Чужой среди своих
На эту тему мы решили поговорить с психологом Светланой Заболотней. По ее словам, для начала нужно осознать, что бороться придется не со следствием – негативным отношением окружающих, а с причиной – тем, что побудило людей к такому отношению к вам. То есть изменять придется себя.
«Мама, я изгой»
В любом коллективе всегда есть группа лидеров, к которым все тянутся. Изгои – их полная противоположность. Их не любят, с ними не хотят общаться, стараются унизить, задеть. Причем многие это делают не столько из-за личной неприязни, сколько повинуясь стадному чувству. За какие же «заслуги» ребенка могут записать в ряды изгоев? Часто из-за каких-то физических несовершенств – дети порой бывают жестоки.
- Но здесь сразу следует оговориться, что это происходит лишь в том случае, если ребенок сам чувствует себя ущербным, сильно переживает из-за этого. И акцент родителям нужно делать на достоинствах – их ведь не может не быть! Проще говоря, первоклассник с весом в 60 килограммов вряд ли станет объектом насмешек, если он дружелюбен, остроумен, умеет за себя постоять. А если с самого первого дня толстячок забьется на последнюю парту, на переменах в одиночестве есть бутерброды и молча обижаться на шутку, то шанс стать изгоем у него значительно повышается. Участь изгоев может настичь не только замкнутых или слабоуспевающих. Не любят «выскочек» - тех, кто все время стремится перехватить инициативу, покомандовать, наябедничать, или тех, кто идет против класса, например, отказывается сбежать с урока.
Есть несколько типов отвергаемых детей, попадающих под регулярные насмешки и нападки сверстников.
Непопулярные – это тихони, не знающие, как привлечь внимание одноклассников. К такому ребенку никто не бросается радостно после каникул, не замечает его отсутствия в классе. С ним могут даже и не здороваться. Это не травля, но ранит не меньше.
Озлобленные – это те, кто, не сумев установить контакт с одноклассниками, начинает вести себя так, будто мстят окружающим за свои неудачи.
«Шут» или «козел отпущения» - это категория детей, старающихся привлечь внимание любой ценой. Могут выкрикивать разные шутки на уроке, нарочно что-то ронять, падать.
«Прилипала» - это тот, кто постоянно навязывает себя другим, вклинивается в разговор, лезет обниматься.
«Любимчик» - это ребенок, которого выделяет учитель или воспитатель. Особенно если дети не могут понять, чем «любимчик» лучше их.
Социальные изгои
В старших классах иногда появляются изгои социальные, которые нередко приходят из другой школы, или дети, не похожие на остальных, не вписывающиеся в общепринятые каноны, живущие «сами по себе».
- У них есть свой круг общения, свои интересы, их мнение, действия, ход мыслей ни от кого не зависят. Изгоями они могут себя ощущать или не ощущать в силу того, что данное общество им, в принципе, малоинтересно, они находится здесь в силу обстоятельств и по большому счету им все равно, что он них думают. В этом случае говорить о какой-то психологической травме, нанесенной сверстниками, нельзя. Другое дело, если человек страдает от одиночества и хочет дружить. Главная проблема таких детей – в отсутствии легкости, неумении прощать, зацикливании на мелочах.
- Откуда же такое патологическое стремление все время прятаться внутрь себя? Другими словами, откуда берется эта проблема?
- Как правило, чувство отверженности берет начало в семье. В некоторых семьях есть неписаная традиция назначать ребенка «козлом отпущения». У папы на работе проблемы – раздражение вымещается на сыне. У мамы с папой не складываются отношения – снова виноват он же, а формальный повод для трепки всегда найдется. Еще бывает, что родители возлагают на ребенка какие-то особые ожидания – например, им хочется, чтобы родился обязательно мальчик или чтобы он стал непременно врачом или выдающимся спортсменом. А рождается девочка, да еще и абсолютно равнодушная к родительским предпочтениям. Мама или папа не могут смириться с разочарованием и демонстрируют это ребенку. И вот в таком случае в его душе поселяется страх, что он никому не нужен, самоуважение и самооценка падают до предельно низкой отметки.
- То есть ребенок застревает в обиде, в негативных ожиданиях, в настороженности, закрытости или агрессии...
