Анатолий КЫРДЖАГАСОВ: «Надо вернуть доверие народа к власти»
Выборы должны состояться в единый день голосования 9 сентября 2018 года.
- Анатолий Андреевич, почему Вы хотите сменить Якутскую городскую Думу на парламент республики? Не сработались с городской исполнительной властью, или Ваши инициативы не находят понимания у коллег-депутатов?
- С главой Якутска Айсеном Сергеевичем Николаевым и Окружной администрацией, которую он возглавляет, у нас нормальные рабочие и уважительные отношения. Скажу больше – считаю его одним из лучших мэров в истории Якутска, который действительно работает в интересах развития города и повышения качества жизни его жителей. Как вы знаете, я стал инициатором создания народного движения, одна из главных задач которого – формировать ответственную власть, работающую в интересах людей. И мы с единомышленниками посчитали, что глава Якутска действует именно в этом направлении. Поэтому в ходе прошедших выборов главы городского округа мы поддержали Айсена Сергеевича. Так что в этой плоскости искать причины моего стремления стать народным депутатом Ил Тумэна точно не стоит.
Если говорить о взаимоотношениях с коллегами по Якутской городской Думе, то и здесь все в порядке. Каждый депутат – состоявшаяся личность, со своим профессиональным и жизненным опытом в разных сферах. И всем нам жители города доверили представлять их интересы во власти. Из этого и строится наше взаимодействие. Бывает, конечно, спорим о чем-то, но всегда стараемся найти решения, которые шли бы на пользу горожанам. И судя по тому, что за последние годы удалось сделать депутатскому корпусу во взаимодействии с исполнительной властью муниципалитета, у нас неплохо это получается. Но хотелось бы делать больше и быстрее. Ведь людям хочется хорошо жить сегодня, а не через год или через десять лет. Но и то, как будут жить наши дети и внуки, вопрос, конечно, для всех важный. И вот здесь начинаются вопросы, которые надо решать на уровне республики и на федеральном уровне.
Вопросы требуют ответов
- Что Вы имеете в виду?
- Вопросов много. В самых разных областях – от экономики и социальной сферы до политики. И все они так или иначе взаимосвязаны. А вот ответов – четких и понятных – на эти вопросы пока нет, их надо найти. Например, распределение налоговых поступлений, из которых в значительной мере формируются бюджеты муниципальных образований республики. И речь здесь не только о столице, а обо всех муниципальных районах. Формирование более сбалансированной, чем сегодня, системы требует внесения изменений в бюджетное законодательство и на региональном, и на федеральном уровне. Что-то можно сделать в законодательстве республики, а что-то потребует принятия решений на уровне Государственной Думы Российской Федерации. Но для того чтобы этого добиться, надо эти вопросы поднимать. Республиканский парламент такое право имеет, и, думаю, он должен им пользоваться активнее, чем сегодня.
Очевидно, что требует серьезного изменения система поддержки малого и среднего бизнеса и особенно сельского хозяйства. На поддержку села, например, ежегодно выделяются миллиарды. Вот только толку от этого не видно. Почему? Да потому, что до наших сельхозпроизводителей выделяемые средства сегодня просто не доходят. Они оседают на уровне крупных компаний с государственным участием типа ФАПК «Туймаада», «Туймаада-Лизинг», «Туймаада-Агроснаб», других похожих структур. И вот они за селянина без его участия решают – какая ему сельхозтехника нужна, какие закупочные цены на сельхозпродукцию установить. Это на корню убивает конкуренцию между производителями, которой, признаем, положа руку на сердце, сегодня и так практически нет. Вот и получается, что на бумаге, в отчетах все выглядит красиво: село в Якутии должно быть процветающим, просто конфеткой. А на деле – все разваливается.
Казалось бы, как связаны между собой стремительный рост населения Якутска и положение дел в сельском хозяйстве республики? Да напрямую! То, что число жителей столицы увеличивается, прежде всего, за счет внутренней миграции, давно признано официально. Селяне правдами и неправдами перебираются в город. Но ведь это не от хорошей жизни происходит, а от того, что люди не видят перспективы построить достойную жизнь у себя на малой родине. И это самая наглядная иллюстрация неэффективности той системы поддержки сельского хозяйства, которая существует сегодня. Если все оставить, как есть, будет катастрофа!
