Если работать, то на качество, если дружить, то на века - история студотрядов Якутии из далекого СССР
В 60-е годы прошлого столетия в Советском Союзе зародилось очень хорошее студенческое движение – студенческие строительные отряды (ССО) – и Якутия тоже не осталась в стороне. История Якутского студенческого отряда берет свое начало в 1968 году. В первые три года становления областной студенческий отряд набирался опыта, учился, совершенствовался и множил свои ряды.
В Якутском государственном университете на каждом факультете стали создаваться студенческие строительные отряды, которые летом проводили свои третьи трудовые семестры в районах нашей Республики, выполняя многочисленные работы по строительству коровников и клубов, ограждению сельскохозяйственных угодий, уборке урожая и многое другое. О тех далеких студенческих годах рассказал "Эхо столицы" к.п.н. Егоров Пантелеймон Романович, член общественной палаты Республики Саха (Якутия), директор ООО УПВЦ «Толбон», председатель ОО ЯРАСАС, директор СВ НИЦ РИО СВФУ.
Бойцы ССО «Сергелях-73», с. Хоробут
- На физико-математическом факультете было создано более пяти ССО. Я три лета с большим наслаждением окунался в третьи трудовые семестры. В 1972 году был в стройбригаде, которая работала в селе Бэдьимэ Мегино-Кангаласского района. Я плохо помню всех командиров и комиссаров, так как не имел возможности с ними со всеми общаться. В Бэдьимэ у нас был командиром Роберт Сивцев, который учился на нашем курсе физиком, а комиссара не помню.
Помню, мы жили в сайылыке и спали на нарах. Утром командиры нас будили, но мы, допоздна набегавшиеся и уставшие, продолжали спать. Тогда за работу принимался Бомбочка. Когда я знакомился с этим весёлым, источающим юмор, парнем, он представился Бомбочкой. Я спросил, а как его настоящее имя, он ответил, Виталий Фёдоров из Нюрбы. Бомбочка, как и я с Ваней Амосовым, был низкорослым, но грузным парнем. Он с одной стороны нар прокатывался до другой стороны по нашим ногам, тем самым побуждая всех встать. Мы с Ваней укатывались к стене и плотно прижавшись к ней, продолжали спать, чтобы Бомбочка при повторных заходах нас не смог достать. Но он разгадывал наш манёвр и тогда прокатывался по нам всей своей мощью. Нам не оставалось ничего, кроме как подниматься и идти на завтрак.
Ваня Амосов играл на гитаре и любил петь песни из репертуара популярного советского певца Полада Бюль-бюль оглы:
Ты мне вчера сказала,
Что позвонишь сегодня.
Но не назвав мне часа,
Сказала, только: «Жди».
И вот с утра волнуясь,
Я жду у телефона.
И беспокойно сердце Стучит в моей груди…
Его тембр голоса походил на тембр Великого Советского Певца. И по всему Сергеляху каждую весну звучала эта его песня, будоража сердца влюблённых девчат.
Нас кормили неплохо, я так говорю, потому что не помню, чтобы я недоедал, или был голодным. Руководство совхоза за бытовыми условиями и нашим питанием очень строго следило и обеспечивало всем необходимым в полном объёме. В первые дни было даже и свежее мясо, но потом перешли на говяжью тушёнку с рисом и макаронами. Теперь летом я покупаю белорусскую или бурятскую тушёнку и с удовольствием вспоминаю наши обеды в стройбригаде. Но, конечно, современная тушёнка совершенно несравнима по вкусовым качествам с той нашей изумительно вкусной тушёнкой.
Одинокий гитарист у потухшего костра
После ужина в 9 часов двое парней подхватывали меня за локти и, как «на расстрел», вели к потухшему костру, на котором готовился наш ужин. Двое других парней шли впереди нас и несли мой персональный табурет, баян и гитару. Они меня усаживали на этот табурет, вручали в руки гитару. И я должен был весь вечер петь. Потихоньку подходили девчонки, а за ними их кавалеры. Через час ребята по парам разбредались и уходили в прекрасные летние, белые ночи. К 11 часам у костра я оставался один с гитарой в руках. Конечно, это мне не очень нравилось и через пару дней, когда все ребята собрались, я встал и пошёл, куда глаза глядят, и все девчонки шли за мной, а за ними их парни, как телята на водопой. И мы гуляли по прекрасным аласам и берёзовым рощам допоздна, напевая под гитару любимые песни.
Надя Егорова, я, Паша Слепцова, Света Баишева
В селе Хоробут Мегино-Кангаласского района в 1973 году часть бойцов ССО «Сергелях-73» заканчивали постройку клуба, а другие бойцы выполняли иные земляные работы, как рытьё траншей, бетонирование и штукатурку зданий. Из моей группы М-71-2 нас было семеро: пять девочек – Оля Замуруева, Паша Слепцова, Света Баишева, Маша Сарахина, Надя Егорова и два парня – Ваня Амосов и я. Меня, так как я очень плохо видел, всегда брала с собой в стройбригады и в стройотряды моя старшая родная сестра Наташа, которая с нашим родным братом Семёном училась на физмате в группе М-69-3. Её группа была очень дружной, и все праздники и дни рождения они отмечали у нас дома, который находился рядом с главным корпусом ЯГУ по улице Белинского 64. Её подруги-однокурсницы и однокурсники также ездили летом всегда с нами. Это Света Ефимова, Ира Бандерова, Калиса Анисимова, Ваня Попов, Петя Пермяков, Федя Егоров.