- Такие дети, а впоследствии и взрослые очень ранимы и слишком зависят от любви и признания окружающих. Их ранний опыт говорит о том, что общаться с другими людьми – это очень больно. Боль – это то, чего каждый изгой боится больше всего на свете. Вы скажете, что боли боятся все. Да, боятся. Но при этом и дружат, и любят, и разочаровываются, и учатся переживать предательство. У изгоев же гипертрофированный страх перед болью, и часто они чувствуют ее в тех ситуациях, на которые другой не обратил бы внимания. В результате изгои могут замкнуться в одиночестве, избегая любого общения.
- Как понять, что твой ребенок стал объектом травли?
- Если ваш сын или дочь неохотно идут в сад или в школу, не рассказывают, что там происходит, если они возвращаются подавленными, если у них мало друзей в классе или нет вообще – это все следует немедленно принять во внимание, потому что это может привести к развитию психосоматических заболеваний. Чтобы не сталкиваться с психоэмоциональной проблемой, организм предпочитает вовремя «заболеть и остаться дома». Это, кстати, тоже сигнал для родителей. Если ни с того ни с сего у ребенка появляются симптомы простуды или начинает болеть голова, живот, и все это происходит систематично, следует поговорить с ним об отношениях в классе.
- Так чем грозит травля?
- Печальные последствия могут вылиться в отчаянные поступки ребенка. Например, в воровство – он может украсть дома или где-то еще деньги, накупить на них сладостей и раздать их другим детям, чтобы таким образом купить их любовь, дружбу, хорошее отношение. Или ребенок может начать врать. Не находя в реальном мире то, что может повысить его ценность, он начнет придумывать нечто, способное произвести на окружающих выгодное впечатление. Они хвастаются несуществующими родственниками, обладающими чем-то, что считается престижным в компании. Это может быть, например, дядя-банкир. Фантазия фантазией, но, как правило, дети вранье все-таки разоблачают, и популярности лгунишке это не добавляет. И самое страшное последствие травли - регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей.
Помочь можно и нужно!
Можно ли изменить ситуацию? Можно. Любой из нас время от времени сталкивается с чьей-то неприязнью, каждому приходится отстаивать себя в конфликтах. Так мы узнаем себя и других, учимся дружить, защищать свои интересы. Тем, кого мы причисляем к изгоям, сложнее: их способности к приспособлению снижены из-за постоянного стресса. Детям-изгоям, особенно в младшем возрасте, непременно нужна помощь взрослого, который сможет увидеть в маленьком человеке его лучшие черты, скрытые таланты, способности, поверит в него. Это может быть родитель, родственник, психолог, педагог, тренер. Но он должен найтись обязательно, потому что самому выбраться из такой ситуации очень и очень сложно.
- Не стоит недооценивать значение детской популярности. Зачастую это один из определяющих факторов того, насколько ребенок хорошо успевает в школе и насколько он там счастлив. Социальное развитие – колыбель развития интеллектуального. Дети, у которых нет в школе друзей, вряд ли будут ходить туда с удовольствием. Если ситуация с отвержением возникла до подросткового возраста, то родителям можно поговорить с взрослым человеком, который пользуется авторитетом в детском коллективе. Попросите его уделять вашему ребенку больше внимания на глазах у остальных, давать поручения, не забывать хвалить. Если такая проблема возникла с подростком, то родителям следует всегда оставаться на его стороне, чаще напоминать о его достоинствах, повышать самооценку. Бежать и тотчас же мстить обидчикам ребенка не стоит. Важно, чтобы сын или дочь понимали, что семья – их дом, крепость, там всегда есть свет и тепло, но учиться стоять за себя они должны все-таки сами.
Чтобы решить проблему детской «забитости», следует придерживаться нескольких правил:
- Главное – любите и поддерживайте ребенка таким, какой он есть.
- Не сравнивайте ребенка с другими детьми, подчеркивайте его достоинства и успехи.
- Не торопите ребенка - застенчивому, робкому малышу требуется определенное время, чтобы адаптироваться к новым условиям.
- Не игнорируйте страхи ребенка.
- Неразумно кричать ни на детей, ни в присутствии детей.
- Если взрослый обращается к тревожному ребенку, он должен установить контакт глазами: это вселяет доверие в душу ребенка.
- Старайтесь создавать для ребенка ситуации, где бы он смог проявить свои таланты, достоинства.
- Стремитесь к развитию своего ребенка. Чем больше он будет знать и уметь, тем увереннее он будет себя чувствовать.