05.05.2023 | 18:32

Александра Николаева: «Без общения с птицами не представляю жизни!»

Артистка цирка и дрессировщица пернатых рассказала о своей уникальной работе и о своих любимых питомцах.
Александра Николаева: «Без общения с птицами не представляю жизни!»
Автор: Анастасия РЕБРОВА
Фото: Пресс-служба Государственного цирка РС(Я) им. Марфы и Сергея Расторгуевых и из архива Александры НИКОЛАЕВОЙ

Много лет радует гостей и жителей города Якутска своими номерами на арене Государственного цирка Якутии очаровательная артистка, дрессировщица пернатых, отличник культуры РС (Я) Александра Николаева. В честь юбилея артистки пресс-служба цирка поговорила с ней о том, какие пути привели ее в цирк, почему она выбрала такую редкую профессию и действительно ли ее питомцы-птицы обладают разными характерами.

Жизнь Александры Николаевой без малого 25 лет неразрывно связана с цирком. Ровно 22 года назад она впервые познакомилась с дрессурой голубей и теперь не представляет себя ни в какой другой профессии. Добрая, искренняя и обаятельная - Александру в пору именовать «Белой королевой манежа».

– Александра, как Вы нашли себя? Мне почему-то кажется, что еще в детстве Вы мечтали стать артисткой?

Думаю, многие мои сверстники в детстве мечтали о цирке. И я - не исключение. Но кто тогда мог предполагать, что у нас в Якутии когда-нибудь будет цирк? Поэтому долгое время цирк оставался чем-то между мечтой и фантазией. Тем не менее творческий потенциал нужно было как-то проявлять. Когда мы жили в селе Мар Нюрбинского района, совсем малышкой я начала танцевать в ансамбле «Дьонкуудэ кыталыктара». Любовь к искусству движения привила мой первый учитель танцев - Екатерина Николаевна Григорьева.

— После переезда в Якутск меня определили в музыкальную школу, где закончила класс фортепиано и хореографии. Училась я у выдающихся балерин Якутии Натальи Семеновны Посельской, Натальи Иннокентьевны Христофоровой и Майи Лаврентьевны Мекюрдяновой. Возможно, могла бы стать балериной, но в подростковом возрасте очень сильно увлеклась рисованием и поступила в Тюнгюлюское СПТУ-4. Здесь получила свою первую профессию исполнителя художественно-оформительских работ. После учебы осталась в Мегино-Кангаласском улусе танцевать в народном ансамбле «Кыталык». Так бы и танцевала, пока в 1991 году в Колледже культуры и искусств не открылось эстрадно-цирковое отделение. Детская мечта дала о себе знать, и я попала в первый набор, училась у Сергея Васильевича Расторгуева. Вскоре учебу на время пришлось отложить, так как друг за другом родились дети.

- Как скоро Вы вернулись?

— Колледж культуры я все-таки закончила. Выпустилась режиссером театрализованных представлений. Моим педагогом была отличник культуры республики, ныне режиссер нашего цирка Ольга Никитична Андреева. Возвращение или лучше сказать осознанный выбор цирка как призвание состоялось в канун 2000 года. Я тогда пятый год работала учителем якутского языка в средней школе № 32 и пришла с классом на новогоднее представление. В то время цирк располагался на улице Ойунского. Небольшое деревянное гаражное строение, уютно обустроенное артистами, уже тогда было центром общественной жизни и детского досуга. Казалось, жизнь в цирке кипит, атмосфера праздника, приятная суета. Покидать это место не хотелось ни мне, ни детям.

В тот новогодний день к счастью или волею судьбы в коридоре встретила Сергея Васильевича. К моей радости он вспомнил свою студентку. Более того наш разговор завершился на том, что нужно вернуться в цирк. Так и случилось. Через несколько месяцев в кордебалет Государственного цирка Якутии приняли новую артистку.

Из кордебалета в дрессировщицы

Как Вы стали дрессировщицей голубей?

— В годы становления цирка все артисты постоянно проходили стажировку, повышали квалификацию, постигали новые жанры. Цирковая молодежь и сейчас учится. Но тогда каждый из нас искал свою нишу. Я тоже старалась не отставать. Стала выступать ассистенткой фокусника Дмитрия Колосова, исполняла оригинальный номер «Борьба нанайцев». Все то время, что работаю в цирке являюсь незаменимой ведущей детских утренников и гастрольных программ, пишу сценарии, режиссирую.

— В один прекрасный день у меня появились пернатые. Коллега по кордебалету Туйара Фёдорова одновременно занималась с голубями. Эту девушку по праву можно назвать многофункциональной артисткой. В 2001 году она со своим супругом, тоже артистом цирка, уезжает на стажировку во Владивостокский государственный цирк осваивать конную акробатику. Голуби же по наследству достались мне. Я с большим удовольствием принялась изучать азы дрессировки пернатых.

