Газовая промышленность - это жизнеобеспечивающая отрасль
«Эхо столицы» публикует интервью с ветераном газовой промышленности Максимом Константиновиче Черемкиным, который проработал в отрасли 45 лет.
— Максим Константинович, расскажите, пожалуйста, кто были ваши родители, откуда вы родом?
— Я родился в 1948 году в Усть-Алданском улусе, в селе Томтор, в семье сельской интеллигенции. Мама моя, была учителем начальных классов.По линии матери профессия учителя была потомственной. Отец, к сожалению, рано ушел из жизни, мне тогда было всего пять лет. Он был уроженцем Момского района и работал в системе МВД. Девять классов я окончил в Мюрюнской средней школе, а в десятом классе мы переехали в село Хонуу Момского района, на малую родину отца. В 1966 году я окончил там десятый класс.
— Как вы стали газовиком?
— В 1967 году, по направлению райкома ВЛКСМ, я приехал в Якутск, сдавать вступительные экзамены в центральный ВУЗ. По воле судьбы, поступил в Ухтинский индустриальный институт, который находился в республике Коми. Это учебное заведение, являлось тогда, вечерним отделением московского института нефти и газа имени Губкина, теперь, это университет. Когда поступал на учебу не имел никакого представления о газовой промышленности. Не понимал, кем буду работать. Тогда, все было по направлению, а не на выбор. Во время учебы в институте я проходил трудовую практику на газовых объектах, которые были расположены на территории республики Коми. Только там, картина прояснилась и я понял, что у меня за специальность. После пяти лет учебы получил специализацию "Технология и комплексная механизация разработки нефтяных и газовых месторождений". Из Якутии, нас было пятнадцать человек. На нашем факультете училось четверо, остальные были геофизики и геологи. В 1972 году, окончив в ВУЗе один факультет, в одной группе, мы все вчетвером вернулись обратно в Якутию. Так и начался мой трудовой путь в газовой отрасли, длиною в 45 лет.
— Тогда газовая отрасль в республике была в самом начале своего большого пути?
— Да, в 1967 году, в том году, когда мы уехали учиться, начал свою работу первый объект газовой промышленности в Якутии: магистральный газопровод Таас Тумус-Якутск, его длина составляла 292 километра. И еще в то время уже был Усть-Вилюйский газовый промысел. Как сейчас помню, как пришел на работу 20 августа в 1972 году. Тогда это было Якутское газопромысловое управление, самое первое предприятие, так называлось, это приемник Якутгазпрома ныне ЯТЭК. А Усть-Вилюйское газовое месторождение - это самое первое месторождение Якутии, и его открыли в октябре 1956 года. В 1967 году его как раз ввели в эксплуатацию, с целью подачи газа и газоснабжения города Якутска, затем этот газопровод достроился и до Покровского промышленного узла. Мы, газовики, именно так его называем, "Покровск". Далее он разросся до Верхнебестяхского цементного завода. Отмечу, что Верхнебестяхский цементный завод был стратегическим объектом, он существует до сих пор.
Тогда город Якутск был, в основном, деревянным, каменных домов совсем мало было. Существовала программа о застройке нашей столицы жилыми домами в каменном варианте. Конечно, был необходим строительный материал. Вторым стратегическим объектом тогда была Якутская ГРЭС, необходимая для снабжения электроэнергией. А, с 1968 года ТЭЦ начали переводить на газ. С тех пор началась эпоха газификации Якутии. Это первые годы газовой эры нашего края.
— Расскажите о первых годах своей карьеры?
— Я три года трудился оператором, это непростая работа. В зимнее время в пятидесятиградусный мороз случались закупорки газопроводов (шлейфы). В случае закупорки, было необходимо ездить вдоль газопровода, и с помощью паровыдвижной отогревать эти шлейфы. Я, как молодой специалист, обычно выезжал на эту работу. Еще делали приборный контроль, следили за давлением, температурой, постоянно передавали сводки расхода газа в Якутск. Связь у нас была только по рации. Это была очень ответственная работа. Потом, в 1975 году, я переехал в Якутск и стал инженером производственно-технического отдела, на этой должности проработал почти два года. Затем образовалось линейно-производственное управление магистральных газопроводов, сокращенно ЛПУМГ, куда меня пригласили работать. Эта работа импонировала мне тем, что была "живая", а не кабинетная. Я был старшим инженером-технологом, это была работа разъездного характера: частые командировки на трассы, объезды, обходы и непосредственное общение с рабочим коллективом.
