Директор Центра информационных технологий Александр ИГНАТЬЕВ: «Мы всегда на ногах»

16.12.2019 
Автор: Виктория ВЛАДОВА
Количество показов: 226
Существует расхожее мнение о том, как выглядит системный администратор. Воображение услужливо рисует образ замкнутого, даже нелюдимого человека, косматого, в старом растянутом свитере. Он появляется, когда ломается компьютер, испытывая желание высказать о «юзерах» все, что думает. Чинит аппарат и удаляется в свой мир проводов, флешек, разобранных компьютеров и Интернета. А вам интересно, как выглядит системный администратор мэрии?

Сегодня мы в гостях у директора Центра информационных технологий Якутска Александра ИГНАТЬЕВА:

— Александр Валерьевич, вы главный сисадмин мэрии?
— Грубо говоря, да. Наше ведомство работает по трем основным направлениям: сопровождение и внедрение муниципальных информационных систем, техническое обеспечение структурных подразделений и информационная безопасность. Учреждение создано в 2011 году, и основная задача — это внедрение информационных технологий в городском округе для поддержки и принятия управленческих решений. В штате двадцать два человека на четыре отдела и управленческий аппарат. Если происходят сбои в работе, вызывают службу техподдержки из нашего учреждения. Одна из наших задач, чтобы все работало бесперебойно и вовремя обновлялось программное обеспечение. 

— Какую пользу вы приносите горожанам?
— Наша работа приносит больше пользы окружной администрации, чем населению. Хотя и для горожан мы ведем несколько полезных программ и приложений: геопортал Якутска, где отражены все сведения с корпоративной системы по имуществу и градостроительству. По адресу map.yakadm.ru стекается вся информация: адресный план, генеральный план городского округа с разграничением всех жилых, промышленных, строительных и прочих зон, земельные участки, расположение рекламных конструкций. Любой человек может зайти туда и посмотреть, где и что находится. Ресурс очень необходим при поиске участков под ИЖС, оформлении документов, планировании строительства и т. д.

Кроме прочего, мы сопровождаем так называемый автоматизированный центр контроля (АЦК) — это комплексная система по управлению городскими финансами. С помощью автоматизации деятельности структур ОА сокращается рутинная работа коллег. Помогаем учитывать все сведения. Раньше работали на бумаге или вели учет в таблицах Excel. Сейчас не нужно вносить формулы и делать отчеты вручную, для этого есть специальные программы. Там есть все, начиная от планирования бюджета, сами муниципальные закупки и исполнение бюджета. Все системы крутятся на наших мощностях и площадках. Их внедрение, установка и обслуживание — обязанности учреждения. 

— Второе направление — техническое обеспечение?
— Мы обеспечиваем все подразделения техникой — компьютерами, оргтехникой и сопутствующим оборудованием — всю окружную администрацию и структурные подразделения.

— Сколько всего компьютеров у вас на обслуживании?
— Компьютеры в трех зданиях: Ленина, 15; Ленина, 15а и Октябрьская, 20/1. Примерно 350 машин. Если случаются поломки, нужна замена картриджей, настройка принтеров, все идет через нас. Также в техническое обеспечение входит сопровождение всевозможных мероприятий, проводимых в Большом и Малом залах. Выступления главы города, проведение общественных слушаний, настройка аппаратуры, подключение презентационного оборудования, настройка камер, микрофонов. Сейчас по понедельникам идет прямая трансляция с планерок главы города, и мы ее организуем совместно с коллегами с «Якутска-ТВ». 

— Как защищаете информацию? Антивирусы ставите?
— Любая информация для служебного пользования, содержащая персональные данные либо другие конфиденциальные сведения, подлежит обязательной защите в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В декабре 2016 года нашим учреждением, одним из первых в Дальневосточном федеральном округе среди муниципальных образований, была получена лицензия Федеральной службы по техническому и экспортному контролю России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации. Данная лицензия дает нам право производить установку и настройку сертифицированных средств защиты информации без привлечения сторонних организаций. За счет этого достигаются оперативность внедрения систем защиты информации в наших муниципальных информационных системах и большая экономия бюджетных средств. Отдел, занимающийся технической защитой информации, состоит из трех человек, и они занимаются не только установкой антивирусов, но и внедрением комплексных средств обеспечения информационной безопасности, а также предотвращением кибератак.

— Какая информация подлежит защите?
— Та, которая содержит конфиденциальные сведения и информацию, составляющую государственную тайну. В структуре ОА существуют мобилизационный отдел, который занимается вопросами мобилизационной подготовки, и специальный отдел, который обеспечивает ведение секретного делопроизводства. Для них мы предоставляем специальные защищенные компьютеры, установленные в подготовленных режимных помещениях. Это не просто компьютеры, купленные в магазине, а проверенные в специальных лабораториях на предмет отсутствия устройств слежения, «жучков» и «закладок». Такие компьютеры не подключаются к локальной вычислительной сети администрации и Интернету. Это одно из главных требований, чтобы информацию не получили спецслужбы других государств и т. д.

— О, так ваш отдел — находка для шпиона? Не пытались вербовать вас или ваших сотрудников резиденты других государств?
— Вербовать не пытались, так как все сотрудники проходят предварительную проверку в Федеральной службе безопасности и только потом получают допуск к государственной тайне. 

— И это единственные сотрудники окружной администрации, которым запрещен выезд за пределы РФ?
— Все зависит от формы допуска к тем или иным сведениям, наша не ограничивает прав на выезд за границу. Но все путешествия обязательно должны согласовываться с ФСБ. Отправляем им уведомления о планирующемся выезде за пределы России. Это касается только тех сотрудников, которые имеют допуск к сведениям, отнесенным к гостайне.

