Экзамены: берегите нервы!
Единый государственный экзамен, или ЕГЭ, введенный в 2009 году, уже не новость для российских школ, однако полемика вокруг этой формы аттестации ведётся до сих пор. Школьный психолог Лира АФАНАСЬЕВА считает, что основная причина негативного отношения к ЕГЭ – не столько сам экзамен в виде тестирования и отсутствие должной подготовки к нему на уроках, сколько сильное эмоциональное потрясение, испытываемое школьниками и их родителями.
- В наше время были письменные и устные экзамены, на которых можно было надеяться на симпатии и понимание собственных учителей. Не было выезда на чужую территорию, не было кучи бланков и незнакомых людей, устройств, проверяющих твою личность...
- Да, у многих ребят именно это вызывает сильный стресс, а не сам материал и тест, к которому, по сути, ребенок должен готовиться в течение всего обучения в школе. В последний год он буквально «натаскивается» на тестирование учителями и репетиторами, и создается искусственно стрессовая атмосфера, в которой ребенок должен научиться находить выход из кризисной ситуации. И в этот сложный период для ученика важна поддержка всего окружения: родителей, педагогов, друзей. На самом деле сдать экзамен ЕГЭ несложно, если ты готовился регулярно, и понимал, что от результата зависит твоя будущая жизнь. Однако не все дети могут настроить себя на положительный лад и утрируют проблемы, которые могут возникнуть на экзамене.
ЗНАЮ, НО НЕ УСПЕВАЮ!
Есть дети, которые знают пройденный материал, но не укладываются в заданный промежуток времени из-за замедленных психических реакций или повышенной нервозности.
- Допустим, если преподаватель видит, что ребенок знает этот материал (а преподаватель это сразу видит), никто не будет снижать оценку за то, что он не уложился. Проблема возникает, когда это письменный экзамен, такой, как ЕГЭ, который ограничен во времени. Я бы посоветовала научиться обобщать материал. А чтобы научиться его обобщать, дам необычный совет: надо писать шпаргалки. Не пользоваться шпаргалками, а писать их! Когда человек пишет шпаргалки, он вынужден формулировать мысль более коротко, искать самое главное, таким образом, у него формируется способность обобщать материал, структурировать свои знания, формулировать их в более обобщенном виде. Да и запомнить легче – написание шпаргалок вообще очень полезный момент. Люди, которые их пишут, в итоге в них не нуждаются, потому что пока пишут их, все выучивают, повторяют. А самое главное – у них формируется навык обобщения и поиска главной мысли, умение ее сформулировать.
МАМА БОИТСЯ ЕГЭ? ПУСТЬ ИДЕТ К ПСИХОЛОГУ!
Психика ребенка еще не сформировалась до конца, поэтому она во многом лабильна, изменяется, подвержена внешним воздействиям. Часто негативное внешнее воздействие оказывают родители, которые сами испытывают тревогу по поводу экзаменов и ее нагнетают. Они об этом все время говорят, призывают ребенка к ответственности, говорят о том, что этот этап надо обязательно преодолеть, пытаются ребенка пугать: не сдашь ЕГЭ, не наберешь нужное количество баллов, не поступишь в вуз, пойдешь работать дворником-сантехником-уборщицей. А это в корне неправильно!
- Но это ведь вполне нормально, если мама боится, что ребенок не справится с ситуацией...
- Это ее проблема, и она должна идти к психологу! Но ни в коем случае не показывать свой страх сыну или дочери. Ведь она – авторитет, и ребенок считает, что мама все знает и разбирается в вопросе лучше него. И если она будет впадать в истерики, даже самый спокойный и уверенный в себе ребенок начнет испытывать дискомфорт и сомневаться в собственном успехе. Как бы мама ни боялась, она должна сохранять спокойствие и не делать акцент на приближающемся экзамене. Угрозами вряд ли получится заставить его учиться. Можно получить противоположный результат: начав думать, что ничего не получится, ребенок просто опустит руки и перестанет усиленно заниматься. Надо настраивать ребенка на успех, а не на негативный результат.
ПОСТУПИТЬ МОЖНО И БЕЗ ЕГЭ!
- Сколько ни говори, как не объясняй, но родители боятся ЕГЭ больше, чем сами дети. И тема «Если ты не сдашь, то не сможешь найти нормальную работу, будешь прозябать на задворках общества» актуальна всегда...
- У ребенка нужно формировать правильное отношение к результатам экзамена. Не должно быть только одной дороги – мол, только после хорошей сдачи экзамена все получится. Сам процесс экзамена и результат должны пониматься ребенком как ступень, после преодоления которой можно выбрать то, что тебе по душе, но на всякий случай иметь резервный вариант. Например, документы можно подать на три направления или в три учебных заведения. Пусть эта перспектива, а именно выбор своего из нескольких вариантов, станет желаемым результатом, а не получение высокого бала. Да и, в конце концов, поступить можно и без ЕГЭ! И не нужно перекладывать свой собственный страх неудачи на своего выпускника, третировать его и кричать, если он ничего не делает. Спокойная и комфортная обстановка дома, позволят вам донести до него мысль, что нет ничего страшного и особенного в экзамене ЕГЭ и не слишком трудно к нему готовиться.
НЕ ИЗМЕНИТЬ МЕЧТЕ – ПРОСТО ИЗМЕНИТЬ МЕЧТУ!
Волноваться в ожидании важного, ответственного этапа в жизни – выпускных экзаменов – это нормально, говорит социальный педагог Тамара ХАРЛАМОВА. Организм - система саморегулируемая. Такое волнение настраивает, мобилизует организм перед сдачей ЕГЭ. Задача родителей – помочь школьнику создать положительный эмоциональный настрой, организовать ему режим дня, питания, благоприятные бытовые условия: «Мы все уверены, что ты готов и справишься с заданиями, а волнение перед экзаменом - это нормально, потому что оно свойственно всем людям».
НЕ ДОВЛЕТЬ! Не нужно излишне контролировать. Мотивация должна идти от самого школьника.
ОГРАНИЧИТЬ ДОСТУП В ИНТЕРНЕТ! Если свободное от подготовки к экзамену время школьник проводит за компьютерными играми или в соцсетях, то он как ластиком стирает наработанные знания. Компьютер – не тот вид досуга, который поможет школьнику отдохнуть.
НАСТРОИТЬ НА РЕЗУЛЬТАТ. Не говорите: «Нас устроит только такое-то количество баллов для поступления именно на эту специальность». Школьник может «перегореть», или, если не достигнет этого уровня, произойдет крах надежд... Настраивайте, чтобы ребенок показал на экзамене лучший результат учебы в школе.
ЕСЛИ РЕБЕНОК СДАЛ ЕГЭ ПЛОХО. Если он недоволен результатом, объясните, что сдача ЕГЭ - это всего лишь определенный этап в жизни, а в ней случаются и неудачи. Главное - сделать выводы и все равно двигаться к цели.