22.02.2018 | 18:36

Строительная жертва

Дом для человека – одна из важнейших ценностей. С ним связано множество примет, поверий и суеверий. Одни из них выполняют охранительную, предупредительную функцию, другие запрещают под страхом смерти, третьи – имеют рекомендательный характер.
Строительная жертва
Автор: EXO-YKT
Переезд в новый дом или строительство нового дома - это сакральное событие, потому у всех народов такие действа всегда сопровождались целым комплексом ритуальных обрядов. Считалось, что такие обряды противоборствуют нечистой силе. Самым опасным периодом являлся сам переезд в новый дом и начало жизни в нем. Чтобы предотвратить козни нечистой силы, проводили древние обережные ритуалы. К примеру, в России до середины 19 века проводился такой ритуал: хозяйка дома, раздевшись догола, обходила дом и произносила специальный заговор. После этого она трижды переворачивалась в воротах, приговаривая: «Дай, чтобы род и плод в новом доме увеличивались!» Прежде всего, конечно, искали место для будущего дома. Для этого на выбранном участке земли оставляли чугунок с пауком: если он за ночь начинал плести паутину, значит, место было хорошим. Или посуду с медом: если в нее забирались муравьи – это счастливое место. Или приводили корову: где она ляжет, там и начинали стройку. Категорически нельзя было строиться на земле, где находили человеческие кости, или на спорной земле, иначе можно навлечь проклятья. Немаловажное значение имели и строительные материалы. Чаще всего дерево заготавливали в марте или апреле, так как весенний сок делал древесину более крепкой. При этом учитывались и следующие факты: вывернутое дерево, или бурелом, не годился, так как считалось, что деревья выворачивает черт, и вместе с деревом он может переехать в новый дом; деревья, повисшие друг на друге, предвещали пожар; также не годилось скрипучее дерево – оно могло навлечь на хозяев смерть или болезнь легких; дерево с черной сердцевиной вызывало несчастья и болезни. После заготовки дерева шли за мхом – это также было непростым и важным делом. Мох нужно было высушить на чистой земле и смотреть, нет ли там мошек и червяков. Для закладки фундамента нельзя было использовать песок и камни с кладбища. При закладывании первого венца нужно было спрятать в угол: монету – для богатства, кусочек ладана – для оберега от нечистой силы, кусочки хлеба или сыра – своеобразное пожертвование домовому. После возведения сруба резали петуха и брызгали кровью на четыре угла, затем зарывали его под дверью. Все щепки с первого венца собирали внутрь. Во все четыре угла клали освященные травы – они охраняли дом от гроз и молний. Последний венец также был очень важен, и по этому поводу хозяин перебрасывал через стену освященное яйцо, а хозяйка подавала плотнику горшок с зерном, который проходил по венцу и осыпал его зерном, желая жильцам богатства, здоровья и счастья. Чердак застилали мхом и на нем сеяли овес. Затем переходили к внутренней отделке дома. Для возведения печи обычно созывали молодежь, та с шутками и прибаутками возводила ее под руководством опытного печника. Хозяева щедро угощали всех помощников. В первую очередь – плотников, которых ни в коем случае нельзя было обманывать или обижать при расчете. За неделю до новоселья начинали проверку дома на безопасность. В первую ночь впускали кота или кошку, во второй - петуха или курицу, затем – поросенка, корову и даже лошадь, ведь животные очень чувствительны ко всему непознанному. Хлеб или зерно обладают большой очистительной силой, потому первым мог войти хозяин с квашней в руках. Новоселье сопровождалось обрядом перенесения огня из старого дома, домового также приглашали, зазывая его и кланяясь, и обычно переносили его в валенке. Первый ломоть каравая также предназначался ему. Если в родне были беременные, это было большой удачей: именно им доверяли обряд привлечения счастья в новый дом. Обряд проводился в яркую солнечную погоду. В этот день все веселились и смеялись. Самым лучшим обрядом