Дома или в садик?
«Плюсы» детского сада
Говорят, «домашние» дети очень трудно адаптируются в школе, потому что не привыкли находиться в коллективе. До недавних пор считалось, что детский сад является по-настоящему необходимым звеном в развитии каждого ребенка. И действительно, «домашние» детишки часто с трудом приспосабливались к школьным правилам, к правилам общения, принятым в группе сверстников. И если в класс попадал ребенок, который первые семь лет жизни провел под маминым и бабушкиным крылом, ему приходилось несладко. Сегодня ситуация иная. Дети, никогда не посещавшие детского сада, перестали быть исключением. Кроме того, и само понятие «детский сад» в наши дни не так однозначно, как прежде. Помимо стандартного государственного детского сада существует целый ряд других вариантов устройства дошколенка. И вот стали слышны поначалу робкие, но набирающие силу голоса тех, кто взял на себя смелость утверждать: «домашние» дети ничуть не хуже «садовских». Конечно, везде есть свои исключения, но в общем и целом ребенок, воспитанный дома, а не в «учреждении», вполне может быть таким же развитым, самостоятельным, инициативным и общительным, как и воспитанник детского сада.
Что же именно дает посещение детского сада ребенку? Прежде всего — возможность общения со сверстниками, включенность в группу. Примерно начиная с трех лет, а уж с четырех — совершенно точно, ребенок нуждается в общении с другими детьми. Разумеется, в детском саду ребенок учится общаться не только с другими детьми, но и со взрослыми. Опыт общения с воспитателями в детском саду помогает ребенку в дальнейшем избежать трудностей в установлении отношений со школьными учителями: малыш узнает, что помимо мамы есть и другие взрослые, к мнению которых нужно прислушиваться, а иногда и просто подчиняться. Наконец, в детском саду ребенок получает возможности для интеллектуального и физического развития. Но одного лишь «садовского» образования ребенку недостаточно. В любом случае и сами родители должны заниматься с малышом. Но если «домашний» ребенок целые дни проводит исключительно перед экраном телевизора, то в детском саду он, конечно, получит несравненно больше. Рисование, лепка, конструирование, развитие речи, музыкальные занятия и физкультура — этот минимальный набор обеспечит и самый простой государственный садик.
«Муштра» или дисциплина?
С этим моментом естественным образом связан и другой: в детском саду ребенок знакомится с определенными правилами поведения и учится соблюдать их. Слово «дисциплина» у многих из нас вызывает достаточно негативное отношение, поскольку ассоциируется с «уравнительной» муштрой, принятой и в садиках, и в школах советской эпохи. Многие родители как раз об этом и говорят: «муштра» калечит свободолюбивого и талантливого ребенка. Строем – на занятия, строем – в туалет, строем – в спальню и игровую комнату, строем – на прогулку, сидим все вместе и слушаем воспитателя, сложив ладошки на коленках... «Муштра»! А как иначе, извините, одной воспитательнице справиться с 30 мальчишками и девчонками, привыкшими дома на головах стоять? К тому же в подготовительной группе, по словам воспитателей, начинают приучать детишек сидеть спокойно на одном месте, приучая к усидчивости: сначала 20 минут, потом – увеличивая время. Нет, дети не сидят просто так: им читают книжки, они рисуют, лепят, занимаются, но сам факт: спокойно и на одном месте! Иначе за голову схватится уже учитель начальных классов. Однако мнений, самых разных, много. Но если отвлечься от этих ассоциаций и голословных высказываний «за» свободу ребенка и понимать под словом «дисциплина» всего-навсего умение придерживаться необходимых правил человеческого общежития, то следует признать: эти навыки ребенку необходимы.
А что дома?
Самое сложное в домашнем воспитании — это, пожалуй, не интеллектуальное или физическое развитие ребенка. Как раз в этих направлениях заботливая и образованная мама может дать ребенку намного больше, чем занятия в детском саду. Значительно труднее создать малышу все необходимые условия для социального развития, или так называемой социализации. «Домашний» ребенок должен проводить много времени на детских площадках, играя с другими детьми. Кроме того, очень желательно обеспечить ему какого-то постоянного друга-ровесника, а лучше — нескольких друзей. Нужно возить его в гости и приглашать других детей к себе домой. Эта задача вполне осуществима. Но нельзя забывать и о другом важном моменте — общении ребенка со взрослыми. Не секрет, что женщины, предпочитающие сидеть дома с детьми до тех пор, пока не наступит пора идти в школу, часто отличаются повышенным чувством родительского долга и стремлением непременно быть идеальными мамами. Из этого похвального стремления вытекают некоторые довольно неблагоприятные последствия: такие мамы почти всегда бывают убеждены, что попросту не имеют права доверить своего драгоценного малыша кому-то постороннему, и из этих мам в будущем «вырастают» те самые мамаши, которые не дадут спокойной жизни учителям: у них будут виноваты все вокруг, но не только их ребенок.
Не хотите отправлять ненаглядное чадо в детский садик — отдайте его в какой-нибудь кружок, секцию, игровую группу. Обращайте больше внимания на то, как ваш ребенок общается с другими детьми на площадке, в гостях, легко ли он знакомится, умеет ли играть, соблюдать очередность и правила игры, может ли поделиться игрушками и при необходимости отстоять свою собственность и свои интересы. Это очень важные критерии его социального развития, и, если годам к пяти ребенок так и не приобретает соответствующих коммуникативных навыков, стоит посоветоваться с детским психологом и подыскать какую-то замену детскому саду — группу развития, игровую группу, детский клуб. Кстати, сейчас в садах открыты так называемые группы короткого дня, что тоже является альтернативой.
А в результате?
Сторонники «домашнего воспитания» выдвигают множество аргументом не в пользу детских дошкольных учреждений, среди которых основными являются частые болезни ребенка. Кроме того, многие склонны считать детский сад причиной едва ли не всех нарушений в поведении ребенка. «Плохие слова», обман, попытки воровства, агрессивное поведение — все это считается следствием подражания дурному примеру других детей. С другой стороны, те родители, которые предпочитают воспитанию в домашних стенах детский сад, в первую очередь аргументируют свою точку зрения тем, что детский сад — это первая школа общения, которую ребенок обязательно должен пройти. Ведь умение общаться с людьми — одно из главных условий того, что, столкнувшись в дальнейшем с более взрослым коллективом сверстников, ребенок не потеряется в нем, а сумеет отыскать свое место.
К тому же часто бывает и такое: в одном классе собираются совершенно разные по степени подготовленности дети. Одни в лучшем случае знают буквы и цифры, другие с трудом складывают слоги в слова и складывают-вычитают в пределах первого десятка, а третьи читают бегло, могут ориентироваться в пределах ста и даже рассказать много чего интересного. Ну такие вот продвинутые детки, вундеркинды, просто одаренные... Только вот что ждет таких детей в первом классе? Отсутствие интереса к учебе – он уже все знает и умеет, программа-то одна на всех. Или придется идти в платную школу с индивидуальным подходом, лицей или гимназию, где дети в классе будут примерно на одном уровне.
Но учителя начальных классов успокаивают: рано или поздно все дети выравниваются. Так что большой беды нет в том, если ваш ребенок подготовлен к школе чуть хуже, чем дочка вашей соседки, только потому, что ходил в обычный детский сад, а девочка – во всевозможные центры развития и к репетиторам.