Эти чудесные создания с детства привлекали мое внимание. Помню, как братья в младшем возрасте часто проказничали - то крыло, то лапку какой-нибудь птице поранят. А я все жалела бедняжек, обхаживала, лечила, кормила с пипетки. И вы знаете, у меня получалось, ранки быстро заживали и птицы улетали совершенно здоровыми. Возможно, это был знак.

— Получается, Вы – дрессировщик-самоучка?

— Не совсем. Как раз в то время, когда ко мне перешли голуби, я готовилась выезжать на защиту диплома в Санкт-Петербургский госуниверситет профсоюзов. Зная, что дома ждут пернатые артисты решила, что время, проведенное в Северной столице, не должно пройти зря. Параллельно с дипломом в течении трех месяцев по вечерам ездила на мастер-класс к дрессировщице в Большой Санкт-Петербургский государственный цирк на Фонтанке.

Умные ли птицы голуби?

— Многое зависит от породы и характера. Так же как у людей среди голубей встречаются как умные, так и глупенькие, трудолюбивые и лентяи. Со временем оказывается приходит опыт. За двадцать с лишним лет через мои руки прошло огромное количество голубей и сейчас уже по глазам могу определить характер птицы. Поначалу, многого, конечно, не понимала. Например, в первое время работала только с сизыми голубями. Потом от более опытных коллег узнала, что сизую породу вообще не используют в дрессуре. Хотя мои сизые все же научились исполнять кое-какие трюки.

Считаю, что птицы, в целом, не только голуби, тонко чувствующие животные. Они очень хорошо улавливают настроение, определяют его по голосу, движениям, по каким-то невидимым эмоциональным волнам. Если заходишь к ним с тревогой или грустью, то они как-то сторонятся и отлетают от тебя. Поэтому в общении с птицами важно сохранять хорошее настроение.

— Где Вы приобретаете птиц, в каком возрасте? Сколько требуется времени, чтобы вырастить пернатого артиста?

В Якутске есть пять голубятников, очень опытные и любящие свое дело люди. Цирк сотрудничает с ними уже много лет. Также у нас выводится и свое потомство. К дрессировке голубей приступаем с трёхмесячного возраста. Происходит это постепенно. Сначала приучаю к своему голосу, рукам и вниманию. Как с маленькими детьми к каждому нужно найти подход, с каждым говорить и объяснять, что хорошо, что плохо. Бывает улетит малыш по глупости куда-нибудь и поранится. Тогда приходится подолгу сидеть и общаться, жалеть его, поучать. Постепенно птицы всему учатся. На подготовку малышей уходит примерно 3 месяца.

Бывают и исключения, и ко мне попадают уже взрослые голуби. Беру их, если вижу, что птица - одаренная. Умным и трудолюбивым всё дается легко, поэтому уже через месяц они готовы выйти на манеж.

— Сколько живут голуби и как долго они могут выступать?

— Голуби живут в среднем десять лет. Активно выступают пять-семь лет. Опять-таки, трудолюбивые работают дольше. На продолжительность и активность птиц влияет качество жизни, уход, и обязательно у каждого голубя должна быть пара. Одинокой птице сложно ужиться в стае. Однако, если голубь молодой, у него есть шанс найти себе новую половинку или стать вожаком. Сейчас работаю с семью парами.

Как обстоят дела с попугаями?

— В начале этого сезона в цирке появились новые попугаи. Впервые взяла совсем юных птиц: королевского попугайчика красного окраса, желтенького ожерелового и миниатюрную розеллу. В сентябре им было по полтора года. Это лучший возраст для начала дрессировки попугаев, когда только начинается складываться характер, и еще присутствует детское любопытство. Попугай есть попугай. В силу того, что у него природой заложено повторять и попугайничать они быстрее разучивают команды, запоминают движения и реквизит. Конечно же, в период знакомства, в первые месяц-полтора мы проводили вместе очень много времени. Приходилось заниматься по пять часов в день: два часа утром и три – вечером. Зато уже в октябре попугаи начали выступать.

— Вы с таким трепетом рассказываете о своих подопечных. А дома у вас есть птицы?

Дома - ни птиц и никаких других животных. Зато у меня подрастает внучок, и весь мир вне работы сосредоточен вокруг этого трехлетнего сорванца. Правда в весенне-летний сезон отчаянная бабушка превращается в заядлую дачницу-огородницу, а к концу сезона - еще и в ягодника-консерватора.

— Какую профессию выбрали Ваши дети?

— Дочь - дизайнер одежды. Сын по началу продолжил семейную династию учителей, несколько лет преподавал в 21-й школе математику. Сейчас работает в сфере IT-технологий.

Я рано осталась без мужа. Вырастить детей, дать им хорошее образование мне удалось благодаря цирку. Очень ценю, люблю своих коллег и очень благодарна нашему директору Сергею Васильевичу за поддержку, понимание и отеческую заботу о каждом артисте. В цирке мы все - одна семья. Так было, есть и, надеюсь, молодежь сохранит и продолжит эту традицию.

