03.10.2023 | 12:00

Главный специалист «Рослесинфорг» Александр Герасимов: «Встречать медведя в лесу приходилось»

Кто и каким образом ведет учет лесов Якутии, что такое цифровой двойник леса и какая основная проблема у лесников в командировках, читайте в материале «Эхо столицы».
Главный специалист «Рослесинфорг» Александр Герасимов: «Встречать медведя в лесу приходилось»
Автор: Светлана Николаева
Фото: Предоставлены героем материала

Редакция «Эхо столицы» решила узнать, как заботятся о древесных ресурсах, кто и каким образом ведет учет леса Якутии. Об этом читайте в интервью с Александром Герасимовым, главным специалистом отдела лесоустройства, лесного планирования и проектирования Якутского филиала Федерального Государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг».

***

Я начал свою профессиональную деятельность в 2010 году в лесхозе на малой родине. Затем в 2017 году переехал в Якутск и два года проработал в «Рослесозащите», с 2019 года, по настоящее время тружусь в «Рослесинфорг». Я родом из Хангаласского района, вырос в деревне и с детства люблю природу. С раннего возраста мы рыбачили и охотились. Поэтому решил связать свою судьбу с природой. Отмечу, что мой отец в свое время работал лесником. Так что любовь к природе у нас в крови, а лес это, можно сказать, потомственное занятие.

— Расскажите, пожалуйста, об основной деятельности вашей организации? Чем вы занимаетесь?

— Мы являемся подведомственной организацией Федерального агентства лесного хозяйства. Еще со времен Петра I начался учет лесов нашей страны. История лесоустройства в нашей Республике берет начало с 1910 года. В тот год к нам приехала первая экспедиция. Как отдельная организация мы ведем летопись нашей деятельности с 1963 года, тогда была организована Якутская лесоустроительная экспедиция. Нынешний год является для нас юбилейным. Основная суть деятельности с тех пор не менялась. Мы и сейчас ведем учет лесного фонда. Помимо основной деятельности мы проводим земельные и кадастровые работы, предоставляем услуги организациям и физическим лицам по оформлению участков для использования лесов.

— Каким образом вы собираете и анализируете информацию о лесном фонде?

— Это работа выездного характера. Все лесоустроители, в основном, с начала лета, до осени работают в лесу, то есть на полевых работах. Прошедшие два года мы работали в Усть-Майском районе, а в этом году нас отправили за пределы нашей республики. В мае этого года, наши лесоустроители в составе двух рабочих бригад, кто на машине, кто самолетом отправились в Красноярский край. На днях только приехали и уже работаем с документацией данного участка. А наша вторая бригада еще осталась там. Учитывая объем, они еще не скоро приедут. После завершения полевого сезона мы оформляем документацию данных участков, делаем картографическую информацию. В общем, на весь год работы хватает.

Каждая командировка, каждая местность запоминается по своему. Например, в прошлом году мы работали в Усть-Майском районе, территория граничила с Хабаровским краем. То лето выдалось жарким, несмотря на горную местность, все ручьи высохли. Тогда, мы на деле осознали, насколько важна вода для человека. А в этом году в Красноярском крае, наоборот, все ручьи были полные, очень много было заболоченных мест. Каждый район преподносит свои сюрпризы и каждая командировка незабываема.

— Что такое цифровой двойник леса?

— Информация о лесном фонде с описаниями таксационных характеристик и все остальное хранится в лесничествах. Раньше все это делали на бумажном носителе, к сожалению, до сих пор работы ведутся, в основном, подобным образом. Наша главная задача, чтобы все было в цифровом формате. Для этого сейчас проводится большая работа. Например, мы полностью установили границы всех лесничеств. Это значит, что вся информация внесена в электронный формат и юридически все границы установлены. Что касается, таксационных характеристик лесных насаждений, мы уже полностью делаем их только в цифровом формате. Для этого мы постоянно осваиваем новые программные технологии.

С уверенностью могу сказать, что в ближайшем будущем работы будут проводиться полностью в цифровом формате.

— Существует ли в вашей отрасли кадровая нехватка. Если да, то как с ней справляетесь?

— На мой взгляд, такая проблема существует. В определенный период мы напряженно работаем. Как говорил ранее, только завершили полевые работы. Сразу же без перерыва на отдых приступили к камеральным работам. В нашей организации нет разделения сотрудников, на тех кто занимается только камеральными работами, или полевыми. Все делаем сами. С трудом, но справляемся. Задача поставлена, необходимо ее выполнять. Камеральные работы тоже имеют свои сроки исполнения.

— Тема незаконной рубки в Якутии. Насколько актуальна и как контролируется?

— Наша организация не является контролирующим и надзорным органом. В республике, контролем занимаются подведомственные организации Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства. В основном это районные лесничества. Ежегодно они привлекают к ответственности нарушителей. Наша организация в стороне не стоит, коллеги в других регионах уже внедрили космический мониторинг для обнаружения незаконных рубок. Такая практика распространена в регионах, где ведутся активные лесозаготовки. Я уверен, что и в нашем регионе, в скором времени тоже будет внедрена подобная система. Это упростит задачу слежения за лесом и поможет оперативно реагировать на нарушения.

— Какая у нас в регионе динамика изменения лесов?

— Конечно, с каждым годом изменения происходят. Основной урон нашим лесам наносят лесные пожары. Если учитывать площадь лесного фонда республики, то в процентном соотношении это небольшой урон. Добавлю, что лесовосстановление идет полным ходом. Со стороны вышестоящих органов, особое внимание уделяется лесовосстановлению. Например, вот уже как четыре года действует федеральный закон о компенсационном лесовосстановлении арендаторов лесных участков. То есть, тех кто использует леса, обязывают восстанавливать лес равной площади вырубленных насаждений. Сделать это должны не позднее года после вырубки. В общем, без леса не останемся.

Урон лесу, в основном, наносят хвоегрызущие насекомые, в частности, сибирский шелкопряд. Мы с ними не боремся. Для этого есть филиал «Рослесозащиты». Они проводят лесопатологический мониторинг и назначают мероприятия по ликвидации очагов этих насекомых. Например, с самолетов проводится химическая обработка лесов от сибирских шелкопрядов.

— Опасные ли у вас командировки?

— Встречать медведя в лесу приходилось. В этом году на меня один даже напал, но все благополучно завершилось. Каким образом я от него спасся не буду говорить. Мы ходим по глухим лесам, поэтому встречать хищников и диких зверей это специфика работы. Комаров я бы назвал самыми безобидными насекомыми. Главное, спрей от них не забывать, а вот мошкара, это настоящая проблема для нас. Какие только средства не пробовали, от мошкары ничего не помогает. Приходится терпеть.

Новости

Популярное

Возобновлена работа судов на воздушной подушке
Город | 1 день назад
Возобновлена работа судов на воздушной подушке
Места отправления из города Якутска - 204 микрорайон.
Отключения света 17 мая
Город | 1 день назад
Отключения света 17 мая
Плановые отключения энергоресурсов в Якутске.
В Якутске подтоплены жилые дома в Кангалассах и Даркылахе
Город | 1 день назад
В Якутске подтоплены жилые дома в Кангалассах и Даркылахе
Уровни воды на реке Лена начали спадать.
В Якутии разрабатывается проект автодороги до турбаз «Ленские столбы»
Город | 1 день назад
В Якутии разрабатывается проект автодороги до турбаз «Ленские столбы»
Управление автодорог Якутии планирует реализацию в 2026 и 2027 годах.