Отдельная каста
Помню, как в один из последних дней он в своем кабинете показывал свежие экспонаты, найденные в поисках на трассе Аляска-Сибирь, объяснял, планировал будущее.
В зале Музея боевой славы ДОСААФ часто проводились совещания, собрания, ветеранские мероприятия, где «взрослые» вопросы перемежались выступлениями юнармейцев, певцов, клубом РККА.
Он проводил встречи с ветеранами и в своем кабинете, которые и совещанием-то нельзя было назвать. Свои идеи претворял в жизнь не приказами, а обсуждениями. Он лично знал в среде ветеранов узких специалистов, которых в дальнейшем направлял на занятия с юнармейцами, школьниками и студентами: саперы, рукопашники, связисты, оружейники, водители боевых машин…
Привожу сообщения из группы «Ватсап» ветеранов боевых действий в тот самый вечер, когда погиб их боевой товарищ Сергей Черных. Написаны они людьми, наполненными болью в сердцах, еще не до конца осознавшими потерю, ведь многие буквально днем еще с ним встречались, на днях проводились мероприятия, занятия, встречи.
* * *
«…Вроде все так же: солнце светит, машины суетятся, детишки в школу бегут…. А я даже к командиру на похороны не смогу пойти, костыли не дали, но я с вами, скорблю. Надо держаться! Вечная память командиру, будем помнить, его фотографии буду показывать детям, внукам! Он в раю! Встретимся на девятый день! Погибшие — это отдельная каста, и имя им — солдаты Родины»!
* * *
«…Вот общаешься с человеком, думаешь, потом поближе познакомимся. Человека не стало, были планы но, увы. Будьте попроще, хотя бы между собой».
* * *
«…Все мы Сергея Георгиевича знали и уважали, здесь, в группе, люди, которые с ним работали. Новость только что прочитал, не верится. Сколько планов, сколько всего предстояло. Это огромная потеря для всех нас…»
* * *
«…Ушел из жизни доброй души Человек, боевой офицер, командир, хороший товарищ. Познакомились во время чеченских кампаний. В то время комитет солдатских матерей располагался в республиканском военкомате. Со всей республики школьники отправляли посылки солдатам, воевавшим на Северном Кавказе. Мы рассортировывали посылки и отправляли через ОМОН на СК. В то время зарплата не выдавалась по полгода, но все жители республики делились…»
* * *
Я Сергея Черных в последний раз видел в тире «Динамо», за несколько дней перед его уходом, где он организовал соревнования по стрельбе из пистолета среди ветеранов силовых структур и ветеранов боевых действий. Он поприветствовал стоящих в строю, сказал напутственное слово и уехал по своим делам. И, конечно же, новость о том, что он ушел из жизни, показалась поначалу нелепой: этого не может быть!
Именно Сергею Черных удалось сплотить всех ветеранов боевых действий: как воевавших во время срочной службы, так и сотрудников силовых структур, выезжавших в служебно-боевые командировки в горячие точки — «афганцы», «чеченцы», «сирийцы»… Разница в возрасте за сорок лет, но перезнакомились за время многочисленных ветеранских мероприятий и подготовки к ним. Благодаря частым встречам многие избавились от комплексов, синдромов, ощутили свою значимость и нужность, перестали стесняться носить заслуженные награды.
Горожане помнят, как 1 июля площадь Орджоникидзе наполнялась людьми разного возраста в камуфляжной форме с наградами и в беретах разного цвета, — это Сергей организовывал с ветеранскими организациями День ветеранов боевых действий. Выставки оружия, фотостенды, полевая кухня, показательные выступления спецслужб, концерты.
В прошлом году массовому празднованию помешала пандемия. Но ветераны все-таки помянули погибших; был дан небольшой концерт военно-патриотической песни — последний проект Сергея Черных.
К концу 2020-го года Кирилл Ачикасов вспоминает: «На встрече с мэром Якутска Сергей рассказал, что хочет продвинуть и дальше историю Якутской национальной военной школы. Сергей Черных если сказал, что сделает, то обязательно это сделает, даже если помощи нет - он сам сделает. Помню, 19 декабря 2019 года он сказал: — «Кирилл, давай твоих школьников переоденем в красноармейцев? Я одному из них дам револьвер «Наган» и заряжу холостым, а он даст там салют внутри музея! Только ты определи их роли, поставь каждому из них задачу, что он будет рассказывать: один про пулемёт, второй про Мосина, и пускай все проснутся от салюта»! — и засмеялся.
Вечером, 21 декабря 2020-го года, в зале боевой славы в ДОСААФ состоялся слет поисковиков Якутии, и Сергей Георгиевич с улыбкой спросил: «Ну что?! Готовы?»
Я ответил: — «Да, готовы».
После выступления юнармейцев один из ребят пальнул из револьвера «наган» в потолок. Все «проснулись» и засмеялись, после чего Сергей Георгиевич, все так же улыбаясь, приказал: — «К выносу знамени встать»! — Присутствующих это очень растрогало.
Евгений Пашаев: «Не все командиры уделяют много внимания семьям. Наш Сергей Георгиевич и его супруга Наталья Викторовна очень много сделали для детей в целом, и для семей Отряда в частности. Мы их помним и любим»!
Рано ушедший в вечность из-за болезни Виктор Винокуров как-то выразил мысль, что Сергей сгорел на работе, за здоровьем не следил. И если бы у него были внуки, то, вполне возможно, жизнь была бы совсем другой.
Кто-то из наших ветеранов написал: «Наверное, Бог собирает самых лучших бойцов для невидимой нам войны между светом и тьмой».
Однажды Сергей послал несколько коллег в поселок за рекой, для поддержки баллотировавшегося на главу наслега такого же ветерана, — и люди выбрали его. Посетили школы, передали от ветеранской организации медали ветеранам тыла. На встрече с населением в клубе вручили награды проживающим здесь «чеченцу» и «сирийцу».
Дальние выезды с детским отрядом «Отважный», экспедиции ветеранов на поиски потерпевших крушение самолетов на трассе Аляска-Сибирь, юнармейские крупномасштабные сборы на зеленом Лугу — трудно будет перечислить все мероприятия с участием ветеранов…
А как тепло, сердечно и радостно встречают ветеранов в детских домах!
Летом 2019-го в школьном лагере поселка Табага проводились многодневные сборы «Аляска-Сибирь». Для школьников это выглядело как участие в зоне боев: дымовые шашки, стрельбы, марш-броски в полной амуниции и в бронежилетах, гранатометы, автоматы, работа со средствами связи, поиски, засады, полоса разведчика… По окончанию мероприятия все дети были награждены самыми настоящими юнармейскими медалями с выдачей удостоверений.
Там же работали с трудными детьми и малолетними преступниками. Кто-то поначалу выразил мнение: «Разбегутся»! Сергей ответил: «Не разбегутся». Никто не убежал: в лагере было хоть и тяжело, но интересно.
Сергей помнил всех своих. Когда-то он, как чувствовал, попросил меня навестить общего друга: «…В крайне тяжелом состоянии, но еще держится. Поговори с ним, напиши что-нибудь о нем». Написал. Наш товарищ недавно ушел в вечность. Считаю, делом чести помянуть и самого Сергея Черных.