«Четвёрка» – хорошо, а «пятёрка» – лучше?
Первая «двойка»
Такой опыт имеется в багаже любого: и дворника, и президента, и нефтяного магната, и скромной уборщицы. Ну, не встречались еще люди, которые ни разу в жизни не получали «лебедя». Ребёнок принёс в портфеле «клад» и констатировал с унылым видом факт своих достижений. Он вдруг начал различать, чем «отличник» отличается от «двоечника»! Ему в этом помогли насмешки в классе, и у ребёнка начался сложнейший момент переоценки его детских ценностей. Психологи предупреждают: не нужно его ругать, хвататься за голову и мрачно представлять, что всё это перейдёт в системное получение неудовлетворительных оценок. Психолог Светлана Заболотняя считает: не нужно даже выяснять, была ли права учительница, если вопрос касается именно оценки, полученной за незнание предмета.
- Нужно объяснить маленькому школяру, что жизнь никогда не бывает только праздником, случаются и неприятности. Разберите вместе с ним задание, за которое был поставлен «неуд» и решите это задание снова, даже если учительница не просила ничего переписывать и не обещала исправить отметку. Нужно очень терпеливо объяснить ребёнку, что все задачи, которые он решает в школе, связаны в одну цепочку, и, если он не поймёт одно звено, то цепочка может порваться. Ребёнок должен твёрдо понять, что он учится для себя и поэтому вправе сам выбрать шкалу отметок, к которым он будет стремиться.
Школьные оценки: как к ним относиться?
Школа - первый серьезный «выход» ребенка в социум и оценка обществом последних достижений «маленького человека». Что включает в себя эта оценка? Прилежность, коммуникабельность, умение подстроиться под другого человека, нормы и требования школы, хорошее усвоение преподаваемого материала, работоспособность – этот перечень можно продолжать до бесконечности. Однако в целом отношение к школьной успеваемости у родителей и учителей однозначное – как ребенок учится, так в дальнейшем он сможет устроиться в жизни. Насколько подобная категоричность продуктивна? Ведь существует два факта: первый – отличная учеба в школе часто не приводит в дальнейшем к успешности в жизни, высокому социальному положению, зарплате, славе и второе: люди, которые в школе не были отличниками, достигли в жизни того, что хотели.
- Можно приводить много доводов «за» и «против» придания высокой значимости школьной успеваемости. Все дело в том, что за хорошей или плохой учебой могут стоять разные причины. Один ребенок может быть от природы одарен хорошими способностями, и отличная учеба для него не потребует особых усилий. Но насколько в дальнейшем такой ребенок будет готов к ситуации, когда его способностей не хватит и придется приложить много сил, чтобы справиться с задачей? А ведь он привык побеждать, не затрачивая усилий! Другой ребенок мог бы учиться на отлично, но учителя требуют от него покладистости, а он свободолюбиво хочет признания своей позиции, и либо учителя его наказывают плохой оценкой, либо он в знак протеста не учится. А третий ребенок, имея очень средние способности к учебе, великолепно ладит с людьми, в частности со сверстниками, учителями, его все любят, и многое ему сходит с рук: отличные оценки он получает, скорее, за то, что «такой мягкий и пушистый». А четвертый ребенок – музыкально одарен, а вот с точными науками не дружит, отсюда – опять низкая успеваемость в школе. Но может быть и так, что ребенок, из-за каких-то проблем в семье, вообще не проявляет интереса к любым занятиям, он слишком поглощен семейными проблемами. Так о чем тогда могут говорить школьные оценки?
Последствия и как их избежать
Бывает, если ребенок плохо учится, родители и учителя постоянно сравнивают его с теми школьниками, которые учатся гораздо лучше него. Это изначально неверно, утверждает психолог.
- Значит, когда родители поступают так из благих побуждений и думают, что тем самым сподвигнут своего троечника на более старательное отношение к учебе, они получают прямо противоположный эффект?
- Чаще всего именно так. У ребенка в таких случаях может снижаться самооценка, усиливается враждебность по отношению к этим «лучшим», он может занять или усвоить позицию вечного неудачника: «Да, я такой, и ничего с этим не поделаешь». Поэтому, приводя в пример лучшего ученика, взрослые должны помнить, что приводить в пример лучше того, чьи результаты вполне достижимы для ребенка, и обязательно подкреплять сравнение верой в то, что он сможет стать таким же, всегда отмечать успехи ребенка, пусть даже и небольшие. Другим вариантом, когда ребенок плохо учится, может быть равнодушное отношение взрослых к этому. Родителям не до него, учителя давно махнули рукой на вечного двоечника... Ребенок может чувствовать свою ненужность родителям и обществу. Здесь на помощь могут прийти родители: иногда достаточно найти ребенку интересное хобби - записать в спортивную секцию, художественную студию, театральный кружок. И опять-таки же: очень важно, чтобы родители принимали участие в его увлечении, отмечали даже небольшие достижения.
