При этом, как сообщается в СМИ, глава государства одобрил шестой вариант закона. Похоже, выборы губернаторов снова не за горами. Но нужны ли регионам выборы губернатора? Хорошо, когда в кресло губернатора садится руководитель местной элиты, или лучше в этой роли видеть ставленника Кремля? Напомним, что с 1995 по 2005 год главы субъектов Федерации избирались самими жителями регионов, а с 2005 года они стали назначаться законодательными органами субъектов Российской Федерации по представлению президента России.
Губернатора делает свита короля?
По мнению некоторых российских политологов, процедура назначения губернаторов была специально сделана несовершенной и непубличной, чтобы перевести процесс согласования и продвижения кандидатур из света в тень. Чаще всего неугодным губернаторам просто давали доработать до конца срока. Второй по частоте процедурой замены губернаторов стала добровольно-принудительная отставка. В редких случаях использовались увольнение, перевод на другую должность и отказ в доверии. Практика замен губернаторов в условиях централизации показывает, что местным кадрам сделать губернаторскую карьеру стало гораздо труднее. На первый план вышло лоббирование кандидатов в центре, где преимущества имеет тот, кто ближе к этому самому центру, а его компетентность в делах конкретного региона не так важна. Однако в России президенту просто нереально нести ответственность за действия более чем 80 губернаторов. И у него нет реальной возможности глубоко вникать в проблемы каждого региона, делая выбор в пользу той или иной кандидатуры, нет достаточной объективной информации, чтобы взвесить за и против. В итоге возникает типичная ситуация, когда свита играет короля. Растет роль президентского окружения, всяческих лоббистов. Часто бывает, что президент просто оформляет кадровое решение, согласованное группами влиятельных чиновников и бизнесменов. Но при этом он берет на себя и только на себя публичную ответственность за это решение.
Шило на мыло?
К губернаторским выборам прежней поры тоже, конечно, много претензий. Объединяет оба процесса одно – проблема профессионализма нынешней элиты. Как назначения, так и выборы, сейчас могут возносить к власти и прекрасных руководителей, и случайных людей. Прекрасным примером может служить победа юмориста Михаила Евдокимова в Алтайском крае, которая подавалась в свое время чуть ли не как одна из главных причин отмены выборов как таковых. Побеждали на выборах и коррумпированные чиновники, и корыстные бизнесмены - все это, конечно, было. Но обсуждения конкретных персоналий, «хороших» и «плохих» победителей на выборах или же назначенцев, не достаточно для того, чтобы решить, какой механизм эффективнее. Можно, конечно, сказать, что «оба хуже», поскольку важнейшая проблема – это формирование профессиональных управленческих элит, и эта проблема пока не решается. Ясно, что модель выборов не решает автоматически эти проблемы, а лишь перекладывает их решение и ответственность за него на плечи граждан. Таким образом, качество губернаторского корпуса после отмены выборов практически не изменилось. Качество это не высокое и не низкое, оно среднее, и этим все сказано.
Новый закон для новых губернаторов
В предложенном варианте говорится о наличии своеобразного «президентского фильтра» для отсева кандидатов на пост губернатора, однако он носит не обязательный, а рекомендательный характер. Помощник президента Лариса Брычева отметила, что политические партии не обязаны предоставлять президенту список претендентов на пост губернатора. Самовыдвиженцы также вправе претендовать на губернаторское кресло, однако они будут вынуждены собирать подписи в свою поддержку, причем каждый регион самостоятельно определит необходимый лимит. В Кремле сочли нецелесообразным устанавливать фиксированный проходной барьер. Законопроект позволяет президенту серьезно влиять на ситуацию в регионах. Так, глава государства имеет право отрешить губернатора от должности в связи с утратой своего доверия в любой момент исполнения обязанностей. Поводом для увольнения могут послужить выявленные факты коррупции, а также неурегулирование конфликта интересов. Губернаторы вправе оспорить решение президента в Верховном суде. Граждане также получат возможность влиять на ситуацию в регионе посредством судебного разбирательства. В случае если суд посчитает доказанным ненадлежащее исполнение губернатором своих функций, то начнется процедура по отрешению главы региона от должности. Отметим, что законопроект не предусматривает ограничений по количеству губернаторских сроков. Кроме того, в проекте не закреплена и верхняя возрастная граница для кандидата в губернаторы. Не исключено, что к моменту принятия законопроекта ситуация может измениться и «консультации» с президентом внезапно примут обязательный характер. По словам председателя думского комитета по конституционному законодательству Владимира Плигина («Единая Россия»), эта норма действительно может быть «усилена». Максим ЧЕЧЕВИЦЫН, по материалам электронных СМИ
Что думают об этом якутяне?
Оксана Винокурова, депутат Госсобрания (Ил Тумэн): – Мое личное мнение как народного депутата следующее. Если мы живем в федеративном государстве, и это государство предполагает наличие национальных республик, областей, то во всяком случае в таких областях, краях, республиках должна быть выборность президентов. Надо учесть, что при выборе губернатора народ выступает участником процесса. А это налагает ответственность за свое решение. Что касается того, возможен ли приход к власти какого-нибудь криминального авторитета, то это вряд ли. Сейчас другая политическая ситуация, народ не станет голосовать за кого попало, его так просто не проведешь. Семен Дьячковский, кандидат политических наук: – Я считаю, что возвращение к выборности губернаторов - это вполне естественный процесс. Это ни хорошо, ни плохо. Согласно теории цикличности, подобные процессы идут волнами. Вспомните 90-е, когда в регионах происходила децентрализация власти, когда основную власть взяли в свои руки местные главы. Они тогда сами решали свои проблемы. А потом в 2000-е, когда к власти пришел сильный политик Путин, начался обратный процесс – централизация. Были отменены выборы губернаторов, они стали назначаться и утверждаться Кремлем. Сейчас же снова идет процесс децентрализации. Власть наладила отношения с регионами, выстроила бюджетную структуру, определила свои приоритеты. Теперь пора главам на местах самим решать свои проблемы. В общем, это закономерно, все к этому и шло. Александр Подголов, министр по делам молодежи и спорта: – Выборность губернатора всегда нужна, и не только губернатора, президента, мэра. Единственное, я бы назначал глав поселений, а вот руководителей городов и регионов все-таки нужно выбирать. Причем, это должен решать сам народ, так он будет чувствовать ответственность за принятое решение.