был детский смех во время праздничного застолья, особенно смех детей, которым не исполнилось еще и двенадцати лет - их смех считался не только признаком счастья, он приносил здоровье в дом. * * * У якутов, как и у других народов, любое строительство также сопровождалось выполнением определенных обычаев и обрядов. Причем каждый этап имел свой собственный ритуал: рубка деревьев, сооружение нижней обвязки, кладка печи-камелька, торжество по случаю установки верхней балки и так далее. Также специальные обряды соблюдались и при сооружении летнего хлева – титиика, установке коновязи – сэргэ… При постройке юрты главные столбы обмазывали кумысом. * * * Этот жестокий обычай был распространен по всей земле у многих народов, независимо от ступеней культуры (Япония, Китай, Индия, Сиам, Борнео, Африка, Новая Зеландия, Таити, Гавайские острова и др.). При закладке фундамента заживо замуровывали жертву – живого человека. И это отнюдь не вымысел и не легенда, о реалистичности этого обряда свидетельствуют археологические раскопки на месте разрушенных сооружений. В Европе такой обычай имел распространение в Средние века. «Основание города, постройки дома, моста или плотины освящается смертью человека, причем жертва каким-нибудь способом прикрепляется к фундаменту стройки», читаем в трудах богословов. Замурованный человек служит жертвою духам земли, арендною платою за взятую у духов земли территорию, а его душа становится духом-охранителем данного здания. Существует множество легенд и преданий о несчастных, заживо замурованных людях, которые предназначались для обеспечения прочности и долговечности постройки. По преданию, такие крепости становились неприступными. Вот одна такая история о старом замке, который находился в деревушке Фестенберг в Баварии. Замок принадлежал одному знатному роду. По рассказам очевидцев, при строительстве сделали углубление-нишу в стене, куда посадили ребенка и тут же замуровали. По слухам, мать продала свое дитя за большие деньги. Строитель, замуровав, ударил женщину по лицу и сказал: «Лучше бы ты пошла просить милостыню со своим ребенком!» В Тюрингии был город Либенштейн, стены которого считались неприступными, так как при постройке их была замурована живая девочка, также купленная у матери-бродяжки. Бедный ребенок сначала принял все за игру, затем в ужасе стал сопротивляться, но ее быстро замуровали. По слухам, еще долгое время слышался плач и крики замурованного ребенка, причем на эти крики слетались галки, которые вторили ее крикам. Также такой обычай существовал и на Кавказе, в Грузии. Это можно узнать из народных сказаний, к примеру, в легендах о Сурамской и Сигнахской крепостях, при строительстве этих крепостей по указу царя зарыли мальчиков – единственных сыновей одиноких людей. В общем, представление о смерти настолько прочно ассоциировалось с постройкой нового дома, что это отразилось и в снотолкованиях. Почти во всех сонниках строительство дома означает близкую смерть.

Новости

Популярное

15 мая стартует запись в летние детские оздоровительные лагеря Якутска
Город | 1 день назад
15 мая стартует запись в летние детские оздоровительные лагеря Якутска
Запись проводится через портал Госуслуг.
В Якутии единое пособие назначено родителям более 58 тысяч детей
Город | 1 день назад
В Якутии единое пособие назначено родителям более 58 тысяч детей
Отделение Социального фонда России по Якутии продолжает принимать заявления от будущих мам на единое пособие.
Госавтоинспекция оштрафовала водителя за стоянку на тротуаре
Город | 1 день назад
Госавтоинспекция оштрафовала водителя за стоянку на тротуаре
Водитель автомобиля «Тойота Лэнд Круизер 200» оштрафован по фото в соцсетях.
Глава Якутска обсудил с частными перевозчиками реформу общественного транспорта
Город | 1 день назад
Глава Якутска обсудил с частными перевозчиками реформу общественного транспорта
Проблема, которую озвучили перевозчики, это «зайцы», пассажиры, которые не оплачивают проезд, и наносят ущерб предпринимателям.