В поддержке малого и среднего бизнеса похожая история. Сегодня она строится на грантовой основе. Но это очень забюрократизированная система. Поэтому получить эти самые гранты могут далеко не все. Может, есть смысл направить эту поддержку в другом направлении? На решение системных проблем, которые сегодня не дают предпринимателям развиваться, наращивать производство. Например, на снижение тарифов на услуги естественных монополий – на воду, электроэнергию, тепло. Это изменит ценообразование на конечную продукцию, даст возможность снижать или хотя бы не повышать цены на социально значимые товары и услуги при сохранении приемлемой нормы прибыли для предпринимателей. Это, в свою очередь, позволит повысить спрос. В нынешних непростых экономических условиях, когда покупательская способность населения республики невелика, это важно. Но еще важнее, что такие реальные шаги, ведущие к росту благосостояния людей, могут изменить их отношение к власти.
Доверие надо заслужить
- А какое это отношение сегодня? Как бы Вы его охарактеризовали?
- Хватит одного слова. Слово это – недоверие. Смотрите, сегодня в народе слова «чиновник», «депутат», по сути, стали ругательными. Люди не видят в представителях власти проводников своих интересов. Наоборот, они воспринимают их как нахлебников и дармоедов. Возможно, это чрезмерно жесткая оценка, но это – правда. Поэтому граждане все меньше ходят на выборы. Все чаще воспринимают в штыки решения, которые принимаются властью. Их мотивация такова: я, мол, этого депутата или главу не выбирал, так почему должен соглашаться с принятыми им решениями? Кто меня, простого человека, спросил – лучше мне или хуже будет, если воплотить в жизнь то, что предлагает власть? Ответа люди не получают. А так и до беды недалеко. Положение надо менять. Надо вернуть доверие народа к власти. Но это непросто, потому что доверие надо заслужить. И путь здесь только один – повышать эффективность работы властных структур за счет более тесного взаимодействия с обществом.
- Как это можно сделать? Ведь сегодня есть немало структур, которые призваны такое взаимодействие обеспечить – Общественные палаты республики и Якутска, различные общественные Советы при министерствах и ведомствах. Даже целое Министерство по развитию гражданского общества создано. Они что, не работают?
- Выходит, что так. Проблема еще и в том, что многое поставлено с ног на голову. Например, Ил Тумэн – это самостоятельная ветвь власти. Законодательная. То есть парламент, его депутаты должны вырабатывать законы, направленные на повышение уровня жизни народа. Для этого их и избирают. А исполнительная власть – глава республики, правительство – должны эти законы исполнять. Опять же депутаты, избранные населением, должны еще и качество исполнения принятых ими законов контролировать. А что на деле? А на деле все происходит с точностью до наоборот. Сегодня Ил Тумэн фактически превратился в орган, который просто легализует нужные исполнительной власти решения. И это неправильно. Давно известно, что в споре рождается истина, а обсуждения самых острых проблем, подходов к их решению нет. По меткому выражению одного из федеральных политиков начала нулевых годов, парламент перестал быть местом для дискуссий. Но должно быть наоборот. Именно в стенах парламента должны рождаться решения, направленные на благо народа. Вот этого надо добиваться.
Вместе с изменением реальных, а не декларативных функций парламента изменилось и отношение людей к депутатам. Как сегодня воспринимается депутат? Это тойон, который может решить проблему отдельно взятого человека. Если захочет. Или нет. Это спонсор, который может помочь выставить какой-то приз, профинансировать какой-то небольшой проект, на подарок дать денег. Но за основную деятельность, которой должен заниматься депутат, его никто не спрашивает. Ведь не звучат же вопросы о том, какие законопроекты подготовил депутат, как его предложения влияют на жизнь людей, что стало лучше с принятием того или другого правового акта. Отчетов перед избирателями по существу проделанной работы нет. А если и есть, то они формальны. Потому депутаты зачастую не могут ответить на банальный вопрос – почему плохо живем. Ответственность перекладывается на исполнительную власть – это, мол, чиновники такие нерадивые, ничего не делают. Но самое печальное, что люди у своих избранников не спрашивают по существу, что они сделали, чтобы создать такие условия, при которых бы и чиновники нормально работали, и бизнес бы не страдал. Народ перебивается теми спонсорскими подачками, на которые депутаты готовы, чтобы их снова избрали.
Идем дальше. Кто сегодня составляет основную массу депутатского корпуса? Это люди с деньгами. Или со своими, или с деньгами предприятий, которыми они руководят. Причем эти предприятия в основной своей массе, как правило, связаны с бюджетными средствами. То есть и в том, и в другом случае это люди, зависимые от власти, которая может «перекрыть кислород» их бизнесу, обрезать финансирование предприятиям, которыми они руководят, если они вдруг начнут говорить или делать то, что не по нраву власти. Они и не делают. Спрашивается, где же в этой системе избиратель, который голосует за конкретных кандидатов? А он из нее выпадает. И появляется только перед выборами. Почему? Потому что возможности лишить депутатского мандата того, кто об избирателе не заботится, у людей нет. Это порождает безответственность. Это проблема, которая о себе кричит и требует решения.
