«Фронтовики» отформатируют гражданское общество под выборы президента?
На рассмотрение Государственной Думы из Совета Федерации внесено два законопроекта об общих принципах организации и работы региональных общественных палат. Первый законопроект детально прописывает единый регламент их создания и функционирования. Во втором разъясняется, кто за это будет платить. При этом Секретарь ОП РФ и сопредседатель ОНФ Александр БРЕЧАЛОВ заявил, что надеется на скорейшее принятие депутатами этих инициатив. По его словам, раньше региональные палаты формировались по принципу «кто как хочет, так и формирует». А главную роль в этом процессе играли руководители субъектов федерации и местные элиты. Однако, по мнению одного из лидеров ОНФ, это не соответствует нынешним запросам гражданского общества.
На первый взгляд, идея, отраженная в законопроектах, кажется простой: Общественная палата РФ, вроде как, намерена дать свободу регионалам и даже снабдить их необходимыми финансовыми источниками. Но многие эксперты отмечают, что присутствие в этом процессе фигуры самого Бречалова и некоторые другие факторы говорят, что настоящие цели сенаторов могут быть совсем иными. Примечательно, что верхняя палата российского парламента не очень часто проявляет законотворческую активность. Но здесь позиция сенаторов была не только консолидированной, но и, похоже, продиктована «сверху». Об этом говорит хотя бы то, что под законопроектами стоит подпись спикера Совета Федерации Валентины МАТВИЕНКО.
Наводит на размышления и предлагаемый принцип финансирования региональных Общественных палат. Сегодня их денежное обеспечение осуществляется по-разному. В 40 регионах этим занимаются аппараты, созданные в форме госучреждений. В 43 субъектах РФ за финансирование отвечают некие сотрудники органов госвласти, например, структуры внутренней политики. Особняком стоит Новосибирская область, где работа по финансовому обеспечению лежит на помощнике сопредседателя региональной Общественной палаты. Сенаторы же предлагают переложить всю ответственность за финансовую состоятельность общественных палат на региональные бюджеты. А это создает предпосылки для появления зависимости местных общественников от федерального центра. Денег в регионах и без того нет, так откуда же им взяться на обязательное финансирование палат? Значит, средства будут запрашивать в федеральных структурах, например, в виде дотаций. В итоге такая зависимость выльется в то, что контроль над формированием и функционированием региональных ОП перейдет на федеральный уровень.
Наконец, еще одно любопытное новшество – это сам предлагаемый порядок формирования общественных палат в регионах. Согласно законопроекту, треть состава утверждает губернатор «по представлению зарегистрированных на территории субъекта РФ структурных подразделений общероссийских и межрегиональных общественных объединений». Вторую треть назначает заксобрание по представлению региональных общественных объединений и НКО. Последнюю же треть сформируют две первые, выбирая «из кандидатур, представленных местными общественными объединениями». Получается, что состав первой трети, похоже, будет попросту навязан губернаторам. Хотя бы потому, что наиболее крупная и сильная общественная организация в России одна – это ОНФ. Поэтому весьма вероятно, что ведущие роли в региональных палатах займут представители связанных с «фронтовиками» организаций. А в случае несогласия губернаторов с таким положением дел всегда остается возможность надавить на них финансово. Правда, принцип формирования второй трети в этом контексте выглядит, как желание не слишком сильно обижать местные элиты. Сюда как раз и войдут общественники, связанные с региональным бизнесом и руководством. А вот последнюю треть, наоборот, могут составить наиболее критически настроенные к региональным властям активисты. Ведь именно местные общественные объединения, как правило, вступают в конфликт вышестоящими властями.
Обращает на себя внимание и дата, с которой предусматривается вступление законов в силу – 1 января 2017 года. То есть на предстоящую кампанию по выборам в Госдуму инициативы сенаторов никак не повлияют. А вот вопрос о такой своеобразной подготовке ОНФ к президентской предвыборной гонке вполне имеет право на жизнь. Ведь принятие законопроекта в первой половине 2016-го позволит заложить необходимые средства в бюджете на 2017-й год, во второй половине которого, по сути, и начнется предвыборная кампания. Если же одобрение законодателей поспеет только к 2017 году, то время будет упущено.
В последнее время неоднократно говорилось о том, что сложившаяся вертикаль власти не очень эффективна. Элиты выходят из-под контроля, правительство и губернаторы едва ли не саботируют поручения главы государства, а население при всем своем доверии к президенту Владимиру ПУТИНУ недовольно большинством институтов власти. И можно предположить, что для дополнения действующей системы создается некая конструкция, которая будет опираться на широкую общественную базу. Поэтому уже взятый курс на соединение ОНФ и ОП, скорее всего, будет продолжен. «Фронтовики», все чаще наводящие оторопь на губернаторов, получат еще один мощный инструмент по контролю над руководством на местах. Проведя кандидатов-одномандатников в Госдуму, они упрочат позиции на законодательном направлении, а затем проследят за выполнением поручений на всех уровнях властной вертикали.