Будущие ученые Якутии
С приветственной речью выступил министр образования и науки Якутии Михаил СИВЦЕВ.
В числе участников мероприятия был доктор биологических наук, руководитель группы Института биологических проблем криолитозоны СО РАН, руководитель головного координационного центра программы «Шаг в будущее» в Якутии Михаил Черосов. Он и ректор Малой академии наук Василий Павлов любезно согласились ответить на вопросы корреспондента «Эхо столицы».
«САМОЕ ГЛАВНОЕ — ЭТО ВЕРА В СЕБЯ»
— Василий Климович, каковы главные критерии отбора действительных членов и членов корреспондентов Малой академии наук среди школьников?
— Отбор проводится по достижениям школьников за прошедший год. Критериев для отбора 44 по шести блокам. Это участие с докладами и проектами и достижения в международных и российских конкурсах, научно-практических конференциях. Научные публикации, патенты или выигранные гранты. А также награды (призы, дипломы) и результаты олимпиад.
Все заявки и документы обрабатываются в системе 1С в онлайн- платформе Малой академии наук Якутии ЛК14.ру, где каждый участник открытого конкурса уже имеет свой личный кабинет с копиями и подтверждениями всех документов. Документы также подвергаются проверке независимой экспертной комиссии, состоящей из действующих ученых, профессоров, докторов наук и ведущих научных сотрудников, специалистов по статистике и анализу. Действительные члены и член-корреспонденты проходят очень серьезный отбор, и это было высоко оценено нашими образовательными партнерами.
— Как спикер пресс-конференции «Пять шагов к качественному образованию», вы можете сказать, какие его основные шаги?
— «Пять шагов к успешному образованию» — это специальная пресс-конференция для новых членов и член-корреспондентов Малой академии наук. На ней мы рассказываем, как достигнуть академического успеха, который дает возможность поступить в лучшие вузы страны и мира. А в моем понимании это выражается в постановке целей: нужно ставить конкретные, измеримые, ориентированные на действие, реалистичные и своевременные цели.
Далее составить план по их достижению, поделив цели на краткосрочные и долгосрочные. Самое главное, вы должны верить в себя, если нет этой веры, никто другой в вас не поверит. Это главный шаг к академическому и, подчеркну, личному успеху. Ничего страшного, если что-то пойдет не так, как вы планировали. Вы просто помните: чтобы добиться успеха, у вас всегда должен быть запасной план.
В-третьих, укрепите в себе уверенность в своих способностях добиваться успеха. Вы можете добиться всего, чего захотите. Ваши возможности безграничны. Этот шаг наряду с личными и профессиональными качествами сделает вас сильным в академическом и профессиональном плане.
В-четвертых, не нужно стесняться обращаться за советом и помощью. Просить о помощи — это не страшно.
Пятое: научитесь развивать эффективные коммуникативные навыки, ибо академический успех — это есть способность рассказать о своих достижениях, поделиться своими знаниями, это фактически основа любой научной и академической деятельности.
Для достижения качественного образования в республике и в стране в целом необходимо поддерживать образовательную экосистему качественного образования, основанную на успешном опыте российской науки, которая всегда занимает лидирующие позиции в международных рейтингах. А качество невозможно достичь без поиска, открытого и критического мышления, которое мы обязаны сохранить в наших детях.
— Есть мнение, что для привлечения внимания школьников к области науки необходимо их мотивировать.
— Педагоги и эксперты по научному образованию из Японии, Сингапура, Тайваня, Южной Кореи и Гонконга, общаясь с нами, всегда удивляются, почему мы должны мотивировать детей к получению научных знаний? Они считают это естественной потребностью школьника, по сути заложенной в природе человека.
У нас, действительно, существует целая система привлечения школьников к занятию наукой — через гранты, стипендии, конкурсы и множество разных мероприятий, раскрывающих научно-исследовательский потенциал детей. Отметим, что система эта работает: на онлайн-платформе ЛК14.ру открыты личные кабинеты более 14 000 школьников республики, интересующихся наукой, исследовательским процессом и олимпиадным движением.
— Например?
— Одним из ярких примеров является университет «Сириус» в Сочи. В настоящее время там, на ежегодном саммите молодых ученых и инженеров «Большие вызовы для общества, государства и науки», находятся юные академики Игорь Данилов и Сергей Павлов.
