21.02.2015 | 15:18

Грудничка – подальше от груди?

Есть мнение, что если мы приучаем ребенка к рукам, то в дальнейшем не сможем его отучить от них. Что воспитание самостоятельности ребенка нужно начинать еще до года. Это касается и слингоношения, кормления по требованию, совместного сна в грудничковом возрасте и прочих вещей, которые, якобы, должны обязательно привести к тому, что ребенок пожизненно будет держаться за мамкину юбку и с рук вообще никогда не слезет.
Грудничка – подальше от груди?
Автор: EXO-YKT

А действительно ли это мешает воспитанию самостоятельности ребенка в будущем? Психолог Татьяна КОЛЕСОВА утверждает, что чувствовать маму рядом — это базовая потребность ребенка до года.

- Чтобы выжить, грудничку нужна мама. Ведь именно она - его защита и пропитание. Обуславливается это чисто биологическими причинами, считайте это инстинктом. Грудничок чувствует себя спокойно и уверенно, если мама рядом, если он слышит ее голос, а лучше всего - ее сердцебиение, которое слышал девять месяцев в утробе. Малышу нужно чувствовать мамины прикосновения и запах – ведь именно осязание и обоняние являются ведущими органами восприятия у ребенка до года.

Два сценария развития

1. Полное удовлетворение потребности в близости и воспитание самостоятельности.

Мама носит ребенка на руках, показывая ему окружающий мир, такой страшный и совсем непонятный. Мама кормит ребенка тогда, когда он проголодается. Мама берет его на руки, если у него что-то болит или ему страшно и одиноко. Она иногда отлучается, и малыш чувствует тревогу, но большую часть времени мама рядом, и он чувствует ее защиту. Ребенок растет и учится познавать мир сам, но он знает, что мама всегда рядом и защищает его. И постепенно он перестает на нее оглядываться и искать взглядом, потому что знает, что она рядом всегда, потому что доверяет ей. Таким образом формируется базовое доверие к миру. Ведь именно через маму ребенок знакомится с окружающим миром. А если ребенок чувствует себя защищенным в этом мире, то зачем цепляться за мамину юбку?

2. Воспитание самостоятельности с пеленок.

Ребенка с рождения лишний раз не берут на руки, чтобы не приучать к рукам. Его кормят по часам, если он хочет есть раньше, чем положено, его отвлекают, дают воду. Для успокоения грудь тоже не дают, могут использовать соску. Ребенка активно приучают спать одного. И стараются, чтобы ребенок играл сам, учился сам себя занимать. Получается, что очень мало времени ребенок проводит в тесном контакте с мамой. Он с рождения такой самостоятельный… Только базовая детская потребность не удовлетворяется, не угасает к году, она переносится на следующий возрастной этап. Малыш рыдает, если мама пытается закрыть дверь в туалете, он боится, когда она уходит, не идет один играть в песочнице, все время тревожно ищет взглядом маму. А мама удивляется, почему так получается, ведь она воспитывала самостоятельность с пеленок…

Где золотая середина?

- Между этими двумя сценариями, безусловно, есть множество промежуточных. И я не агитирую всех поголовно за совместный сон и слингоношение, не подумайте. Мой годовалый сын Ярик спит в своей кроватке, но после утреннего кормления остается спать со мной. И не потому, что мне лень его перекладывать. Просто нам так удобнее. Это – наша золотая серединка.

Удовлетворять потребность ребенка в тактильном контакте с мамой можно по-разному. Но ее нужно удовлетворять с момента рождения ребенка. Не бойтесь приучать ребенка к рукам, ведь это то, в чем он нуждается. Через доверие ребенка к маме формируется базовое доверие к миру, то есть восприятие мира как безопасного места.

 

Маленькие ежики

Что происходит, когда базовое доверие к миру не формируется? Как это влияет на воспитание самостоятельности? Психолог привел пример сбоя при формировании базового доверия к миру, который присущ деткам-отказникам. 

