Большой театр России в Якутске: «Зрители увидят полноценный спектакль»
23 и 24 сентября местных любителей театра ждет небывалое и уникальное событие – в столицу республики приехал коллектив в составе 112 человек из одного из крупнейших театров оперы и балета в России. Гастрольный концерт Большого театра проводится в рамках празднования столетия образования ЯАССР и приурочен к Дню государственности республики. О том, как подбирали произведения для выступления и что ждет зрителей Театра оперы и балета им. Д.К. Сивцева – Суорун Омоллоона рассказали на пресс-конференции по случаю Гала-концерта 22 сентября.
«Нам очень хотелось показать именно спектакль на вашей сцене»
«Балет «Кармен-сюита» может быть исполнен на сцене такого размера, как есть здесь, – объясняет выбор программы концерта в театре Якутска Катерина Новикова, руководитель пресс-службы Большого театра. – И в то же время – это абсолютно законченное произведение: музыка, декорации. Полноценный спектакль. Нам очень хотелось все-таки не ограничиваться концертом, а показать именно спектакль на вашей сцене».
Вторая часть концерта – «Дивертисмент» – представляет собой отрывки классических балетов из репертуара Большого театра. Организаторы старались подобрать разнообразные произведения: «Спартак», «Спящую красавицу», «Легенду о любви», а также «Пламя Парижа» – балет, который возобновлен на сцене Большого театра и больше нигде в таком виде не идет. Хореографию произведения поставил Алексей Ратманский (в то время – художественный руководитель Большого театра).
– Так как мы привезли сюда именно спектакли, которые идут в репертуаре Большого театра, и, которые мы постоянно исполняем, поэтому готовились целую неделю – это довольно много! – смеется ведущая солистка балета театра Кристина Кретова.
Что сможет оценить якутская публика
Хореография балета «Кармен-сюита» была изменена со времен постановки с великой русской балериной Майей Плисецкой при его возобновлении в этом веке самим художником-постановщиком Альбертом Алонсо. Также некоторые жесты, манера, краска и игра будут переданы от самой ведущей солистки.
– Постаралась, конечно, не точно ее копировать, но взять у нее большинство каких-то жестов, взглядов. Мне повезло, потому что я работаю с педагогом Виктором Николаевичем Барыкиным, он у нас в Большом театре ответственен за этот спектакль и исполнял его вместе с Майей Михайловной, поэтому он помогает мне передать весь образ в точности, – рассказывает Кристина Кретова.
Заслуженный артист России Александр Волчков отмечает уникальность театрального события: «Это самое ценное в нашем исполнительском искусстве, что каждый раз рождается неповторимый спектакль, и зритель увидит, то, что никто никогда не увидит». По его словам, каждый раз на сцене разыгрывается новая игра, которую невозможно передать даже в записи.
Катерина Викторовна подчеркнула особенность Большого театра среди других: «Я очень люблю именно актерские качества нашей труппы. Помимо того, что ты идеально исполняешь движения, ты должен быть артистом на сцене. Особенность Большого театра – это актерское мастерство, но и конечно, красота линии. Насколько идеально подобран кордебалет в Большом театре и насколько точно он работает – это большая редкость».
Большой подарок к столетию республики
Гастрольное выступление Государственного академического Большого театра России включено в план по проведению и подготовке столетия со дня образования ЯАССР, на который Министерством культуры Российской Федерации было выделено финансирование общим объемом выше 225 миллионов рублей с 2020 по 2022 годы. Об этом рассказал Владислав Левочкин, первый заместитель Министра культуры и духовного развития республики.
Общий объем финансирования по данному мероприятию составил свыше 17 миллионов рублей, помимо этого, Большой театр привлек своих генеральных спонсоров для того, чтобы обеспечить транспортировку декораций для показа спектакля. «Мы увидим полноценный спектакль – это большое событие для нашей республики. Впервые к нам Большой театр приезжает в таком составе – это 112 человек». Среди них артисты балета, оркестр, администрация и постановочная часть спектакля.
Все билеты уже раскуплены, местные зрители могли их приобрести по доступной цене – это большой подарок к столетию нашей республики. Якутский и московский театры сотрудничают друг с другом с давних времен: не раз состоялись российские премьеры местных спектаклей. В этом декабре состоится премьера новой постановки «Ньургун Боотур» на сцене Большого театра. Екатерина Викторовна заметила, что Театр оперы и балета им. Д. К. Сивцева может осилить такие работы с большими названиями из репертуара – «Лебединое озеро», «Спартак» – это говорит о качестве этого театра.
После концерта артисты сразу же вернутся в Москву, ввиду плотного графика. Например, у ведущей солистки балета рабочий календарь расписан больше чем на неделю вперед: «Я возвращаюсь, и через 4 дня уже танцую «Ромео и Джульетту», потом через 3 дня у меня «Драгоценности» Баланчина». Александр Волчков допускает возможность возвращения в столицу республики в будущем: «Мы как будто сейчас переосмысляем нашу политику поездок, больше начинаем смотреть на наши регионы. Хотя, на самом деле, Большой театр очень редко выезжает в последнее время. Как артисты, мы только «за» и с удовольствием еще приедем».
В день первого концерта у артистов запланирована генеральная репетиция на сцене якутского театра. Кристина Кретова видит в этом возможность для местных студентов из сферы театрального искусства увидеть мастеров в деле: «Было бы здорово, если бы несколько учеников, а может быть и все, пришли и посмотрели – это очень важно – перенимать от нас опыт». Артистка вспоминает как в юные годы сама подсматривала генеральные репетиции Большого театра для оттачивания мастерства балета.
«Якутская публика очень теплая, понимающая и думающая»
Корреспонденту «ЭС» удалось задать артисту балета Большого театра Александру Волчкову пару вопросов.
– В чем отличие публики Большого театра от зрителей театров российских городов?
– Могу сказать, если театр имеет историю, то есть он довольно старый, чувствуется, что публика понимающая, которая может сравнить. Если театр довольно молодой, тогда и зритель, он как будто не приучен. Зритель должен повзрослеть. Молодой зритель, которые все видит впервые – это одно, а есть зритель – если театр довольно старый, имеет большой репертуар – которому есть с чем сравнивать: приезжали разные труппы и артисты. И реакция тоже немножко другая. Я знаю, что якутская публика очень теплая, понимающая и думающая, поэтому я рад, что снова здесь.
– Что Вам нравится из репертуара Ваших коллег из нашего города?
– Я знаю, что здесь идет репертуар Юрия Николаевича Григоровича, я тоже на нем вырос, можно сказать, что он является основой Большого театра. Это репертуар – допустим «Спартак» – который идет только в России, это как бы такая наша фишка, то есть в мире такого нет.