Грудничка – подальше от груди?
А действительно ли это мешает воспитанию самостоятельности ребенка в будущем? Психолог Татьяна КОЛЕСОВА утверждает, что чувствовать маму рядом — это базовая потребность ребенка до года.
- Чтобы выжить, грудничку нужна мама. Ведь именно она - его защита и пропитание. Обуславливается это чисто биологическими причинами, считайте это инстинктом. Грудничок чувствует себя спокойно и уверенно, если мама рядом, если он слышит ее голос, а лучше всего - ее сердцебиение, которое слышал девять месяцев в утробе. Малышу нужно чувствовать мамины прикосновения и запах – ведь именно осязание и обоняние являются ведущими органами восприятия у ребенка до года.
Два сценария развития
1. Полное удовлетворение потребности в близости и воспитание самостоятельности.
Мама носит ребенка на руках, показывая ему окружающий мир, такой страшный и совсем непонятный. Мама кормит ребенка тогда, когда он проголодается. Мама берет его на руки, если у него что-то болит или ему страшно и одиноко. Она иногда отлучается, и малыш чувствует тревогу, но большую часть времени мама рядом, и он чувствует ее защиту. Ребенок растет и учится познавать мир сам, но он знает, что мама всегда рядом и защищает его. И постепенно он перестает на нее оглядываться и искать взглядом, потому что знает, что она рядом всегда, потому что доверяет ей. Таким образом формируется базовое доверие к миру. Ведь именно через маму ребенок знакомится с окружающим миром. А если ребенок чувствует себя защищенным в этом мире, то зачем цепляться за мамину юбку?
2. Воспитание самостоятельности с пеленок.
Ребенка с рождения лишний раз не берут на руки, чтобы не приучать к рукам. Его кормят по часам, если он хочет есть раньше, чем положено, его отвлекают, дают воду. Для успокоения грудь тоже не дают, могут использовать соску. Ребенка активно приучают спать одного. И стараются, чтобы ребенок играл сам, учился сам себя занимать. Получается, что очень мало времени ребенок проводит в тесном контакте с мамой. Он с рождения такой самостоятельный… Только базовая детская потребность не удовлетворяется, не угасает к году, она переносится на следующий возрастной этап. Малыш рыдает, если мама пытается закрыть дверь в туалете, он боится, когда она уходит, не идет один играть в песочнице, все время тревожно ищет взглядом маму. А мама удивляется, почему так получается, ведь она воспитывала самостоятельность с пеленок…
Где золотая середина?
- Между этими двумя сценариями, безусловно, есть множество промежуточных. И я не агитирую всех поголовно за совместный сон и слингоношение, не подумайте. Мой годовалый сын Ярик спит в своей кроватке, но после утреннего кормления остается спать со мной. И не потому, что мне лень его перекладывать. Просто нам так удобнее. Это – наша золотая серединка.
Удовлетворять потребность ребенка в тактильном контакте с мамой можно по-разному. Но ее нужно удовлетворять с момента рождения ребенка. Не бойтесь приучать ребенка к рукам, ведь это то, в чем он нуждается. Через доверие ребенка к маме формируется базовое доверие к миру, то есть восприятие мира как безопасного места.
Маленькие ежики
Что происходит, когда базовое доверие к миру не формируется? Как это влияет на воспитание самостоятельности? Психолог привел пример сбоя при формировании базового доверия к миру, который присущ деткам-отказникам.
- Отсутствие мамы с самого рождения приводит к тому, что ребенок относится к жизни как к борьбе за выживание, он всегда напряжен и насторожен, ждет подвоха отовсюду, боится всего и вся. Такие детки, как ежики, они часто чувствуют себя не достойными любви и теплоты, просто не верят, что их могут просто любить… Но при этом потребность в любви все еще есть. Ребенок постоянно ищет защитника, то есть маму. Или ее замену – чисто психологически. Часто такие дети оказываются ведомыми и легковнушаемыми.
Мамина любовь – гармония развития
На этом фоне у родителей может возникнуть много вопросов. Может ли быть чрезмерное удовлетворение потребности в близости? И как это влияет на воспитание самостоятельности ребенка до года? Будет ли потом тяжело отучить его от совместного сна? Он так и будет «ездить» на маминых руках?
- При гармоничном развитии детско-родительских отношений ребенку будет неинтересно сидеть у мамы на руках, когда можно ползать, ходить или трогать все вокруг. Потребности сменятся, приоритет перейдет на предметную деятельность, познание мира. Да и начнет развиваться личное пространство, ребенок начнет отделять себя от мамы. Но бывают случаи, когда мама мешает сепарации (отделению) ребенка. И тогда возникают проблемы.
Гиперопека, или «отказ» в познании мира
Самый простой и понятный пример: чрезмерная опека и паника в случаях, когда ребенок пытается что-то самостоятельно сделать. «Аааа, не трогай это! Это грязь!». «Не ходи туда, там опасно!». «Куда ты все лезешь?». «Не гладь собаку, она заразная». «Не бегай по лужам, простудишься». Но позвольте: когда, как не в детстве, бегать по лужам – согласитесь, довольно странно этим будет заниматься взрослый человек. Ходить нужно по струнке, ничего вокруг не трогать – не дай бог еще разобьет или сломает, не пытаться самостоятельно спускаться и подниматься по лестнице – может споткнуться, упасть, не разрисовывать обои в комнате и не уляпаться грязью во дворе во время прогулок. Чистый, аккуратный, примерный, послушный ребенок – предмет гордости одних родителей и зависти других. Но на самом деле такой ребенок от такого маминого поведения понимает, что мир – очень опасное место и лучше держаться поближе к маме.
Как же воспитать самостоятельность до года?
Парадоксально, но при помощи приучения к ручкам. Не бойтесь быть со своим ребенком столько, сколько ему требуется. Для малыша до года мама – это, если говорить уж совсем просто, как продолжение его самого, часть его, если хотите. Как бы вы чувствовали себя, если бы не видели и не чувствовали свою руку? Вот и малыш чувствует то же самое в отсутствие мамы. Можно говорить сколько угодно о том, что он маленький и, став взрослым, все равно ничего не вспомнит. На уровне подсознания память остается. Хотя родителям нужно найти именно «золотую» середину, которая для каждого индивидуальна.