Детская агрессия: яблоко от яблони…
- Мне хочется предупредить родителей, с какими трудностями они могут столкнуться при общении с подростком в летний период, - говорит психолог Марианна ВИНОКУРОВА. - Подростковый возраст характерен тем, что ребенок стремится к независимости, одновременно желая сохранить отношения с людьми, которые о нем заботятся. Именно в этой возрастной фазе своего развития он должен ответить себе на главные вопросы: «Кто я?» и «Как я буду жить дальше?» В этот период у него формируется мировоззрение и система ценностей. Одновременно с этим подросток переживает мощные гормональные сдвиги, период полового созревания, что делает его поведение эмоционально неустойчивым, а восприятие критики и замечаний - болезненным. Все эти факторы надо учитывать при общении с подростком. Часто в поисках своего «я» дети подросткового возраста ищут лидера для подражания. И здесь очень важно, кто станет для них таким лидером: наркоторговец, правонарушитель, спортивный тренер или родитель, который научит свое чадо новым навыкам и подготовит к будущей жизни.
Во всем виновата поп-культура?
Психологи уверены: причины роста подростковой агрессии – социальная неустроенность, проблемы в семьях и волна насилия, проповедуемая современной поп-культурой.
Это интересно
Как-то в Институте судебной психиатрии им. Сербского был проведен эксперимент. Освидетельствовали 560 несовершеннолетних преступников, совершивших насильственные преступления (более 30% из них – убийства). Выяснилось, что в 80% это ребята из неблагополучных семей, где их систематически били или они становились свидетелями драки родителей. У большинства обнаружены проблемы с центральной нервной системой и задержка психического развития. Но «органических причин» здесь мало – только около 10%. Остальное – асоциальность.
Сегодня на экранах телевидения много сцен насилия и убийств. Новости, кинофильмы… И несмотря на возрастной ценз, мало кто из мам и пап следит за этим. Плюс не забываем о всемирной сети. Сколько процентов родителей строго отслеживают сайты, на которых сидит их ребенок-подросток, какие фильмы смотрит, что его интересует в ютюбе, с кем он общается? А ведь около 30% увиденных с экрана и в Интернете сцен агрессии позже реализуется в реальной жизни.
- Это ведь психологическая травма, особенно для несформировавшейся детской психики, и она обязательно потом даст о себе знать. С другой стороны, любая экранная агрессии – это опять-таки навязанная модель поведения. А становление ребенка происходит таким образом, что для него нужен идеал. Некая фигура, реальная или виртуальная, с которой он сличает себя и идентифицируется, поскольку еще не знает своих возможностей. А если еще эти кумиры штампуются СМИ и навязчиво предлагаются, то выбор становится ограниченным.
Саша Белый или Глухарь?
- Дети всегда тянутся к харизматическим фигурам. То есть происходит некоторая подмена, слияние таких понятий, как «бандит» и «хорошо». И несовершеннолетние начинают вести себя соответствующим образом. Слегка утрированно, но я скажу так: подзатыльник одному, удар под дых другому, а там и до ножа в бок недалеко. А ведь подростковую агрессию можно нейтрализовать. Для этого необходимо серьезно заниматься с детьми, чего не делают ни современная школа, ни в большинстве своем современные родители.
А знаете ли вы…
…что специально проведенные исследования доказали: на поведение подростков сильно влияют... фильмы. Если подросток постоянно видит на экране «прекрасную» жизнь криминальных авторитетов, которые курят, пьют и при этом купаются в богатстве, понятно, что они будут стараться быть похожими на них. Полицейские, к слову отмечали всплеск подростковой преступности после того, как на экраны вышел сериал «Бригада». Причем малолетки шли на преступление не поодиночке, а сплачивались в реальные банды.
Но вот когда по телевидению стали показывать сериалы «Опера» и «Глухарь», где была показана обратная сторона медали – работа сотрудников правоохранительных органов – преступность среди подростков пошла на спад. При этом появилось больше молодых людей, желающих служить в полиции.
Научите детей выражать свои чувства!
У нас в обществе почему-то не принято учить детей и взрослых выражать свои чувства. Мысли – да, это приветствуется, а вот чувства уходят на задний план. Или намеренно «их уходят». «Мальчики не плачут!» - эти слова мамы говорят совсем еще маленьким сыновьям, а ведь слезы – это чувства, это реакция на окружающий мир, это всплеск эмоций… «Не плачь, ты же мальчик!» - практически сродни «не показывай свои чувства, ты же мужчина».
Система школьного воспитания построена на том, чтобы научить ребенка думать. И никто из учителей никогда не спросит: а что ты чувствуешь по тому или иному поводу? – Поэтому чаще всего ребенок с самых малых лет вынужден подавлять эмоции, загонять их вглубь. Но ведь его психика еще не устоялась, чувства бурлят и просятся наружу. И выходят. В виде внезапных вспышек агрессии и жестокости. А потом мы удивляемся: как это мой мальчик избил соседа? Да не может быть! Он всегда такой сдержанный, спокойный, мухи не обидит… А такой внешне «спокойный» ребенок вдруг идет бить в школе стекла. Другой – мучить бродячих собак. А третий решит с кулаками набросится на человека.
- Сейчас психологи начали заниматься профилактикой таких вспышек. Они учат детишек выражать чувства, делиться ими. В индивидуальных, и особенно – в групповых занятиях. И в результате, когда ребенок, скажем, злится, он уже не обзывает кого-то «козлом» и не лезет в драку, а выражает свои эмоции по-другому, не затрагивая чьих-либо чувств. Такая система «вентиляции» необходима каждому. При ней негативные чувства не накапливаются, и паровая пробка не выбивается.
Истоки насилия – в семье
Поводы совершить проступок или преступление бывают разные. Но причина чаще всего всегда одна - недостаточное внимание старших. В первую очередь в семье - современные родители сутками торчат на работе, а их дети предоставлены сами себе. А иногда гиперопека и полное удовлетворение желаний ребенка – не то, что ему нужно. Сыт, обут, одет, у него есть телефоны, компьютер и планшет – и родители уверены, что сделали все для хорошего воспитания сына или дочери. Забывая о главном: духовном общении.
- Однако одного контакта родителей с детьми мало. Важно, чтобы старшие помнили: подростки всегда во всем берут с них пример. И если, говоря о высоком, отец периодически избивает мать – дети тоже будут распускать руки. Взрослые, к сожалению, не всегда задумываются: даже в мелочах, в быту поступая в противовес своим словам в присутствии детей – например, переходя дорогу на красный свет, нахамив кому-то в транспорте или не уступив место пожилому человеку - они невольно дают им право думать, что так поступать возможно. Река начинается с ручейка. Воспитывая ребенка, нужно начинать с себя. Яблоко от яблони недалеко падает.
Вообще истоки насилия нужно искать в семье ребенка, в его взаимоотношениях с близкими. Если ребенок испытывает в семье насилие, то такая модель становится для него образцом поведения, ценностью и желанием. Если ребенка избил папа, и он затем помучил животное, то он как бы становится сильным, «как папа». Дело в том, что насилие снимает часть внутренней боли ребенка, и ценность силы постепенно заменяет ценность отношений. Сопереживание уже воспринимается как слабость. Кроме того, существует еще одно объяснение подростковой жестокости: в отличие от взрослых и детей они пытаются понять, что такое жестокость и где ее границы.