Готовность к школе: развивайте воображение
«Но Аня же читает с трех лет! И считает до ста!» – восклицает моя подруга. Им психолог посоветовал «придержать» дочку еще годик. «И зачем я только к психологу пошла! Ну да, ей семь только в ноябре будет, но она же была самая умненькая в своей садовской группе!», - искренне недоумевает она.
Безусловно, дети могут быть успешны и талантливы в письме, счете, чтении, могут уметь пользоваться компьютером. Но! Принимать эти навыки за психологическую готовность малыша к школе ошибочно. Ведь Аня совершенно не умеет общаться со сверстниками, постоянно с ними ссорится, а потом плачет. Много раз переспрашивает задание и постоянно отвлекается от его выполнения. Да, развитие мышления, памяти — это прекрасно. Но от будущего школьника требуются еще и желание учиться, умение слушать учителя, точно выполнять все его инструкции, навыки конструктивного общения со сверстниками.
Ты учитель или ученик?
Психологи любят приводить в пример ситуацию, которая красноречиво свидетельствует о степени готовности ребенка к учебе. Малышу предлагают поиграть в школу и спрашивают, кем он хочет быть в этой игре. Маленький ребенок всегда выберет роль учителя – взрослого. А вот ребенок, который действительно хочет идти в школу, понимая, что он многого не знает, что ему надо еще учиться и учиться, захочет быть в игре учеником. Малыш, готовый к поступлению в школу, очень настроен на постижение нового, и ему действительно все интересно! Необходимое для успешного обучения качество – высокая познавательная активность.
Вундеркинд без воображения
Почему-то считается, что как можно раньше надо начинать развивать ребенка интеллектуально. Излишне увлекшись обучением малыша счету и письму, родители выпускают из вида такие важные аспекты развития личности, как эмоциональный и социальный. Сегодня никто не будет спорить с тем, что раннее развитие ребенка – это не попытка лишить малыша радостного детства, а необходимое условие освоения им окружающего мира с его огромным массивом информации. Но развитие ребенка в любом случае должно быть гармоничным.
Обычно методиками раннего развития грешат родители, мечтающие вырастить вундеркинда. Теша свое собственное тщеславие, они совершенно не осознают, что оказывают чаду медвежью услугу. Я слышала такую историю. Мальчик, назовем его Вася, рано научился читать, родители наняли ему педагога, который с пяти лет обучал его различным школьным навыкам. В шесть с половиной лет Вася уже прошел программу первого класса по чтению и математике. Стало ясно, что ему просто нечего будет делать в первом классе, и родители вынуждены были искать школу с очень продвинутой программой. Вася на вступительном собеседовании блестяще выполнил все интеллектуальные задания, но работа с психологом показала, что ребенок совершенно не умеет общаться и терпеть не может любые творческие задания. Развивая сына интеллектуально, родители не придавали значения таким немаловажным сферам, как воображение и общение.
Скажи мне, кто твой друг?
От того, как сложится у ребенка контакт с одноклассниками, в немалой степени зависит его отношение к школе и даже успеваемость. Отсюда вывод: надо учить ребенка взаимодействовать со сверстниками. Взрослый всегда немного поддается ребенку, он снисходителен, готов к компромиссу. Сверстнику же непонятно, почему он должен уступать, считаться с чьими-то желаниями. Зато это общение на равных, в нем меньше давления, нет требований и разочарований, осуждения и воспитания. Доказанный факт: в группе сверстников ребенок лучше и быстрее учится, становится самостоятельнее, у него развивается критичность по отношению к себе и в то же время появляется понимание: раз они, такие же, как я, могут это, значит, смогу и я.
Считается, что проблемы в отношениях с одноклассниками испытывают малыши, не посещавшие детсад. Специалисты говорят, что это не совсем так! С одной стороны, так называемые домашние дети действительно по поведению отличаются от ребят, имеющих опыт общения в детском саду. Но в то же время многое зависит от характера малыша: активный, общительный ребенок всегда легко вступает в контакт. Ребенок застенчивый и робкий болезненно воспринимает каждое изменение в своей жизни, ему надо привыкнуть к новой обстановке, новому окружению, новой жизни. Поэтому особого значения не имеет его детсадовский опыт: новый класс – это непривычная группа. Пусть ваш дошколенок почаще играет с другими детьми. Важная задача – дать ребенку возможность как можно чаще бывать среди детей.
«Свой парень» – педагог…
Дошколенок обычно относится к взрослому, как к товарищу, охотно с ним играет, но неспособен ответственно относиться к его заданиям. Ребенок, готовый к обучению, умеет слушать взрослого и выполнять его требования. К семи годам малыш должен осознавать свою непохожесть на взрослого, признавая за ним большие знания и опыт. На вопрос: «Ты какой?» — он гордо заявляет: «Я большой». Но семилетний ребенок вдруг осознает, что он маленький, и ему есть чему поучиться у взрослого. Значит, он готов к позиции ученика.
Обычно дети в обществе близких всегда в центре внимания, их с интересом слушают, подстраиваются под их настроения и желания. И ребенок к семи годам начинает воспринимать любого взрослого как своего. Он охотно вступает в контакт даже с незнакомым взрослым (педагогом, психологом), поддерживает беседу, но старается взять инициативу в свои руки – запросто может перебить, поменять тему разговора на более интересную для него. Он может отказаться делать предлагаемые задания, ссылаясь на то, что это неинтересно, и предложить заняться чем-то другим. Первое время такой ребенок ничего не делает в классе, переспрашивает: «И мне тоже это делать?». С раннего возраста приучайте считаться с нуждами окружающих. Говорите: «Не шуми, папа спит», «Ты читай свою книжку, а я почитаю свою». Или, например, скажите ребенку, постоянно перебивающему ваши беседы: «Прости, Андрюша, но я не могу тебя выслушать. Ты видишь, я разговариваю. Подожди». И обязательно, окончив разговор, спросите ребенка, что он хотел вам сказать.