Это сладкое слово "Трансферт"
Таким вопросом народного депутата Зои Корниловой были завершены публичные слушания по госбюджету республики на 2010 год.
Прибыли меньше, дотаций больше 56% от общего объема доходов бюджета республики 2010 года составят трансферты из федерального бюджета: 39,2 млрд. – дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, 761 млн. – субсидии, 461 млн. – иные межбюджетные трансферты.
Между тем, собственные доходы республики составят более 33 млрд. рублей, из которых около 29 млрд. – налоговые доходы, более 4 млрд. – неналоговые.
Якутия получает 40 разного вида субвенций и дотаций из Москвы.
Снижение от уровня этого года на 20% прогнозируется по налогу на прибыль организаций. Это, в первую очередь, связано с тем, что финансовый кризис отрицательно сказался на деятельности алмазо- и угледобывающих предприятий. Также пессимистичны прогнозы по деятельности ОАО «Алроса-Нюрба» и ОАО «Алмазы Анабара». Предполагается, что эти предприятия в следующем году вовсе отработают «в минус», то есть без прибыли. Ощутимо снизятся поступления в республиканский бюджет (на 60%) от уплаты акцизов на алкогольную продукцию.Если в Якутии в год производится 210 тыс. декалитров алкоголя и 130 тыс. декалитров пива, то в связи с изменениями в Бюджетном кодексе РФ лишь 40% акцизной ставки останется в местном бюджете, остальное распределяется среди субъектов. Причем в два раза (с 1,1140 до 0,5982) снизится ставка по распределению акцизов относительно Якутии.
Бюджет-2010
Доходы – 73 млрд. 669 млн. руб;
- дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности – 39 млрд. 200 млн.;
- налоговые доходы – 28 млрд. 828 млн.;
- неналоговые доходы - 4 млрд. 419 млн.
Инвестбюджет – 4 млрд. 300 млн. руб.
Дефицит – 4 млрд. 541 млн. руб. Радует, что увеличен норматив распределения акцизов на нефтепродукты – в 2,5 раза. Таким образом, в казну республики предполагается поступление около 3 млрд. рублей, а было – около 2 млрд. Распределение средств от акцизов по субъектам зависит от протяженности автодорог и количества автотранспорта. При этом нашим нынче удалось отстоять понятие «автозимники». Ранее федеральный центр признавал лишь дороги с твердым и грунтовым покрытием.
Что касается неналоговых поступлений, то и здесь ожидается сокращение из-за уменьшения поступлений от алмазодобывающих предприятий. Причина – все тот же финансовый кризис, вследствие чего падают продажи алмазного сырья. По прогнозам, АК «АЛРОСА» в 2009-2011 годы отработает с ежегодной чистой прибылью в 454 млн. рублей, что в 36 раз меньше итогов за 2005-2007 годы.
В итоге, в бюджет Якутии в 2010 году неналоговых поступлений ожидается лишь на 73,5 млн. рублей. Страшно подумать, но в 2009 году эта сумма равнялась почти полумиллиарду.
В первую очередь – социалка
Расходы республиканского бюджета сверстаны с учетом 5%-го повышения заработной платы бюджетников в связи с переходом на новую систему оплаты труда. С 1 июля 2010 года на НСОТ переходят и муниципальные образования. На эти цели заложено порядка 1 млрд. рублей. Также заложено 15%-е повышение расходов на ЖКХ, увеличение стипендии студентам начального, среднего профессионального образования на 11% с 1 сентября 2010 г.
В 2009 году на доплату за классное руководство из федерального бюджета в виде субвенций было направлено 300 млн. рублей.
Министр финансов республики Вадим Новиков высказал свои опасения, что, возможно, в следующем году средства из центра на доплату классным руководителям направлены не будут.
«Но свой, республиканский, уровень мы сохраним», - сказал министр.
Министр финансов Новиков успокоил собравшихся тем, что мы не одни такие – практически все субъекты поставили вопрос перед федеральным центром о невозможности взять на себя бремя по полному финансированию этих выплат. Так что, как сказал руководитель министерства, есть надежда, что Россия все-таки софинансирует социальные доплаты пенсионерам.
А если надежды не сбудутся, придется в середине года отвлекать деньги из других статей расхода? В целом, на социалку из бюджета 2010 года планируется направить 28 миллиардов рублей.
На чем экономим?