- Многие родители платят детям за «пятерки», говоря им, что школа – это работа, а за хорошую работу положено вознаграждение...
- В тех случаях, когда родители платят за хорошие оценки, создается, скажем так, нездоровая мотивация у ребенка к хорошей учебе. Хорошая оценка для ребенка в данном случае не приносит радости достижения, а имеет исключительно денежный эквивалент. Ребенок учится для родителей, а не для себя. Так что такой мерой лучше не злоупотреблять. Хороший результат оценок в четверти может быть вознаграждён походом в кино, театр, детский развлекательный центр.
Знаменитые люди, которые плохо учились в школе (на заметку строгим родителям, но не детям)
Отец Вольтера говорил о нем и его брате: «Я вырастил двух дураков. Один дурак в прозе, а другой - в стихах».
Исаак Ньютон учился хуже всех в классе, пока его не побил приятель. После чего Ньютон решил победить его в знаниях, и уже через несколько месяцев стал первым в классе.
Отто фон Бисмарк, канцлер Германский империи, скверно учился и еще хуже работал: устраивался на службу только по протекции, и его либо отовсюду выгоняли, либо он уходил сам, будучи не в силах выполнять рутинную работу.
Наполеон учился плохо по всем предметам, кроме математики.
Людвиг ван Бетховен писал с ошибками, а деление и умножение так и не осилил, так же, как и Александр Дюма-отец.
Владимир Маяковский учился настолько плохо, что даже не дочитал до конца «Анну Каренину».
Николай Гоголь учился плохо, отдавал предпочтение чтению, живописи, театру.
Сергей Королев, под руководством которого были созданы баллистические и геофизические ракеты, первые спутники и космические корабли «Восток» и «Восход», был круглым троечником.
Лев Толстой на экзаменах в университете нахватал единиц.
Александр Пушкин очень слабо успевал в Лицее и плакал на уроках арифметики. После аттестации, на вручении дипломов он оказался вторым с конца.
Антон Чехов два раза в гимназии оставался на второй год.
«Неправильная» установка
Ребенок может усвоить установку родителей так: как он учится, так и сложится его дальнейшая жизнь. Если ребенок учится плохо, то может решить, что он уже ничего не в силах изменить, ничего ему не светит, ничего не получится. Родители усугубляют ситуацию тем, что говорят: «Опять одни тройки в дневнике! Если не будешь учиться хорошо, то станешь убирать помойки и туалеты! Не поступишь в институт – вечно будешь сидеть без денег, семья будет нищенствовать, дети твои по миру пойдут! Вот посмотри на бомжей – они тоже в детстве родителей не слушались и двойки получали!». Страшная картина будущего для своего ребенка, не кажется? А как ребенок воспримет это? Для него ведь мама и папа всегда правы, они все знают и понимают. А родители грозно резюмируют: «Вот посмотришь, так оно и будет!». Все. Воспитательный процесс завершен. Родители спокойно идут смотреть телевизор, а что остается делать ребенку?
Если же он учится на «отлично», то в будущем даже небольшая неудача может быть шоком для него, и он может быть к ней не подготовлен: как же так, ведь он же был лучшим учеником, окончил школу на одни пятерки, красный диплом в институте, и вдруг неудача... И в данном случае, главное, чтобы сами взрослые не относились так однозначно к школьной успеваемости, понимали, что школа развивает некоторые базовые навыки, которые будут необходимы в будущем, и одним из таких навыков является способность как достигать социального успеха (хорошей оценки), так и справляться с теми ситуациями, когда успех не достигается. Как при обучении езде на лошади – сначала нужно научиться правильно падать.
Если родители склонны придавать очень большое значение любой оценке ребенка, у него может сложиться ощущение, что его любят только за хорошие оценки, если он получит плохую – родители уже не будут любить его. Ребенок вырастает тревожным, он боится даже минимальных неудач, у него будет заниженная самооценка, он никогда не сможет по- настоящему получить удовольствие от своих достижений. Взрослые должны уметь дать понять ребенку, что любить его они будут вне зависимости от того, как он учится, а главное, что они будут счастливы только в том случае, если будет счастлив он.