Борьба за компонент
В итоге он был принят в первом чтении. Хотя еще при обсуждении повестки депутат Егор Жирков выступил с предложением снять с обсуждения проект закона, так как посчитал его «антиконституционным».
Законопроект подготовлен и внесен на рассмотрение пленарного заседания с учетом определения Верховного Суда РФ от 27 мая 2009 года о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений республиканского закона от 23 мая 1995 года «Об образовании». В четырех статьях новой редакции закона предлагается исключить понятие «национальный региональный компонент», так как в Федеральном законе «Об образовании», принятом в 2007 году, речь идет о федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), где уже не упоминается о федеральном, национально-региональном и школьном компонентах, которые были прописаны в прежнем стандарте.
На прошедшей сессии Егор Жирков как мог отстаивал сохранение национально-регионального компонента в образовании, как не противоречащего федеральному законодательству. Он предложил отложить рассмотрение закона на следующее планерное заседание, пока профильный комитет не переработает формулировки.
Напомним, что Егор Жирков – бывший министр образования Якутии, лидер II Конгресса народа саха, соавтор республиканского закона об образовании, был министром образования, депутатом Госдумы. Содержание образовательных стандартов, национальный региональный компонент, введение в образовательный процесс национальной концепции – многое связано с его именем.
Депутат Александр Подголов, член Постоянного комитета Ил Тумэна по науке, образованию, культуре и средствам массовой информации призвал коллег уважать позицию профильного комитета, который уже рассмотрел законопроект и внес на сессию. «Тем более мы должны исполнять решение суда», - сказал народный избранник. Представитель прокуратуры был более резок: «Дальнейшее неисполнение решения суда может иметь последствия для Госсобрания».
Надо заметить, что ранее в образовательных стандартах было закреплено соотношение федерального (более 75%), регионального (национально-регионального) (до 15%) и школьного (до 10%) компонентов содержания образования. При этом субъекты Российской Федерации, как правило, не допускались к участию в разработке федеральной составляющей, но и не согласовывали с федеральным центром свои подходы к определению региональной составляющей.
А с утверждением новых федеральных государственных стандартов (ФГОС) при установлении соотношения частей основной образовательной программы до 30% будет формироваться участниками образовательного процесса (как правило, школьными советами).
Дети, поступившие в школу до 1 сентября 2009 года, до окончания школы имеют право учиться по прежним стандартам. Таким образом, прежний трехкомпонентный стандарт будет действовать еще десять лет, плюс пять лет во время их учебы в вузах.