Евгений ГРИГОРЬЕВ: «Решение вопроса с безнадзорными собаками требует времени и огромных бюджетных средств»
- Евгений Николаевич, после трагического случая 29 декабря многие горожане задаются вопросом, почему довели до этого? Почему раньше не проводили усиленный отлов?
- Вы все знаете, что 29 декабря в Якутске объявлен режим повышенной готовности, а в Автодорожном округе – режим ЧС. К работе были привлечены дополнительные силы, в том числе кинологи МВД, специалисты спасательной службы, управы, структурные подразделения мэрии – сотни людей и десятки единиц техники. На сегодня отловлено более 520 собак, эта цифра ежедневно растет. Мы будем продолжать работать в усиленном режиме, пока ситуация не стабилизируется, пока мы не увидим устойчивое снижение заявок на отлов бродячих собак от горожан.
В данное время сформировано порядка 30 групп отлова и 2 группы транспортировки, задействовано около 80 человек и более 20 единиц техники.
Вместе с тем хочу отметить, что это уже третье за год усиление по отлову. В марте 2021 года, во время санитарного трехмесячника отловлено более 280 голов. С конца ноября 2021 года, еще за месяц до трагедии, мы также вводили усиление, отловили и доставили в ППБЖ более полутысячи голов. Нужно понимать, что на все эти авральные мероприятия привлекаются людские силы и техника муниципальных предприятий, «Жилкомсервис», «Якутдорстрой», которые этим, в принципе, не должны заниматься.
- Почему так происходит?
- Ключевой вопрос здесь – финансирование субвенции. Я еще раз напомню, что обращение с животными без хозяев – это государственные полномочия, которые переданы муниципалитету, городу Якутску вместе с соответствующим финансированием – субвенцией из государственного бюджета. В 2021 году она составила без малого 28 млн. рублей. Казалось бы, это в несколько раз больше, чем было до вступления в силу Федерального закона №498 «Об ответственном обращении с животными» и собак должно стать меньше.
Для примера, раньше, до ФЗ-498, городу выделялось на регулирование численности животных порядка 6-7 млн в год. При этом регулирование проводилось посредством эвтаназии тех собак, которые были не востребованы хозяевами. Этот негуманный, но экономически более выгодный подход, позволял сдерживать рост популяции бродячих собак. И собак, к слову на эти деньги, отлавливали больше, 4-5 тысяч в год.
Сейчас, уже два года мы живем в условиях действия закона, который прямо запрещает умерщвление собак. Даже агрессивных собак, совершивших доказанные нападения на людей, мы обязаны содержать в приюте пожизненно. Этим же законом введена процедура ОСВВ (отлов-стерилизация-вакцинация-возврат). По закону мы обязаны возвращать всех животных, прошедших ОСВВ, не проявляющих немотивированной агрессии, обратно в то место, где их отловили.
- Сколько всего собак было отловлено, и сколько из них вернули в город?
- Давайте, для понимания, начну с 2020 года. В первый год действия закона, отловили 2322 собаки, из них вернули в прежнюю среду обитания 788 собак, 628 вернули хозяевам или выдали новым хозяевам. В ППБЖ, деятельностью которого занимается БФ «Помоги выжить», на конец года содержалось 285 собак.
В 2021 году отловлено 2980, плюс 416 собак – привод. Обратно в город возвращено, после ОСВВ 1433 собаки. На конец года в пункте передержки содержалось 910 собак, сейчас их уже больше тысячи. Вы видите кратный рост всех цифр по сравнению с 2020 годом.
При этом абсолютные цифры отлова собак без хозяев в 2021 году ниже 2019 и 2018 гг., до вступления в силу указанного закона – 4-5 тысяч в год, было и побольше.
- И ключевая проблема здесь финансирование, так?
- Верно. Нужно понимать, что новый закон оказался очень дорогим в реализации и требует существенного увеличения финансирования из государственного бюджета. В 2020 году мы просили у Департамента ветеринарии увеличить финансирование на 2021 год до 73 млн. рублей, в том числе предусмотреть средства на переоборудование ППБЖ в полноценный приют. По факту нам выделили 28 млн субвенции, в три раза меньше, ее хватило ровно на те цифры, о которых я сказал выше. На приют денег, к сожалению, не выделили.
Далее. Проблема недостаточного финансирования кроется в том, что нет единой методики учета безнадзорных животных – ни на федеральном, ни на республиканском уровне. Деньги выделяются по принципу «сколько освоено в предыдущем году», плюс какая-то сумма сверху. На этот год выделено 31 млн. рублей, и мы уже сейчас понимаем, что этого крайне недостаточно. Я очень надеюсь, что депутаты Ил Тумэна и Департамент ветеринарии увеличат сумму субвенции с учетом сложившейся, очевидно для всех, непростой ситуации.
- Какие еще меры необходимо принять, чтобы избежать повторения трагедии?
- Решить вопрос о строительстве приюта для собак без хозяев уже в этом году. Мы понимаем, что это государственные полномочия и должны финансироваться из госбюджета. Но строительство приюта – это лишь вершина айсберга.
Важнейший вопрос, который пока не очевиден для многих людей – это финансирование пожизненного содержания собак. По утвержденным нормативам, содержание одной собаки в год в приюте обходится 105 тысяч рублей. Давайте умножим эту сумму хотя бы на тысячу собак, которые сегодня есть в ППБЖ, и мы получим уже 105 млн рублей в год. А если речь идет об отлове и содержании 5 тысяч собак – сумма превысит полмиллиарда! Мы понимаем, что это нереально. Поэтому мы будем вынуждены, по крайней мере, в ближайшее время, работать по схеме ОСВВ. Либо изыскивать средства в госбюджете на кратное увеличение вместимости приюта и содержание собак. Только в этом случае бродячих собак станет меньше.
Процедура ОСВВ, по мнениям разных ученых, даст реальный эффект сокращения популяции только через несколько лет, при условии массового отлова и стерилизации 60-80 % популяции безнадзорных собак за короткий период, здесь и сейчас. При этом собаки с бирками должны оставаться на улицах и умирать естественной смертью. Иного решения существующий закон не позволяет.
- Что делать с хозяевами собак, отпускающих их на самовыгул, а также с так называемыми «плодильщиками»?
- За последнее время я принял участие в нескольких публичных обсуждениях сложившейся проблемы. Общественность, депутаты, простые горожане говорят совершенно правильные вещи – вводить крупные штрафы за самовыгул, проводить массовую стерилизацию собак. Поддерживаю это. Но первым пунктом, по моему мнению, должна быть обязательная регистрация, чипизация всех животных. И принимать такую норму нужно законодательно, и очень быстро.
Считаю также, что необходимо запустить программу бесплатной стерилизации собак за счет государственного бюджета. А для тех кто не хочет стерилизовать своего питомца: например, собака охотничья, или для разведения – вводить налог. Собранные деньги можно направлять на те же собачьи приюты или оборудование площадок для выгула собак в городе.
Да, мы должны исходить из того, что собака – друг человека, и обращаться с ней нужно гуманно, в соответствии с законом ФЗ-498. При этом мы все понимаем, те стаи, которые сегодня носятся по Якутску (как и в большинстве других городов России), угрожая безопасности людей – перестали быть друзьями человека. В закон Бурматова нужно вносить серьезные изменения, это было понятно многим еще в 2020 году, сегодня это стало очевидно для большинства из нас.