Совы и планы на будущее

Совсем недавно у Александры Николаевой появились новые подопечные. Дрессированные совы – не частые артисты цирковой арены, тем не менее хищные птицы давно интересовали нашу героиню. В планах поставить интересный номер, детали которого держатся в секрете. «Если задумка получится, то это будет настоящий прорыв, прогресс в дрессуре хищных птиц», - делится артистка. Между тем, совы - птицы-долгожители, средняя продолжительность жизни 50-60 лет. Александра не исключает, что в будущем они могут перейти к новым поколениям дрессировщиков северного цирка.

Совята были приобретены у московского заводчика, и они уже во всю выступают в программе нового циркового этно-шоу «ЗЕМЛЯ МАМОНТА». Колоритные птицы составляют компанию легендам этнической музыки, виртуозам мира - группе «Айархан». Примечательно, что в номере дрессировщица Александра Николаева предстает в совершенно новом амплуа. Она умело играет на хомусе и даже исполняет вокальные партии.

Александра, расскажите, как получилось, что вы теперь играете на хомусе и выступаете с «Айархан»?

— С группой «Айархан» и Альбиной Дегтярёвой я познакомилась, а потом и подружилась более десяти лет назад во время проекта «Цирк со звездами». У нас был совместный номер.

Для меня стало открытием, что на одинаковый тембр голоса голуби и реагируют одинаково. У нас с Альбиной схожий, довольно негромкий голос, и еще она очень спокойный человек. Птицы восприняли Альбину и Нарияну Ренанто очень хорошо, сразу пошли на контакт. Наверное, все это и способствовало тому, что мы стали дружить.

На самом деле это не первое мое появление с «Айархан». Мы несколько раз устраивали совместные фотосессии и выходы, на которых я иногда заменяла солисток. О том, что когда-нибудь буду играть с ними на хомусе, да такое даже в голову не приходило. Видимо, всему свое время.

— Тем не менее вы уже играете на варгане и даже выступили на центральном телевидении?

- Группа «Айархан» получила приглашение на участие в проекте телеканала НТВ «Страна талантов». Изначально заявка была отправлена на троих солисток, но у Амгаяны не получалось выехать на съемки в Москву. Неожиданно партии третьей солистки предложили выучить мне.

Альбина Михайловна как человек опытный, имеющий среди учеников четверых виртуозов мира, видимо знает какой-то секрет. Три недели продолжались наши занятия. Все это время, словно под гипнозом я без устали играла и играла. Засыпала и просыпалась с инструментом в руках. Буквально жила хомусом. Теперь соседи шутя спрашивают, как меня называть «голубем» или «хомусом».

— Как появились совы?

— Планируя поездку в Москву, решила совместить приятное с полезным. Купила сов, о которых давно мечтала. Они очень удачно влились в номер.

— Как далекие от дрессуры артистки в такое короткое время научились ладить с совами?

— Здесь главное настрой и спокойствие. К тому же, нам помог предыдущий опыт выступления с голубями, тактика была примерно та же. Главное условие - совы не должны почувствовать со стороны артиста тревогу, ведь они - хищники. В общении с ними нужно проявлять уверенность. Просто брать и делать свое дело.

Что дает вам общение с птицами?

Без общения с птицами не представляю жизни. Это мое любимое дело. Даже если неважно себя чувствую, приходя на работу, я выздоравливаю. Думаю, в этом мне помогают птицы, ведь от них исходит по-настоящему исцеляющая энергетика, способная поднять человека на ноги. Такую особенность пернатых почувствовала, когда работала с Центром творческого развития детей с ограниченными возможностями «Солнечный мир». Общение с птицами очень хорошо влияет на психоэмоциональное состояние, от которого зачастую зависит и физическое. Мы с педагогами и родителями действительно видели хороший результат. Хочется в ближайшем будущем возобновить и развивать работу в направлении инклюзивного образования.

Новости

Популярное

Руководитель Управления архитектуры и градостроительства ответит на вопросы в прямом эфире
Город | 1 день назад
Руководитель Управления архитектуры и градостроительства ответит на вопросы в прямом эфире
Любовь Папок расскажет об участии республики во Всероссийском онлайн-голосовании по выбору общественных территорий.
Руководитель МФЦ ответит на вопросы в прямом эфире соцсетей в аккаунте SakhaGov
Город | 22 часа назад
Руководитель МФЦ ответит на вопросы в прямом эфире соцсетей в аккаунте SakhaGov
Таисия Никитина расскажет о сервисах и услугах для семей с детьми в центре «Мои документы».
Капремонт дороги к микрорайону Кангалассы начался в Якутии
Город | 22 часа назад
Капремонт дороги к микрорайону Кангалассы начался в Якутии
Дорога получит асфальтобетонное покрытие с двумя полосами движения и шириной проезжей части 6 метров.
Омбудсмен Якутии призвала установить уголовную ответственность за домашнее насилие
Город | 1 день назад
Омбудсмен Якутии призвала установить уголовную ответственность за домашнее насилие
Это предложение будет направлено в компетентные органы.