Рецепты горького лекарства
- Как Вы намерены решать эти проблемы, если станете депутатом Ил Тумэна? И еще, не рано ли Вы заявили о своих амбициях?
- Думаю, что вовремя. У меня есть свои взгляды, своя позиция по поводу того, что и как надо делать. И есть необходимость донести это до своих избирателей. Чтобы, когда придет время, они делали свой выбор осознанно. Понимая, что и как собирается делать Анатолий Кырджагасов в качестве народного депутата республиканского парламента, и достоин ли он им быть. Все по-честному.
Что касается того, как я намерен решать озвученные и неозвученные пока проблемы. Так, как и положено депутату – опираясь на мнение своих избирателей. Предлагать решения, которые пойдут на пользу людям. Искать единомышленников. Находить компромиссные, устраивающие и власть, и общество подходы к организации нашей жизни. Нам надо через депутатскую деятельность научиться растить умных и ответственных людей, способных не только решать сиюминутные задачи, но и умеющих мыслить стратегически, на годы и десятилетия вперед.
- Какие-то конкретные рецепты решения озвученных проблем у Вас есть?
- Эти рецепты еще только предстоит найти, создать и заставить работать. Потому что многие решения, принятые ранее, в сегодняшних реалиях просто не действуют. Надо искать новые. Думать, что на следующий день после избрания нового состава Ил Тумэна все начнет меняться, как по мановению волшебной палочки, по меньшей мере, наивно. Предстоит большая и серьезная работа.
- Но есть хотя бы понимание, в каком направлении двигаться?
- Ключевое направление одно – это интересы людей и ответственность за их реализацию. Для этого, думаю, надо сделать определенные шаги, которые не всем придутся по нраву. Но делать их надо. Причем всем вместе – и власти, и обществу. Это как лекарство, которое горькое и невкусное, но принимать его надо, чтобы победить болезнь. Общество должно взять на себя ответственность за то, кого оно продвигает во власть. Это значит, что надо ходить на выборы, чтобы народные избранники были действительно народными, а не ставленниками каких-то групп – политических, финансовых, клановых. Это – во-первых.
Во-вторых, полагаю необходимым сократить численность депутатов Ил Тумэна. Сегодня их 70. Это много на республику с численностью населения менее миллиона человек. В Москве, где живет полтора десятка миллионов человек, и которая имеет статус субъекта Российской Федерации, депутатов в два раза меньше, если мне не изменяет память. В других краях и областях схожая картина. И если депутатов, которые избираются по одномандатным округам, люди еще более-менее знают по их реальным делам, то о тех, кто избирается по спискам политических партий, большинство избирателей представления не имеют. Более того, в парламенте они представляют интересы своих партий, а не избирателей. И это далеко не одно и то же. Поэтому есть мысль, что партийную составляющую на муниципальном и региональном уровне надо убрать. Как это сделать в существующем правовом поле – вопрос. Однако он имеет право на жизнь, хотя бы исходя из того, какая часть населения у нас состоит в политических партиях. Например, в «партии власти» в Якутии всего около 40 тысяч человек состоит. Это примерно 2,5 % населения. В других партиях и того меньше. Возникает вопрос – почему представители этих узких политических групп должны определять жизнь региона? На федеральном уровне партийную составляющую можно оставить, это вопрос политический. А вот на региональном и муниципальном уровне партиям стоит оставить лишь возможность выдвигать своих кандидатов-одномандатников, чтобы сами избиратели определяли – достойны они или нет представлять их интересы во власти. Думаю, это было бы и справедливо, и повысило бы уровень ответственности депутатов перед избравшим их народом.
Еще один способ повысить ответственность депутатского корпуса – исключить возможность получения депутатских мандатов руководителями предприятий с государственным участием свыше 25 % капитала. Для этого можно приравнять их к госслужащим со всеми стимулами и ограничениями, которые определяет действующее законодательство. Логика простая: хочешь быть руководителем – будь, но депутатский мандат оставь другим. А хочешь напрямую служить народу – пожалуйста, иди на выборы. Но не из кресла руководителя госпредприятия. Лоббировать интересы таких структур и без этого есть кому, на это существуют органы исполнительной власти. Так, кстати, и спонсорство депутатской деятельности за счет бюджетных средств, выделяемых таким предприятиям, прекратится. А значит, возрастет эффективность использования бюджетных ресурсов, которые складываются, в том числе, из тех налогов, которые мы платим.
Вообще, если серьезно работать над повышением эффективности органов власти, можно найти немало интересных и практичных решений. Но этим надо заниматься системно, постоянно. Выстраивать диалог между всеми заинтересованными сторонами, находить приемлемые решения и добиваться их выполнения. И кому, как не депутатам, которых выбирают люди, это делать?