— Что еще находится в вашем ведении?
— Основные системы АЦК — комплексные системы управления финансами: планирование, закупки и исполнение бюджета. Также есть система электронного документооборота. Все нормативные акты, которые выходят из ОА, проходят через систему и сразу же отправляются во все ведомства. Поручения вышестоящего руководства — распоряжения, постановления, согласования. У вашего руководства наверняка компьютер подключен к этой системе. 
Следим мы за корпоративной электронной почтой. Все рассылки, все значимые сообщения идут по этой системе.
Из обслуживаемых нами программ еще одна — ИММЕТА — комплекс программных продуктов, который затрагивает наших земельщиков, архитектуру и имущество. Все их процессы и деятельность автоматизированы. 

— Программное обеспечение, по которому работает вся мэрия, пишут ваши программисты?
— Нет. Раньше на заре нашей деятельности это было так. Был отдел, который занимался разработкой программ, но потом решили отойти от этой практики. Но время диктует свои условия, и теперь мы покупаем программы у разработчиков. Например, АЦК — из Москвы, «ИнМетав» в Уфе приобрели. Разработчик системы документооборота — тоже московский. Это большие компании, которые дают стабильность. Мы не зависим от двух-трех человек, которые, если им что-то не понравилось, могут встать и уйти, а нам потом все начинать сначала. Сейчас такое время, что экономически нецелесообразно держать программистов в штате, проще купить и сопровождать как администратор. Разработкой и внесением изменений в программы занимаются наши партнеры. 

— Двадцать два человека справляются с таким объемом работы?
— Вопрос актуальный. Конечно, людей не хватает. В некоторых подразделениях есть свои сисадмины. Например, в ДИЗО, ДЖО, АЗО и т. д, в больших структурных подразделениях предусмотрены штатные единицы. Маленькие управления и департаменты обслуживаем мы.

— Как вы пришли в эту структуру и какое у вас образование?
— Я пришел в ОА в 2009 году. У меня в этом году маленький юбилей работы в мэрии. В то время у нас был отдел информационных технологий. Начинали работу с пяти человек, а теперь мы отдельное учреждение. За десять лет возросли объемы работы и расширилась сфера деятельности. Уровень цифровизации за это время вырос в разы. Раньше все процессы выполняли вручную, сейчас все автоматизировано. Ужесточились требования к работе. Сейчас есть отдельное требование по защите информации, и для выполнения этой работы нужен целый отдел, а раньше один человек совмещал и защиту информации, и выполнял функции администратора. Все это веяние времени. Везде для работы требуются информационные технологии, и за всеми изменениями нужно следить, обеспечивать, сопровождать и защищать. Это не только упрощает работу всем служащим администрации, но и ускоряет многие процессы. Ведь идет контроль за своевременным исполнением распоряжений, ответами на запросы, обратной связью с горожанами. 

Работа интересная, никогда не бывает так, чтобы сидели без дела. Мы всегда на ногах. И, помимо основной работы, обязаны следить за новыми системами. Какие новинки, как могут пригодиться, куда применить. 

— Какое у вас образование?
— Базовое образование техническое. Я закончил Томский университет систем управления и радиоэлектроники в 2000 году и в 2016 году получил второе высшее образование по направлению «Финансы и кредит». 

— Считается, что почти все сисадмины — это такие фрики, которые ходят в растянутых свитерах, побитых молью, ни с кем не общаются и появляются, только когда случается поломка. В вашем ведомстве есть такие?
— У нас такого нет. Есть дресс-код, да и подход к подбору персонала особый. Можете посмотреть: все приличные люди. У нас даже девушки есть. Они, конечно, не бегают по управлениям с настройкой, но более рутинную работу по внесению информации в базы и т. д. выполняют именно они. 

— Вы ездите на курсы повышения квалификации?
— Обязательно. И здесь проводим, приглашаем специалистов, и сами ездим на курсы повышения квалификации. У нас есть требования по работе с защитой информации. Через каждые три года обязаны переподготавливать своих сотрудников. 

— Проводите семинары или обучающие курсы для служащих окружной администрации? К примеру, Сардану Владимировну учили обращаться со всеми этими программами?
— Процесс обучения персонала постоянно идет по всем нашим системам, начиная от документооборота, и по всем остальным системам, касающимся деятельности структуры. Всех сотрудников обучаем индивидуально. С главой тоже проводили обучение по специализированным программам. Помимо обучения, проводим аттестацию сотрудников ОА на знание систем. В этом году были аттестованы все работники, которые задействованы в работе с техникой, на знание информационных технологий.

— Прямо все прошли аттестацию?
— Пока в аттестации приняли участие 80% сотрудников. В среднем балл удовлетворительный. Остальных до конца года тоже проверим. Также в этом году было большое тестирование с работниками кадрового центра. Проверяли знание работы в системе «Дело». Собирали всех руководителей и исполнителей в Большом зале и тестировали. 

— Как можно устроиться к вам на работу и что для этого нужно?
— У претендента должно быть высшее техническое образование по профилю, связанному с информационными технологиями, и опыт работы не менее трех лет. Обязательно помнить, что при необходимости некоторые сотрудники проходят проверку силовых структур, то есть в биографии не должно быть порочащих фактов и неблагонадежных близких родственников. 
Пока вакантных мест нет, но при возникновении мы заполняем форму с требованиями и передаем в Единый кадровый центр, а те, в свою очередь, ищут в своей базе кадров и направляют информацию на биржу труда. 

Фото предоставлено героем материала
Количество показов: 226
Выпуск:  №49 (2729) от 13 декабря 2019