Целестин Цюхцинский: «Самое главное – это здоровье детей»
О секретах успеха в области боевых искусств корреспонденту «ЭС» рассказал сам лауреат премии.
«Оскар» для нас – это некий зеленый свет
- Целестин Янович, «Оскар» – это признание вашего вклада в развитие боевых искусств. Что, помимо чувства удовлетворения, некоего самоутверждения, дает награда? - Ну, скажем так, это дает нам некий зеленый свет в преподавании и пропаганде нашего направления боевых искусств. Без ложной скромности скажу: если раньше такие люди, как Дон «Дракон» Уилсон, Синтия Ротрок, были для нас недосягаемыми кумирами, то сам факт получения этой престижной награды ставит нас с ними в один ряд.
- Какие планы в этом году? - В этом году у нас запланирован Кубок мира по версии «Ген-Син-Кан» в столице Португалии Лиссабоне 28-30 июня. Соревнования будут проводиться в пяти видах – джиу-джитсу, ката, кобудо и т. д. По положению «Ген-Син-Кан», соревнования должны проводиться в разных странах один раз в два года. В прошлый раз Кубок мира проходил в Хорватии, и я не учел транспортную схему. Естественно, народу было меньше. Лиссабон очень удобен в географическом плане для всех: и американцев, и бразильцев, и европейцев, и для Северной Африки.
- Сразу возникает вопрос: почему не в Якутске? - Опять же это не очень удобно в плане транспортной схемы. Американцам до Якутска нужно лететь 24 часа, сутки отсыпаться, по билетам очень дорого обходится. Плюс, у иностранцев есть некоторые предрассудки, что в России все плохо, и естественно они немного опасаются. В Лиссабоне мы плотно работаем с городскими властями, соревнования будут проходить на специально арендованном стадионе. Позвали в Якутск Мэнни Пакиао
- У представителей других школ боевых искусств есть некоторый скепсис по поводу ваших постоянных успехов на мировом уровне. Мол, они там все кучкуются, свои со своими, раздаривая друг другу награды. Понятно, что здесь не обходится без некоторой ревности... - Я согласен. Возьмем нашу страну: в России существует Союз боевых искусств. Они тоже между собой кучкуются, награждают друг друга. Не состоящий в организации награду не получает. И в Америке, видимо, то же самое. Мы с 2003 года туда ездим, и были моменты, когда мы ничего не получали. Первой награды мы удостоились в 2007 году, а до этого были лишь номинантами. Всегда задают вопрос: каковы критерии? Там есть комиссия, состоящая из мэтров боевых искусств. Так вот, она на протяжение долгого времени отслеживает работу и результаты школ боевых искусств. И выносит решение.
- То есть, любая организация боевых искусств может туда вступить и стать номинантом премии? - Конечно. Другое дело, что каждый варится в собственном мирке. Некоторые больше ориентируются на Таиланд, некоторые на Российскую Федерацию, и мне очень сложно сказать, почему они игнорируют США.
- Но в Америке сосредоточены почти все. - Да, и каратисты, и тайбоксеры, и боксеры, и все-все-все. И я вот с Мэнни Пакиао встречался на церемонии в Атлантик-Сити. Он получил такой же кубок, я его пригласил в Якутск. Мэнни обещал подумать. В Якутске уже побывал его земляк Джулиус Мелегрито, они вместе росли, вместе тренируются. Я Пакиао давно обрабатываю.
- А чем его можно заинтересовать? - Да ничем. Вернее, чисто дружескими отношениями, как того же Дона «Дракона» Уилсона, с которым мы давно дружим.
- То есть, даже если речь идет о таких больших людях, не обязательно выходить на них через промоутеров. - Да, та же Синтия Ротрок, Билл Уоллес, Чак Норрис – их всех можно элементарно пригласить без всяких промоутерских компаний. Чисто по-дружески, оплатив дорогу и проживание.
Справка:
«Оскар боевых искусств»
Каждый год Алан Голдберг (Alan Goldberg), издатель авторитетного американского журнала Martial Arts Magazine, организовывает церемонию чествования тренеров, бойцов, организаторов и журналистов всего мира, внесших неоценимый вклад в развитие и популяризацию боевых искусств — Action Martial Arts Magazine’s Hall of Honors & Spirit Awards.Мордобой мешает прогрессу
- В чем секрет успеха «Ген-Син-Кан»? - Наша методика имеет своеобразный отпечаток. И она доступна всем. Большая проблема, что сейчас все хотят так: взял и вырубил! Это хорошее дело, всякий это умеет. Но на Западе сейчас думают больше о здоровье. И в первую очередь – о здоровье детей. Помните, в Англии был скандал, когда устроили «восьмиугольник» с участием детей. На Западе за такой мордобой, с коленями и локтями, можно реальный срок получить. Я присутствовал на многих международных съездах, на которых обсуждался этот вопрос. Помню, один человек говорил, что был на чемпионате по панкратиону в Москве, где ребенок с локтя вырубает другого. Какой урон дети наносят друг другу! Я тоже раньше был сторонником жесткости, как все наши. Но, поездив по миру, я понял: когда ты культивируешь жесткость, прогресса не будет.
- А почему? - Простой пример. Если соревнования идут по жестким правилам, участников всегда меньше. Естественно, кому охота по морде получать? На Западе профессиональные спортсмены защищены теми же страховками. У нас же люди зачастую дерутся, калеча друг друга. Мы не думаем о своем подрастающем поколении.
- Вы против жесткости? - На Западе так: дети выходят и устраивают «фехтования», переигрывая друг друга зрелищно, но без особого ущерба для здоровья, без тяжелых нокаутов. И к 20-ти годам у них такой уровень, позавидуешь! А у нас как? Ребенку попали в голову, у него сотрясение, он говорит: «Больше не хочу заниматься этим видом спорта». И так мы теряем возможных будущих чемпионов, мастеров.
- Но у нас как судят: если сдулся – значит, слабак, значит, отсеивается, уступая место сильным и драчливым. - Ну да, естественный отбор. С одной стороны, правильно. Но в итоге у тебя остается только один драчун, который всех вырубает, о других ты уже не думаешь. А на Западе система поставлена на массовость, в основе которой лежат здоровье и техника. А у нас все крутится вокруг личности одного бойца. Проиграл Федя Емельяненко – все, нет других ярких. А в Америке, куда ни ткни, – столько личностей. Мне нравится у американцев то, что им не стыдно учиться у всех, кто бы это ни был. Я, допустим, показываю тому же Дону «Дракону» Уилсону какие-то приемы – ему не зазорно у меня поучиться. Благодаря выездам, у нас есть возможность показать свое мастерство иностранцам, они начинают проявлять к нам интерес, и это дает нам определенную фору. Даю гарантию: лет через 10 о «Ген-Син-Кане» будут знать все: и в Америке, и в Европе.
- Некоторые бойцы смешанных единоборств в Якутске говорят: «Пусть «ген-син-кановцы» выйдут против нас в «восьмиугольник», тогда посмотрим, чего стоят их международные награды». - Каждый старается доказать свое, но у нас просто разные направления. Мы большой упор делаем на детей. А они собирают взрослых мужиков. Не хочу никого обидеть, но системы подготовки в Якутии нет. Я не говорю, что я самый крутой, но каждый делает свое дело. Это две разные вещи: это все равно, что борца пустить в зал тяжелой атлетики. Наша система построена на системном индивидуальном подходе. Скажу честно: научить ей можно любого человека. Было бы желание. Когда я в Америке был, смотрел, то думал - ерунда какая! Но со временем, с опытом я стал понимать - это правильный подход.