24.02.2024 | 12:00

Четыре мира скульптора Николая Чоччасова

Интервью со знаменитым якутским скульптором, автором
Четыре мира скульптора Николая Чоччасова
Автор: Ксения ЭВЕРЕСТ
Фото: Фото автора, из открытых источников

В центре культуры и современного искусства имени Ю. В. Гагарина открылась первая персональная выставка скульптура Николая ЧОЧЧАСОВА «Рождение мифа» по мотивам устного нематериального шедевра народа саха Олонхо.

Николай ЧОЧЧАСОВ:

— Я родился в Верхневилюйске, вырос в Якутске, закончил школу № 9. Потом в художественное училище, и уехал на девять лет в Петербург, поступил в художественный институт имени Репина. После окончания полтора года с женой жили по разным городам, а в 2009 году переехали в Якутск. Что означает моя фамилия, не знаю. Есть много интерпретаций, какая точная не могу сказать.

— Скульптором захотел стать не сразу, наверное, на 2–3 курсе, когда понял, что мне это интересно. По молодости было много желаний, хотел поступать во ВГИК на анимацию, так как много рисовал или поступить на факультет графики. В общем скульптура зацепила, и я остался на факультете.

— Я ведь в училище закончил отделение резьбы по дереву, поэтому подал документы на факультет скульптуры. Так как никогда не писал маслом, поэтому про живопись или графику не задумывался. Скульптура мне ближе, все ­таки дедушка народный мастер, скульптор. А тогда я думал погулять в Питере лето, а потом поехать во ВГИК. Так как не думал, что поступлю. Это же академия, так просто туда не пробьешься. Это не училище.

— В училище тоже с первой попытки поступил, с детства помогал дедушке, работал по кости с ним, прислушивался к его советам. Также помогли подготовительные курсы, месяц занимался. В принципе поступать было не сложно, правда прошел последним номером. Но все же поступил.

В СТУДЕНЧЕСТВЕ ШАБАШИЛИ ВОЕННОЙ МИНИАТЮРОЙ

— Во время учебы в Питере очень много работал, мы много шабашили, подрабатывали. Занимался военной миниатюрой, это оловянная миниатюра, коллекционные солдатики. Много делали их, а также анималистику. Мои работы продавались во Франции, Америке, Германии.

— В нулевых годах в Петербурге было много фирм, которые нанимали студентов для таких работ, чтобы платить мало. Наши студенческие работы были не очень дорогие. Но на прокорм хватало. У нас была самая лучшая школа, поэтому даже наши студенческие работы пользовались спросом по всему миру. Сейчас стало меньше школ, фирм, зато качество выросло очень сильно.

— Крупные работы начал делать в студенчестве, здесь их нельзя увидеть. А в Якутске как-­то насчитал более 30 моих работ. Это и Дворник, Чурочник, Девочка с собакой в аэропорту. Самая большая работа, — это памятник реке Лена в Олекминске. Хотя нет, есть больше. Это памятник Михаилу Андреевичу Алексееву, он высотой 3 метра 5 см. А самая длинная — это Орел на крыше аэропорта, где­то 4 метра в длину. Также это мемориальные доски, бюсты.

— У каждого памятника своя судьба, все они живут своей жизнью. У кого­-то она хорошая, у кого-­то не очень. Как это было с рекой Леной, когда скульптуре сломали руку. Мы восстановили ее, теперь за ней хорошо следят. Говорят, покрасили хорошей краской, которую можно помыть от следов.

— Помню в классе 3–4 я захотел слепить динозавра, дедушка сделал мне каркас, подготовил глину. И я начал лепить тиранозавра. Он получился огромный, как помню сейчас, на книжную полку не помещался. К сожалению, нет фотографии. Тогда на всякую ерунду не тратили пленку.

МОЕ ВРЕМЯ НАСТАЛО ДЛЯ МИФОТВОРЧЕСТВА

Каждый художник рано или поздно приходит к Олонхо, к своим корням, когда созреет. Кто-­то рано, как Валериан Васильев в 20 лет, а кто-­то поздно. Я вот сейчас пришел, попробовал. Оказывается, можно создать Олонхо и в скульптуре. И видимо сейчас настало время попробовать себя в мифотворчестве, в эпических произведениях. С моим куратором выставки Леной Васильевой решился на персональную выставку «Рождение мифа», к которой начал подготовку год назад. Лена нашла концепцию, продумала все мелочи с освещением, расстановкой, настроением.

— Здесь представлены семь работ, отделенных друг от друга полотнами. Они не мешают друг другу, каждую можно рассматривать со всех сторон. Это станковая скульптура, созданная специально для выставки, для души.

— Эти скульптуры мы, с моими ребятами, отлили буквально за день до открытия выставки. Можно сказать, что они «с пылу с жару».

— Выставка не приурочена ни к какой дате, просто время пришло. А я ведь планировал сделать выставку еще шесть лет назад. Но там было бы другое.