- Отсутствие мамы с самого рождения приводит к тому, что ребенок относится к жизни как к борьбе за выживание, он всегда напряжен и насторожен, ждет подвоха отовсюду, боится всего и вся.  Такие детки, как ежики, они часто чувствуют себя не достойными любви и теплоты, просто не верят, что их могут просто любить…  Но при этом потребность в любви все еще есть. Ребенок постоянно ищет защитника,  то есть маму. Или ее замену – чисто психологически. Часто такие дети оказываются ведомыми и легковнушаемыми.

Мамина любовь – гармония развития

На этом фоне у родителей может возникнуть много вопросов. Может ли быть чрезмерное удовлетворение потребности в близости? И как это влияет на воспитание самостоятельности ребенка до года? Будет ли потом тяжело отучить его от совместного сна? Он так и будет «ездить» на маминых руках?

- При гармоничном развитии детско-родительских отношений ребенку будет неинтересно сидеть у мамы на руках, когда можно ползать, ходить или трогать все вокруг. Потребности сменятся, приоритет перейдет на предметную деятельность, познание мира. Да и начнет развиваться личное пространство, ребенок начнет отделять себя от мамы. Но бывают случаи, когда мама мешает сепарации (отделению) ребенка. И тогда возникают проблемы.

Гиперопека, или «отказ» в познании мира  

Самый простой и понятный пример: чрезмерная опека и паника в случаях, когда ребенок пытается что-то самостоятельно сделать. «Аааа, не трогай это! Это грязь!». «Не ходи туда, там опасно!». «Куда ты все лезешь?». «Не гладь собаку, она заразная». «Не бегай по лужам, простудишься». Но позвольте: когда, как не в детстве, бегать по лужам – согласитесь, довольно странно этим будет заниматься взрослый человек. Ходить нужно по струнке, ничего вокруг не трогать – не дай бог еще разобьет или сломает, не пытаться самостоятельно спускаться и подниматься по лестнице – может споткнуться, упасть, не разрисовывать обои в комнате и не уляпаться грязью во дворе во время прогулок. Чистый, аккуратный, примерный, послушный ребенок – предмет гордости одних родителей и зависти других. Но на самом деле такой ребенок от такого маминого поведения понимает, что мир – очень опасное место и лучше держаться поближе к маме.

Как же воспитать самостоятельность до года?

Парадоксально, но при помощи приучения к ручкам. Не бойтесь быть со своим ребенком столько, сколько ему требуется. Для малыша до года мама – это, если говорить уж совсем просто, как продолжение его самого, часть его, если хотите. Как бы вы чувствовали себя, если бы не видели и не чувствовали свою руку?  Вот и малыш чувствует то же самое в отсутствие мамы. Можно говорить сколько угодно о том, что он маленький и, став взрослым, все равно ничего не вспомнит. На уровне подсознания память остается. Хотя родителям нужно найти именно «золотую» середину, которая для каждого индивидуальна. 

Новости

Популярное

Маршрутный автобус 104 съехал с дороги в районе Тулагино-Кильдямцев
Город | 1 день назад
Маршрутный автобус 104 съехал с дороги в районе Тулагино-Кильдямцев
В салоне автобуса находилось 5 пассажиров, пострадавших нет.
Открытие и закрытие игр «Дети Азии» покажут на федеральном канале «Матч ТВ»
Город | 1 день назад
Открытие и закрытие игр «Дети Азии» покажут на федеральном канале «Матч ТВ»
Масштабные репетиции церемоний планируют начать с 12 июня.
В Алдане зажжен огонь V Спартакиады зимних видов спорта Якутии
Город | 1 день назад
В Алдане зажжен огонь V Спартакиады зимних видов спорта Якутии
Почетными гостями Спартакиады стали двукратная олимпийская чемпионка Ольга Зайцева и олимпийский чемпион Никита Крюков.
Прогноз погоды на 27 марта в Якутске
Город | 1 день назад
Прогноз погоды на 27 марта в Якутске
Температура воздуха днём составит -2, -4 °C.