с половины 2018 года, мы готовились к началу начислений по ТКО. Проведена инвентаризация практически всего жилого фонда. Раньше у нас не было частного сектора в начислениях в полном объеме. Пришлось вносить. Когда в начале 2019-го ввели расчеты по ТКО, мы очень быстро включились в работу и стали считать ЖКУ за вывоз мусора. 

— А сами ресурсники или УК не могут внести корректировки по оплате?
— Могут, но они несут все к нам. Снимают с себя ответственность. Есть компании и ТСЖ, которые сами занимаются разноской, а у кого-то не хватает знаний, и они перекладывают ответственность на нас. Мы не отказываем. Телефонные звонки к нам поступают регулярно. Если они не требуют какой-то подготовки или большого информационного блока, к примеру, выставить счета, то проблему решаем сразу. 

— Куда звонить?
— Секретарь — 40-88-10, расчетный отдел — 40-88-13. 

— Какие услуги, кроме корректировки оплаты услуг от населения, вы оказываете юридическим лицам?
— Согласовываем объемы для получения субсидий ресурсникам. Чтобы получить субсидию, к нам приходят «Водоканал», «Энергосбыт», «Жилкомсервис» и т. д. Мы сверяем данные отчетности, которые они представляют, и если они «бьются», то организация получает субсидию на разницу тарифов от республики. Это миллиарды рублей. Если данные не сходятся, то переделывают. Не подписываем, пока не сойдется каждая цифра. 

Фото героя материала
Количество показов: 76
Выпуск:  №46(2726) от 22 ноября 2019