— Я представил не три мира, а четыре. Четвертый мир, четвертое измерение — это наш реальный, о котором рассказывает олонхосут. Четвертое измерение.

— Тут представлен не только один эпос, создано не от одного источника. Какие­то образы пришли после спектакля Театра Олонхо, что­то когда­то прочитал. У меня стояла задача визуализировать этот мир.

— Во всей этой мифической истории олонхосут — единственный мифический персонаж, как аллегория, потому что он сделан из природного материала, корня. Этот корень подарил мне мой старинный друг, преподаватель художественной школы имени Кима Егор Егорович Степанов. У него несколько корней было, и вот один из них он подарил со словами: «Сделай что­-нибудь». Три года он пролежал, нашел, наконец­-то, своё воплощение в этом сказителе. У меня с самого начала было представление, что это будет олонхосут. Как появилась концепция, сразу все проявилось, каким он будет. Он с двух сторон вещает. Его можно обходить, смотреть и спереди, и сзади, где есть Нижний, Серединный и Верхний миры. Есть направленный звук, специально смонтированный, который погружает в настроение, ты слышишь голос олонхосута. Если внимательно рассмотреть, то можно увидеть похищение невесты в Нижний мир, где летают вороны.

— А это скульптура молодой пары, воссоединение после долгой разлуки. Как и во всех олонхо все заканчивается возвращением богатыря к невесте, к свадьбе, рождению новых мифов. И если рядом стоит богатырский конь, то здесь история закончилась, а там началась другая.

— Очень много народу было на открытии выставки, было много мнений. Кто­-то говорит, что надо увеличить и поставить на улицу, в парки. Но они не будут там «работать», как большие скульптуры. Созданы, чтобы быть маленькими. А насчет приобретения для дома? Думаю, что у народа нет такого понятия видеть у себя дома такие станковые скульптуры.

— В планах продолжить создание рабочих профессий. Есть «Дворник», «Чурочник». А теперь можно создать «Молочника».

— Может ли скульптор сделать копии своих работ? Может, первые пять экземпляров, а сейчас по новым правилам 15. И все они будут считаться авторскими, и я могу честно всем говорить, что это единственный экземпляр. Но я больше придерживаюсь советских норм, это значит пять авторских копий. А в печатной графике по новым нормам считается 200 листов авторскими.

— Сколько стоит одна станковая скульптура? Я еще не считал, не оценивал пока. Но автор может назвать любую цену от копеек до миллионов. Цену можно назвать любую, это же авторская работа. Хотя есть особые критерии, правила назначения цен экспертным советом.

Искусство у нас недооценено. В Иркутске работы местных художников очень дорого стоят, наши бы никогда не покупали бы эти работы за эти суммы. Почему у них так случилось, непонятно. Видимо в советское время там собрались люди, которые почитают искусство и там сложились целые поколения ценителей. А у нас нет такой среды, так как мы сильно разобщены даже между творческими союзами. Например, почему­-то Союз журналистов не ходит на наши встречи. В последнее время пытаемся объединить все эти творческие союзы.

— Я состою в Союзе художников России. С недавнего времени в Доме художника у меня появилась мастерская, но я пока не обустроился. Мне повезло, кто­-то не захотел эту комнату. А мне как раз нужна мастерская чисто для творчества, так как в цеху не порисуешь. Там сварочные искры летят, тут глина пролетает. В общем грязно, из чистого там только полотенце.

— Все металлические подарки, сувениры, которые отливаются в городе, процентов 70 проходят через нашу мастерскую.

— Скульптура — это первый вид искусства, не рисунок. Любой камень, который человек обработал, даже царапину на дереве или камне сделал — это уже считается скульптурой. А к рисунку человек пришел позже, потому что надо дойти сознанием, чтобы объемное изобразить на плоскости. Объемное в объемном сделать проще. Это же логично.

_____________________________________

Новости

Популярное

Хореограф Любовь Алексеева: «Движение. Искусство. Танец»
Город | 1 день назад
Хореограф Любовь Алексеева: «Движение. Искусство. Танец»
Танец — это уникальное искусство, способное выразить эмоции и  раскрасить жизнь яркими красками. Танцы стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, они вдохновляют нас на самовыражение и  позволяют сбежать от повседневных забот.
В Якутске ограничили движение тяжеловесных транспортных средств
Город | 1 день назад
В Якутске ограничили движение тяжеловесных транспортных средств
В связи со снижением несущей способности конструктивных элементов автомобильных дорог.
В Якутске откроют круглогодичный детский центр отдыха и оздоровления «Полярная звезда»
Город | 1 день назад
В Якутске откроют круглогодичный детский центр отдыха и оздоровления «Полярная звезда»
Строительство планируют завершить в декабре 2024 года.
15 мая стартует запись в летние детские оздоровительные лагеря Якутска
Город | 1 день назад
15 мая стартует запись в летние детские оздоровительные лагеря Якутска
Запись проводится через портал Госуслуг.