Очень важен живой пример успеха в науке. Благо сейчас многие из наших выпускников достигли определенных высот в академическом мире и готовы об этом рассказать. Эти примеры вы можете посмотреть на канале YouTube Малой академии наук Якутии youtube.com/c/sjsaru.
— Михаил Михайлович, 2021 год объявлен годом Науки и технологий в России.
— Наука — ядро для будущих технологий, без нее никуда. Это прежде всего развитие общества и государства. Страны, которые не развивают науку, обречены на зависимое от других государств положение.
Да, есть некоторое отставание российской науки и технологий от передовых зарубежных стран. Нам надо войти в их число. Тем не менее отметим, что есть такие российские изобретения и технологии, которыми пользуется весь мир. Все-таки в некоторых областях науки наша страна — бесспорный лидер. К примеру, Россия обладает непревзойденным ядерным щитом, имеет
неоспоримые преимущества в металлургической промышленности и военной технике.
В год Науки и технологий перед учеными поставлены определенные задачи как на федеральном, так и на республиканском уровнях. На сайте www.годнауки.рф публикуются интересные мероприятия, каждый месяц посвящен той или иной теме.
С июня этого года мы, академические институты СО РАН в г. Якутске, при содействии Министерства инноваций и цифрового развития, Технопарка «Якутия» планируем провести ряд мероприятий, посвященных академической науке и технологиям на площадке исторического парка «Россия — моя история». В данное время разрабатывается концепция и план мероприятий, заключен договор о сотрудничестве. Нам обещают поддержку и даже уже передали некоторые материалы многие центральные институты, в том числе Кунсткамера, зоологический и ботанический институты РАН, музей Арктики и Антарктики, музейный комплекс Санкт-Петербургского госуниверситета, который, как известно, тоже был создан одним указом Петра I в 1724 году. Работа по привлечению партнеров выставки как в республике, так и за ее пределами будет продолжена.
— Возможно ли сейчас утверждать — на основании успехов школьников и участников WorldSkills, что уже выросло поколение, стремящееся посвятить свою жизнь науке?
— Скажу, что даже не прошлые успехи, а именно 2020 год был самым массовым и результативным, так как в общекомандном зачете среди юниоров Якутия заняла пятое место среди других российских команд. В этом году, как сложится, не знаю — там очень сильная конкуренция.
Если говорить о WorldSkills, то это задания по конкретным областям, компетенциям, навыкам, решение которых требует выполнения конкретных задач. Да, эта задача очень большая, бывает, идеально ее выполнить практически невозможно. Каждый этап, каждый шаг оценивается в баллах согласно критериям. За ошибки получаешь штрафные баллы, много ошибок — меньше итоговых баллов. Это как бег по дистанции, когда человек бежит с разной скоростью. Тот, кто выдерживает правильную тактику, выигрывает забег.
Поэтому WorldSkills наукой лучше не называть, но навыки, которые ребята получают, полезны и нужны в научных работах.
Но наука — это всегда творческие задачи, результат которых непредсказуем, каков будет финиш — не может сказать никто.
По поводу поколения, стремящегося к науке, скажу следующее. Мы уже 25 лет занимаемся с детьми республики. У нас создана очень хорошая система — от школьного до республиканского уровня. Лучших рекомендуем на федеральный уровень. Какие-то программы даже выводят на международный уровень, но это все-таки не самоцель. Наука — особая область, и туда приходят не все, и только через высшую школу. Получая высшее образование, молодые люди самостоятельно принимают решение, заниматься им дальше наукой или нет. Но все-таки мы задаем некий посыл к проектной деятельности и науке. Поэтому, наверное, из года в год не становится меньше количество участников НПК «Шаг в будущее».
Школьники, имея определенные навыки, умея выступать перед аудиторией, обрабатывать информацию, делать эксперименты, легко переходят на другой уровень занятия наукой.
Мы в Дальневосточном регионе фактически единственные, которые системно участвуют в программе «Шаг в будущее». В год 30‑летия развития программы в стране, 25‑летия программы в республике были признаны лидерами программы и получили памятный Кубок. Поэтому мы считаем, что поколение, стремящееся посвятить свою жизнь науке, в данное время сформировалось, да что говорить, все 25 лет работы в республике такие молодые люди были, есть и будут.
По крайней мере интерес к науке и особенно кадровый вопрос науки и высшего образования в Якутии развивается в правильном направлении.
Фото из открытых источников.