05.07.2023 | 17:30

Что делать, если медпомощь не оказана в срок: советы от экспертов системы ОМС

Сегодня в рамках ОМС законодательно закреплены определенные сроки оказания медицинской помощи. Особые сроки установлены для онкобольных 
Что делать, если медпомощь не оказана в срок: советы от экспертов системы ОМС
Автор: EXO-YKT
Фото: Из открытых источников

Очереди, листы ожидания, «мы вам перезвоним», «зайдите через пару недель» - такое часто можно услышать в наших медорганизациях. Многие заболевания не терпят отлагательств, и промедление может порой привести к ухудшению состояния здоровья. В таких ситуациях не надо отчаиваться, необходимо знать свои права и отстаивать их. О том, что же делать, если сроки ожидания нарушены, рассказывают эксперты системы ОМС.

В соответствии с программой государственных гарантий гражданам РФ установлены четкие предельные сроки оказания различных форм медицинской помощи: амбулаторной, стационарной, неотложной, а также для разных видов диагностических обследований, консультаций врачей-специалистов. Однако, как мы все знаем, на практике они не всегда соблюдаются.

Какие сроки определены по оказанию медпомощи

Сегодня в рамках ОМС законодательно закреплены определенные сроки оказания медицинской помощи. Они регламентированы и прописаны в программе государственных гарантий, которая ежегодно утверждается Правительством РФ и действует на всей территории РФ.

Так, например, участковый терапевт или педиатр должен принять вас в течение суток (24 часов) с момента обращения, а врач-специалист (кардиолог, невролог, эндокринолог и т.д.) - не позднее 14 рабочих дней. Неотложка обязана приехать на вызов не позднее, чем через 2 часа, скорая помощь - в течение 20 минут.

Свои нормы прописаны и для проведения диагностических инструментальных и лабораторных исследований. Так, срок ожидания проведения диагностических инструментальных (рентгенографические исследования, включая маммографию, функциональная диагностика, УЗИ) и лабораторных исследований (анализ крови, мочи) составляет не более 14 рабочих дней со дня назначения.

Такой же срок ожидания регламентирован и для проведения компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии и ангиографии. Срок ожидания госпитализации не должны превышать 14 рабочих дней со дня выдачи лечащим врачом направления.

Особые сроки оказания медпомощи для онкобольных

Особенные, сокращенные сроки оказания медпомощи установлены при подозрении на онкологическое заболевание - диагностические инструментальные и лабораторные исследования должны быть проведены не позднее 7 рабочих дней со дня назначения исследований, а ожидание приема врача-онколога должно составлять не более 3 рабочих дней. Для пациентов с онкологическими заболеваниями срок госпитализации составляет 7 рабочих дней с момента гистологической верификации опухоли или с момента установления предварительного диагноза заболевания.

Вместе с тем, на практике не всегда пациент получает медицинскую помощь в эти сроки. По данным Всероссийского союза страховщиков (ВСС), в структуре жалоб от пациентов по вопросам бесплатного оказания медпомощи по ОМС значительную долю занимают именно нарушения сроков ожидания медпомощи – в 48,3% выявленных случаев они были превышены.

Как все обстоит на самом деле

Приведем несколько реальных ситуаций. Одна из пациенток обратилась к участковому терапевту по поводу болей в животе. Врач назначил анализ кала на скрытую кровь, который оказался положительным. Затем больной позвонили из поликлиники и сообщили о необходимости дополнительного обследования для назначения колоноскопии. Однако после проведения допобследования, в течение полутора месяцев назначенное исследование проведено не было. Также никто не мог сообщить пациентке точных сроков его прохождения. Как же быть в такой ситуации?

Кто-то идет сам к руководителю медицинской организации, кто-то пишет гневное письмо в контролирующие ведомства (Росздравнадзор, ФОМС, Минздрав и пр.). Время идет, а помощь пациенту нужна здесь и сейчас.

Член Совета по медицинскому страхованию Всероссийского союза страховщиков, Надежда Гришина подчеркивает что, есть еще один, вполне законный, довольно простой и эффективный способ отстоять свои права на оказание качественной медицинской помощи - обращение в страховую медицинскую организацию (СМО).

«В системе ОМС работают защитники пациента – страховые представители. Помощь пациенту при решении трудностей в получении медицинской помощи – бесплатна. Так, наша пациентка обратилась в свою страховую медицинскую организацию, которая выдала ей полис ОМС. Сотрудники нашего филиала незамедлительно направили официальное обращение на имя главного врача поликлиники, и через 2 дня больная была направлена в многопрофильный консультативно-диагностический центр для проведения колоноскопии с седацией», - рассказывает советник генерального директора страховой медицинской организации «Капитал-МС» Михаил Пушков.

Нередко пациентам отказывают не только в своевременном проведении исследований, но в самом лечении. Один из пациентов обратился к участковому терапевту для оформления направления на лечение в дневном стационаре (по рекомендации врача-невролога) с диагнозом «атеросклероз БЦА со стенозом». Участковый врач-терапевт выписал направление и поставил больного в лист ожидания.

«Пациент ждал назначенного лечения два месяца, после чего терпение его закончилось, и он обратился в филиал страховой медицинской организации с просьбой оказать содействие в получении назначенного лечения», - комментирует Михаил Пушков.

Как и в предыдущем случае, сотрудники филиала направили официальное обращение на имя главного врача поликлиники, и опять-таки в течение 2 дней проблема была решена - организовано лечение в дневном стационаре поликлиники.

Такие ситуации, увы, на редкость типичны практически для любого региона нашей страны. И алгоритм их решения может быть достаточно простым - если у вас возникают трудности с оказанием медицинской помощи, в частности, не соблюдаются сроки, вы можете и должны обратиться к страховому представителю. Большинство страховых медицинских организаций системы ОМС являются крупными компаниями с региональными филиалами, со своим собственным круглосуточным колл-центром, куда можно дозвониться меньше, чем за минуту.

Ваше обращение примут в любое время суток и в короткие сроки помогут решить проблему.

«В соответствии с законодательством, прямая обязанность страховых медицинских организаций системы ОМС – работать с обращениями застрахованных граждан. Страховые представители сделают все возможное, чтобы медицинская помощь была оказана в срок. Для этого есть все ресурсы: начиная со звонка в администрацию медицинской организации и заканчивая проведением экспертизы качества медицинской помощи с последующим применением экономических санкций к медицинской организации в случаях, если установлены нарушения», - подчеркивает советник генерального директора страховой медицинской организации «Капитал-МС» Михаил Пушков.

Новости

Популярное

Отключения света, воды и газоснабжения 21 ноября в Якутске
Город | 1 день назад
Отключения света, воды и газоснабжения 21 ноября в Якутске
Плановые отключения энергоресурсов в Якутске.
Переправу Хатассы – Павловск откроют в конце ноября
Город | 1 день назад
Переправу Хатассы – Павловск откроют в конце ноября
Ледовая переправа Нижний Бестях – Якутск будет открыта 5 января для транспорта массой до 10 тонн. 
В Якутии растет заболеваемость ОРВИ
Город | 1 день назад
В Якутии растет заболеваемость ОРВИ
В республике зарегистрировано более 8 тысяч случаев острых респираторных вирусных инфекций, что выше показателя предыдущей недели на 20,6%.
Яндекс Карты начали показывать маршруты через отапливаемые остановки Якутска
Город | 1 день назад
Яндекс Карты начали показывать маршруты через отапливаемые остановки Якутска
Карты разметили более 30 отапливаемых остановок города, чтобы предлагать жителям комфортные маршруты.