В Хоробут с нами ездили и наши родственники – это Коля Тимофеев, родной брат Лизы Тимофеевой и Федя Яковлев – родной брат Лены Яковлевой и наш двоюродный брат. Федя Яковлев был среди первых Якутянкомсомольцев-БАМовцев, которые укладывали первое золотое звено АЯМА.
Я, Наташа Никифорова, Федя Яковлев, Руслан Ксенофонтов, Света Баишева,
Рая Еремеева, Ира Бандерова.
С Русланом Ксенофонтовым я познакомился летом 1973 года в селе Хоробут. Мы все жили очень дружно, как одна семья, этому, конечно же, способствовала наша молодость, беззаботное студенческое братство. Целый год, посещая лекции и учебные семинары, летом в стройбригадах и в стройотрядах студенты более тесно сплачивались, образовывались многие семейные пары и заключалась крепкая, мужская дружба. Руслан Ксенофонтов родом из села Кутана Сунтарского района был любимчиком девушек, видный, высокорослый красавец, покорявший девичьи сердца. Он занимался стрельбой из лука и учил меня, как надо правильно держать в руках лук, чтобы не травмировать локтевой сустав. Раньше я этого не знал и не мог предположить, что, стреляя из лука, не соблюдая технику безопасности, можно травмировать руку. Наша дружба продолжается и по сей день. Мы всегда, благодаря интернету, регулярно общаемся, а летом, приезжая в город Якутск, Руслан приходит в гости ко мне на дачу.
Я и Руслан Ксенофонтов
Помню такой забавный случай. Вечером, когда под крышей строившегося клуба становилось темнее, а ребятам надо было срочно забивать потолок, чтобы успеть к сроку сдачи объекта и получить аккорднопремиальные, то они приглашали меня, чтобы я им помогал. Я брал маленький топор-чохорон в руки и, не глядя, двумя ударами обухом топора забивал гвозди в потолочную плаху. В 1974 году я был со студенческим строительным отрядом «Дьюкэбль» в посёлке «Солнечный» в Усть-Майском районе. В стройотрядах отдых всегда выпадал на десятый день работы, так было заведено, и именно в этот день всегда падал сильный, проливной дождь. И мы смеялись: «Как в Солнечном». Я также, как крот, работал на земляных работах, копал траншеи и бетонировал какие-то ямы. Мы с агитбригадой на моторной лодке переправлялись на другой берег реки Алдан, где расположены поселения эвенков и давали в селениях Кюпцы и Эжанцы наши бесплатные, студенческие концерты, получая в благодарность от жителей этих сёл бурные аплодисменты. В Солнечном в это лето работало несколько стройотрядов из ЯГУ, и даже один стройотряд из Прибалтики. В день строителя проводились между стройотрядами спортивные мероприятия и, конечно, песни у костра. В Солнечном мы ходили по субботам на танцы в районный клуб. Однажды я спел на танцах одну песню, и местные ребята из ВИА попросили, чтобы я всегда приходил на танцы и их выручал. После танцев не я, а меня провожали девчата, приглашали к себе домой в гости и кормили молодой картошкой, поджаренной с только, что собранными грибами-маслятами. Для меня это был царский ужин, и я этих девчонок из Солнечного никогда не забуду.
Студенческие строительные отряды в Солнечном, 1974 год
Конечно, многие ребята ездили в стройотряды, чтобы заработать и зимой приодеться. И действительно некоторые из нас зарабатывали приличные деньги, по 700–800 рублей за лето. Но меня деньги никогда не интересовали, я получал по минимуму 200 рублей и был этим весьма доволен. Двести рублей по тем временам считались большими деньгами, ведь самая высокая зарплата у бюджетных работников в то время составляла всего 120 рублей.
Я был, наверное, и остаюсь Романтиком. И как поётся в хорошей Советской песне: «А я еду, а я еду за туманом, за туманом и за запахом тайги». Таким я воспитан Советской властью, таким остаюсь и сейчас. Я благодарен Советской власти, которая мне дала достойное образование, хорошую, высокооплачиваемую работу и не оставила без жилья. А нынешние выпускники с проблемами зрения, оканчивая школы, не могут поступить в средне-специальные и высшие учебные заведения, и если каким-то образом поступают, то не могут найти по их окончанию достойную работу, а тем более жильё.
Ветераны ССО, объединяйтесь! Создавайте ваши WhatsApp-группы, пишите воспоминания, делитесь фотографиями, формируйте фотоальбомы. Это нужно для создания Музея Ветеранов студенческих строительных отрядов, необходимость которого уже назрела. Вами будут гордится ваши дети и внуки. Именно им нужна эта информация для непрерывной связи поколений. Обращаясь к молодому подрастающему поколению, с высоты моих прожитых лет я хочу сказать банальную фразу, что не в деньгах счастье. А счастье в вашем здоровье и в вашей грамотности, начитанности и любви к Родине. А Родина – это то место, где человеку посчастливилось родиться.
_________
- В тексте:
- Студенческие отряды
- СССР
- студотряды Якутии
- стройотряд
- ЯГУ