Как раз в те годы, а точнее в 1973 году, было введено в эксплуатацию третье Мастахское месторождение. Таким образом, фронт нашей деятельности расширился. Была проведена громадная работа, за полтора года был совершен ввод нового месторождения. Было проложено 184 километра магистрального газопровода. Два раза в неделю, в любую погоду, в любое время года, мы совершали облет газопровода. Такие были правила. Для этого специально был заключен договор с Маганским авиапредприятием. В то время наше ведомство подчинялось непосредственно Министерству газовой промышленности Советского Союза. Все директивные документы и материально-техническое обеспечение и финансирование, мы получали также от Москвы.
— Как проводились работы, какие отличительные черты того времени можете отметить?
— Это было время первопроходцев и экспериментальных методов. Магистральный газопровод Таас Тумус-Якутск, был экспериментальным по способу своей прокладки. При его строительстве было запроектировано три способа: надземный на деревянных опорах, наземный и подземный.
По мере транспортировки газа, первый надземный участок, длиною 191 километр, с точки зрения надежности, показал себя неэффективным и небезопасным. При перепаде температуры воздуха газопровод двигался по опоре. Происходило сползание газопровода с опор на землю, в результате он приходил в защемленное состояние. Грохот и шум при этом стояли неимоверные. По этой причине, газопровод Мастахского месторождения был полностью проложен под землей. Таким образом, тогда было решено будущее газопровода - строить только в подземном варианте. Отмечу, что за время работы, с 1976 до девяностых годов, много было моментов, в которых мы были, можно сказать, первооткрывателями.
Например, в 1984 году с Татарстана приехал новый директор Юрий Львович Дементьев, нефтяник по специальности. Он поставил перед нами задачу заняться добычей нефти. Сказано, сделано. В кратчайшие сроки нами все было подготовлено. Первую тонну якутской нефти мы добыли уже в декабре 1986 года.
— Поделитесь наиболее ярким эпизодом из вашей трудовой деятельности?
— Наверняка, многие помнят о большой аварии, которая произошла в 1986 году. Часть трубопровода еще не была уложена подземным методом. Помню, как сейчас, это было в ноябре.
В результате аварии, на четыре километра разбросало осколки труб. Город Якутск, на тот момент, находился в авральном состоянии. ГРЭС тогда была переведена на резервное топливо, ТЭЦ не переставала работать. Мы сумели вовремя перекрыть участок и обеспечить продолжение подачи газа по второй нитке. И не допустили отключение якутской ТЭЦ, которая обеспечивает город теплом и водой. Не допустили отключение квартальных котельных.
Все крупные предприятия города Якутска тогда помогали материально-техническим обеспечением, был создан оперативный штаб. Надо было перевозить трубы на огромные расстояния, благо запас труб у нас был. Была проведена колоссальная работа. В аварийном варианте восстановили четыре километра газопровода, постепенно поднимая давление, и запустили ГРЭС. Большую помощь, нам тогда оказали маганское и нюрбинское авиапредприятия. Перевозку труб и оборудования осуществляли на вертолетах и трубовозах. Это была самая большая авария в системе магистрального газопровода Якутии, тем она и запомнилась.
— Какие напутственные слова вы хотели бы сказать своим коллегам?
— Однажды, волею судьбы, став газовиком, совсем не жалею об этом. За 45 лет работы много повидал и прошел. Я был свидетелем становления и развития газовой отрасли в Якутии. Практически все ныне действующие объекты газодобычи "прошли через мои руки". Все они будут памятью нашей работы и будут служить народу, пока есть технический ресурс. При правильной эксплуатации, они будут работать еще очень долго. Одно только это, показывает на практике, что я не зря жил, работал и сделал, что-то полезное. Перед коллективом "Сахатранснефтегаз" стоят масштабные задачи по газификации Ленского, Олекминского, Алданского и Нерюнгринского районов. Газификацию ждет население Заречья, в частности жители Усть-Алданского, Таттинского, Амгинского районов. Также жители Нюрбинского и Сунтарского районов. Коллективу "Сахатранснефтегаза" во главе с Алексеем Зосимовичем Колодезниковым, желаю успешно выполнить поставленные задачи. Молодым газовикам пожелал бы, чтобы они все свои силы и знания посвятили газовой отрасли, с пониманием того, что наш труд для республики и для ее жителей очень важен. Не забывайте, что газовая промышленность - это жизнеобеспечивающая отрасль. Желаю коллегам крепкого здоровья, счастья и благополучия!
- В тексте:
- газовая промышленность Якутии