Фронт прикрытия
Министерство экономического развития РФ, известное своими невнятными прогнозами развития страны, похоже, ищет способ снять с себя ответственность за, мягко говоря, не очень эффективную деятельность. Для этого ведомство предлагает привлечь общественность и подготовило соответствующий проект постановления кабинета министров. Документ предлагает обязать органы исполнительной власти РФ, субъектов и местного самоуправления с 1 сентября 2016 года «осуществлять общественное обсуждение документов стратегического планирования» в соответствии с утвержденным порядком. Формальные основания для этого дает принятый в 2014 году Закон «О стратегическом планировании в РФ», который предусматривает, что к разработке документов стратегического планирования «могут привлекаться объединения профсоюзов и работодателей, общественные, научные и иные организации». Однако особого стремления раскрывать кухню принятия стратегических решений для общества правительственные чиновники до поры до времени не проявляли.
К документам стратегического планирования относятся послание президента Федеральному собранию, стратегии социально-экономического развития и национальной безопасности РФ, прогнозы бюджета и научно-технологического и социально-экономического развития страны, схемы территориального планирования, а также основные направления деятельности правительства. Правда, ряд государственных программ, в том числе госпрограмма вооружения, исключены из списка проектов, которые подлежат общественному обсуждению. При этом закон предусматривает подобные перечни и для документов, разрабатываемых на уровнях субъектов и муниципальных образований.
Разработанный Минэкономразвития порядок обсуждения стратегических проектов так же непрост, как и сама запоздавшая инициатива. Он предусматривает, что разработчик направляет для общественного обсуждения не сам проект госпрограммы или стратегии, а некий «паспорт» с информацией о проекте. Адресатами названы Общественная палата РФ, общественные советы при разработчике, Минэкономики, Минфин и Минобрнауки, а также «органы и организации, целью деятельности которых является защита и представление интересов потенциальных участников общественных отношений, на которые направлена реализация проекта». Разработчик «обязан рассмотреть все поступившие предложения и замечания», а дальнейшее согласование проекта в ведомствах «недопустимо без прохождения процедуры общественного обсуждения». На него отводится от 20 до 60 дней.
Примечательно, что отдельным пунктом в перечне участников общественного обсуждения выделен Общероссийский народный фронт (ОНФ). Созданное по инициативе Владимира ПУТИНА общественное объединение довольно активно подключается к обсуждению и решению экономических вопросов. В частности, ОНФ подавал президенту доклады об исполнении его майских указов, в которых правительство РФ подвергалось серьезной критике. «Фронтовики» же инициировали законопроект, ограничивающий выплаты выходных пособий для региональных и муниципальных чиновников и депутатов. Кроме того, ОНФ числится и прямым исполнителем президентских поручений: до 1 апреля текущего года Владимир ПУТИН «рекомендовал» ему «проанализировать состояние общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства и при необходимости разработать комплекс мер по повышению его эффективности». Однако «фронтовики» отмечают, что Минэкономразвития ранее игнорировало мероприятия ОНФ, избегало встреч с экспертами движения и не хотело с ними взаимодействовать. Но, как показала печальная судьба некоторых губернаторов, «попавших в прицел» ОНФ, игнорирование мнения общественников может привести к нехорошим вещам.
Впрочем, эксперты расходятся во мнениях, почему в проекте правительственного постановления именно ОНФ выделен из рядов коллег-общественников. Одни считают, что поводом для этого стало то, что лидер «Фронта» — президент Владимир ПУТИН, и поэтому обсуждать с этой организацией стратегическое планирование вполне логично. Другие, напротив, видят в этом странности с точки зрения законодательства. Например, политические партии не должны вмешиваться в деятельность органов исполнительной власти, а ОНФ, несмотря на свой общественный статус, имеет ярко выраженное политическое значение. Третьи и вовсе видят в инициативе Минэкономразвития хитрый политический маневр, результатом которого станет снижение градуса критики в адрес, прежде всего финансово-экономического блока правительства. Не секрет, что разговоры и требования об отставке кабинета министров звучат все громче. Так, 7 октября в рамках профсоюзной акции во Владивостоке о необходимости прекращения полномочий нынешнего состава правительства заявил председатель Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил ШМАКОВ. По мнению аналитиков, обращает на себя внимание и предлагаемая дата вступления в действие проекта правительственного постановления – 1 сентября 2016 года. Ведь именно от результатов выборов в Государственную Думу будет во многом зависеть судьба и правительства, и отдельных его министров. А за три недели до голосования граждане о таком «жесте доброй воли» со стороны чиновников еще не должны забыть. Определенная логика в этом есть, и сводится она к тому, что правительство у нас хорошее, даже с общественностью идет на контакт, поэтому отправлять его в отставку никак нельзя. Вот только согласятся ли с такой постановкой вопроса избиратели с похудевшими кошельками – большой вопрос.