Экономить планируется за счет сокращения финансирования по всем республиканским целевым программам, кроме сельского хозяйства. В итоге на РЦП планируется направить 1,1 млрд рублей. Также на 25% сократят расходы на содержание всех государственных учреждений. При этом муниципальные учреждения тоже должны будут потуже затянуть пояса. Таким образом предполагается сэкономить до 3,4 млрд. рублей. В следующем году должны были увеличить на 40% заработную плату госслужащих, но, как отметил Новиков, этого не будет. Как говорится, не до того…
Как ужесточение в администрировании расходов бюджетов муниципальных образований, с 2010 года основные средства будут выделяться в виде кредитов, обязательства по которым главы МО должны будут взять на себя.
Если взять расходы по основным разделам бюджета, то на ЖКХ планируется направить на миллиард меньше средств, чем в прошлом году, на охрану окружающей среды – меньше на 128 млн., образование – более миллиарда, здравоохранение – на 684 млн. Эти цифры приведены без учета республиканских целевых программ и целевых федеральных средств.
Дагестан мы обогнали, на очереди – Чечня?
8 февраля 2007 года на заседании Правительства Российской Федерации «О социально-экономическом развитии Республики Саха (Якутия)» в Москве президент Якутии Вячеслав Штыров обещал, что в 2013 году республика выйдет на самообеспечение и станет донором! Для справки: тогда из 62 миллиардов доходов бюджета республики доля трансфертов, федеральных дотаций составляла 20 миллиардов.
2013 год не за горами. Сегодня, как вы знаете, субвенции, дотации, трансферты составляют уже 56% от общего объема доходов республики. По дотационности впереди нас только Чечня. Как сказал на публичных слушаниях министр финансов Новиков, Дагестан мы уже опередили.
Еще весной руководством Минрегионразвития разработан документ, определяющий порядок введения в таких дотационных регионах федерального управления. По заявлению министра регионального развития Виктора Басаргина, действующее законодательство предусматривает возможность принудительной передачи отдельных полномочий с регионального на федеральный уровень.
Одним из оснований введения внешнего управления могут стать нарушения, выявленные в исполнении бюджетных или долговых обязательств региона, размер которых превысит 30 процентов от уровня регионального бюджета. Еще раз напомним, что на сегодняшний день Якутия получает 40 различного вида дотаций, субвенций. А чем больше обязательств, тем легче найти в них нарушения.
«Якутия – богатая республика, а собственной экономики нет! - в сердцах высказалась на прошедших публичных слушаниях депутат Зоя Корнилова. – Наши министры только и делают, что ходят по Кремлю и выбивают дотационные деньги. Мы не знаем – какой эффект получили от антикризисных мероприятий, не знаем – насколько эффективно используем бюджетные средства, не думаем над тем, как сокращать расходы за счет внедрения новый технологий. Может, нам перейти к прямому управлению регионом федеральным центром?!»
Трансферты - признак эффективности
После публичных слушаний я поговорила с председателем Постоянного комитета Ил Тумэн по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации Александром Уаровым:
Поймите, рост трансфертов — это не признак недоработок. Трансферты – это те средства, которые нам положены по закону. По методикам, разработанным федеральным центром.
Мы же их выбиваем, нам они не просто так достаются. Я вот сам лично в Кремле по этому направлению плотно работал. Чем больше денег к нам из федерального центра поступает, значит, тем эффективнее депутаты и правительство работают.
Ярославский пример
Когда в 2008 году Ярославскую область отнесли к дотационным регионам и направили из федерального бюджета 600 миллионов, там забили во все колокола. Депутаты Ярославской областной думы тогда подготовили письмо на имя премьер-министра Виктора Зубкова о том, что регион искусственно превратили в дотационный: «Мы понимаем, зачем регионы делают дотационными: чтобы они были просителями у федеральной власти».
Республика Саха (Якутия), конечно, далека от того, чтобы называться искусственно-дотационным субъектом. У нас свои реалии. Потому без дотаций мы пока никак. Здесь, на Севере, все затраты объективно выше: на производство, на проживание, на обслуживание инфраструктуры, северный завоз опять же. Плюс к этому большая численность нетрудоспособного населения: пенсионеры, привлеченные еще в советские годы (как у нас выражаются, «прикипевшие душой к Северу»).
Все это в целом создает дополнительную и весьма ощутимую нагрузку на местный бюджет. По-хорошему, чтобы избавить республику от роли просителя, нашему правительству и депутатам необходимо заняться разработкой принципиально нового специального законодательства для регионов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий.