Саргылана Барахова – Ымыы: В прошлой жизни я была птицей

18.06.2020 
Автор: Анжелика МОТОСОВА
Количество показов: 177
Наш ысыах словно соткан из множества разноцветных лоскутков, в котором причудливым узором переплелись обычаи и традиции, сказания и предания. Якутский орнамент занимает основополагающее место в многоцветии ысыаха, его мы видим в национальных костюмах, украшениях, предметах обихода. 
И сегодня мы поговорим о таинстве знаков и символов с Саргыланой Бараховой – Ымыы, художником-дизайнером ювелирного дома «Киэргэ». Авторские работы Бараховой – Ымыы выражают ее мировосприятие: она чутко улавливает грани между тонким и физическим мирами. Поэтому ее творения, будь то эксклюзивное ювелирное украшение или картина-оберег, имеют в себе сакральный смысл.
По словам нашей героини, у человека желание защититься символами и знаками появилось уже тогда, когда он стал оставлять наскальные рисунки. С тех пор они окружают нас — это своего рода шифры, тайные смыслы которых до сих пор не раскрыты. Важно то, на чем мы заостряем свое внимание.

ПРЕД­ОПРЕДЕЛИЛ СУДЬБУ ДОЧЕРИ

Саргылана родом из Верхневилюйского улуса. Родилась в интеллигентной семье поздней осенью, в ту пору, когда на окошко их дома подлетали снегири (ымыы), и папа ласково прозвал крохотную дочь Ымыы. Это слово в якутском языке имеет еще и другое значение, которое можно перевести как талисман. Таким образом отец, сам того не подозревая, предопределил судьбу дочери.

А рисовать ее научила бабушка, которая заставляла внуков срисовывать якутские узоры для билэ. На тонкой оберточной бумаге из пачек печенья они прилежно выводили вензеля, которые потом превращались в бисер для унтов.

Бабушка была особо строга к Саргылане. Так мудрая бабушка вовлекла внучку к неисчерпаемому миру узоров, как только та научилась держать в руках карандаш. А со временем бабушка начала давать внучке задания посложней — придумывать свои эскизы.
Через годы Саргылана поняла, что рисование — это еще и терапия. Занимаясь любимым делом, можно найти успокоение, высвободиться от гнетущих мыслей. Так увлечение переродилось во что-то более глубокое, осмысленное, серьезное. 

Но перед тем как посвятить свою жизнь созданию собственных орнаментов, Саргылана изучила архивные материалы о старинных якутских узорах. Общалась с известными народными мастерами Б. Ф. Неустроевым – Мандар Уус, С. Д. Борисовой, учеными-исследователями К. С. Уткиным, З. И. Унаровой-Ивановой, Р. И. Бравиной.

Впоследствии Мандар Уус скажет о своей ученице: «Творчество Саргыланы Бараховой – Ымыы является продолжением добрых традиций наших предков. Она усиливает содержание символических рисунков словами добрых пожеланий для правильного их понимания современными людьми. Ее благопожелания воздействуют на человека по-доброму, ты словно впитываешь их удивительное тепло, чувствуешь успокоение и находишь в них утешение». 

КАК РОЖДАЮТСЯ УЗОРЫ

Ей часто снятся вещие сны, они ей помогают создавать новые образы — соединять отдельные элементы в единую форму. А иногда ей бывает достаточно взглянуть на камень, взять его в ладонь, почувствовать его тепло, и рука сама начинает выводить причудливые узоры или строгие линии. Каждый орнамент в ее работах не случаен, имеет особое значение.
Перед созданием талисмана Саргылана обязательно должна пообщаться с человеком, чтобы поближе узнать о нем: о взглядах на жизнь, традициях, обычаях, почитаемых им, о том, какие у него корни. После в ее голове, как озарение или вспышка, возникает узор, предназначенный только для него. 

Она видит судьбоносные знаки на ладони, по линиям судьбы может увидеть прошлое и будущее. Когда она отражает эти знаки на бумаге и рассказывает об их значении, люди бывают удивлены, а позже с не меньшим изумлением делятся с ней, как сбылись ее предсказания.

ТОЛЬКО ЯКУТСКИЕ СЕРЬГИ ИМЕЮТ ЗАСТЕЖКУ СПЕРЕДИ

Предки Саргыланы по отцовской линии были кузнецами. Именно от них она унаследовала любовь к работе с металлом.

Во все времена женщины стремились украшать себя: серьгами, нагрудными украшениями, браслетами, кольцами и т. д. Особую смысловую нагрузку несли якутские серьги. По ним можно было определить статус женщины. Например, можно было узнать, замужем девушка или нет, есть ли у женщины дети, у зрелых был другой стиль сережек. При этом общая форма сережек напоминает женскую фигуру.

У девушек серьги были плоскими и несквозными, а если в середине был открытый кружочек, то она замужем, если лировидные сережки — это уже многодетная мама. Висюльки на сережках говорили, что это родившая женщина. При этом только якутские серьги имеют застежку спереди.
Об успехах Саргыланы Бараховой в ювелирной отрасли говорят ее достижения за последние годы: 
  • 2014 г. Специальный приз "За высокую художественную стилизацию" XVI республиканской ювелирной выставки "Северное Сияние" (Якутск) за колье «Гармония».
  • 2016 г. Номинация "Этно Стиль" Международной выставки Junwex-2016 (Санкт-Петербург) за авторское изделие из конского волоса, натурального жемчуга и якутского серебра.
  • 2016 г. Показ авторских работ на Международной ювелирной неделе моды Estet Fashion Week (Москва).
  • 2016 г. Персональная выставка ювелирных украшений «Арктический круг» в Рейкьявике (Исландия).
  • 2017 г. Показ коллекции «Сокровища северного Тенгри» на Международной ювелирной неделе моды Estet Fashion Week (Москва), победа в номинации «Лучшая ювелирная коллекция».
  • 2018 г. Авторская выставка в Доме дизайнера «Наследие предков. Северный ветер» (Москва).
  • 2019 г. Международная ювелирная выставка в Москве: 1 место за колье «Удаганка», 2 место за набор «Этника». 

КАРТИНЫ МЕЧТЫ

Однажды в Амге Саргылана заночевала у незнакомых людей. Хозяйка была приветлива, но гостья заметила, что ее отношения с мужем и детьми были довольно напряженными. Ночью долго размышляла об этой семье, а утром подарила хозяевам рисунок-благословение и сказала: «Если верите, повесьте его на стену». 
Через несколько лет встретила ту женщину в городе, и она поделилась со своей радостью. Оказалось, после того, как повесили оберег, у них в семье все изменилось к лучшему: построили новый дом, супруги обрели гармонию в отношениях, нашли общий язык с детьми. В тот момент Саргылана решила: если люди ей верят, надо рисовать.
«На самом деле это их вера в хорошее все наладила, а рисунок — лишь опора, которая помогает делать свою жизнь лучше», — рассказывает моя героиня.
По словам Саргыланы Ымыы, наши мечты имеют магическое свойство, если верить в них по-настоящему, они действительно сбываются, подобно маленькому огоньку, они улетают в пространство и материализуются. 

Но когда мы сомневаемся, они угасают и образуют холм несбывшихся мечтаний. Загубленные желания превращаются в одну большую сущность, которая проглатывает нас и становится частью наших страданий. 

Сегодня многие знают Саргылану Ымыы не только как дизайнера авторских ювелирных украшений, но и оберегов. У нее особый дар — менять состояние, настрой людей с помощью своих картин.

Благодарность людей — высшая награда, она окрыляет, вдохновляет, продлевает жизнь. Она дороже всех сокровищ мира. «БЛАГО ДАРЮ», «МАХТАЛ» — волшебные слова, благословляющие энергией добра не только одариваемого, но и дарящего. 
Количество показов: 177
Выпуск:  №23(2754) от 18 июня 2020