И все-таки мы победили!
И хотя соперник был силен, не победить с такой поддержкой было просто нельзя. Срывая голос, за сборную болели вообще все и везде: на земле, военных учениях, на сцене театра и даже в космосе.
И как тут не вспомнить прекрасный фильм «Великая песня, спетая сердцем» с рефреном «И все-таки мы победили». А после финального свистка огромная волна накопившихся эмоций выплеснулась на улицы городов.
Три недели назад люди, верившие в то, что российская сборная может хотя бы выйти из группы, рисковали быть признанными сумасшедшими. На худой конец - неизлечимыми оптимистами. Поэтому в реальность того, что происходило в воскресенье вечером в переполненных «Лужниках», верилось с трудом.
Великие испанцы - чемпионы мира и трехкратные чемпионы Европы, играющие в лучших и самых богатых клубах планеты, - понурив головы, бредут в раздевалку. А в центре поля под «Калинку» танцует футбольная сборная России в полном составе. И трибуны разрываются от нахлынувших эмоций. Еще никогда команда России не поднималась на главном футбольном форуме так высоко.
На матч с Испанией Станислав Черчесов вернулся к своей старой схеме с тремя центральными защитниками, которую он с помощниками наигрывал большую часть двухлетнего цикла. Лишь на заключительном сборе перед мировым первенством наш главный тренер отказался от подобной расстановки, перейдя на игру в четыре защитника. Это дало результат в группе, но перед более сильным соперником — Испанией — было решено добавить к Сергею Игнашевичу и Илье Кутепову защитника «Рубина» Федора Кудряшова.
На левом фланге вышел Юрий Жирков, а на правом — Марио Фернандес. В результате этих манипуляций в запасе остался лучший бомбардир сборной России на групповом этапе Денис Черышев. Но и он в итоге появился на поле. Защищаясь у наших, все, кроме Дзюбы, отходили за линию мяча, образуя две оборонительные линии. При этом Самедов и Головин были даже не полуфланговыми исполнителями, а скорее фигурами центра.
Так Черчесов насытил среднюю линию. Цель – создание плотности, в которой испанские комбинации будут вязнуть.
Так и произошло, хотя в начале игры испанцы хотели устроить «мастер-класс» нашим ребятам, делали массу диагональных передач, порой абсолютно вроде бы и не нужных, создавая иллюзию «вот кто на самом деле в доме хозяин». Первый же рывок Головина по правому флангу — на четвертой минуте — публика встретила таким ревом, словно мяч уже влетел в ворота Давида Де Хеа. Было очевидно, что в плане зрительской поддержки Россия в этот вечер одержала безоговорочную победу.
На исходе 11-й минуты необязательный штрафной на фланге обернулся навесом Асенсио и попаданием мяча в ногу Сергею Игнашевичу. Наш защитник отчаянно боролся с Серхио Рамосом, но в пределах дозволенного, а вот отскок случился неожиданный, и мяч влетел в не прикрытый Акинфеевым угол – 0:1. К сожалению, этот автогол стал вторым для нашей дружины на турнире. Но наша команда не стала паниковать, а перешла в контрнаступление. Цифры владения мячом после первой половины встречи (71 процент против 29) могли быть еще более контрастирующими, если бы к исходу получаса игры россияне наконец-то не вылезли «из окопов». Сигналом послужило единоборство Артема Дзюбы и Рамоса в испанской штрафной: форвард стряхнул руку соперника со своего плеча и сделал скидку назад — пока нерезультативную.
Первый шаг был сделан, и не сказать, что у России вдруг проклюнулась какая-то осмысленная игра, но, по крайней мере, стали получаться наскоки и вылазки к «чужим владениям». В одном из таких эпизодов и родился ответный гол. Прострел с правого фланга как-то нервно, коленом прервал Коке, организовав угловой. Самедов навесил от флажка точно на голову Дзюбе, удар которого заблокировала неосторожно задранная вверх рука Пике. Судья Кюйперс, поразмышляв пару секунд и, возможно, послушав подсказку от видеоассистентов, указал на «точку». Уверенно реализовав 11-метровый, Дзюба вновь одной рукой изобразил козырек на голове. А равенство между тем установилось не только в счете, но и по результативным ошибкам центральных защитников: «привезенный» Пике пенальти полностью компенсировал нелепый автогол Игнашевича.
Нашему вратарю Игорю Акинфееву вообще каждый готов признаться в любви. Он спас нашу сборную в серии пенальти, в Сети его назвали многоруким богом Шивой. А вот любовь к тренеру Черчесову — усы Черчесова, талисман победы. А для талисмана нужен свой гимн: «Ты просто космос… Станислав Саламович».
И уж точно теперь каждый россиянин знает: понедельники бывают счастливыми, если дело касается нашего футбола. И дождь, которого я вместе со своим коллегой из Якутии Александром Прокопьевым ждал с нетерпением, вспоминая, что не только спартаковцы 50-60-х годов во - время его играли блестяще, но и многие нынешние команды. Александр, главный редактор газеты «Эхо столицы» города Якутска, тоже любит легкий летний дождичек, значительно меньше снежок, при температуре минус 40 градусов по Цельсию. А грустит о том, что футбол в Якутии сейчас практически на нуле…
…Основное время встречи Россия-Испания завершилось со счетом 1:1. В дополнительное время командам не удалось забить голы, а в серии пенальти точнее оказались российские футболисты — 4:3.
В составе сборной России пенальти забили Федор Смолов, Сергей Игнашевич, Александр Головин и Денис Черышев. У испанцев отличились Андрес Иньеста, Жерар Пике и Серхио Рамос, а удары Коке и Яго Аспаса парировал Игорь Акинфеев.
Лучшим игроком матча признан вратарь российской сборной Игорь Акинфеев. В послематчевой серии он отразил два одиннадцатиметровых удара испанцев Коке и Яго Аспаса.
Сам Акинфеев после матча заявил, что не чувствует себя лучшим игроком. «Лучшие – команда, болельщики. Получился увлекательный футбол. Хотели больше атаковать, но с Испанией ни одна команда не может атаковать больше времени. Нам повезло сегодня», – сказал он.
«Чего греха таить, мы надеялись на пенальти. Так и получилось», – добавил вратарь.
…А вот кого я искренне пожалел – это спортивных на вид парней, именуемых ныне «секьюрити». Они стояли у барьера, отделяющего зрителей от футболистов на поле. И смотреть игру, как я полагаю, им было строжайше запрещено. Они смотрели неотрывно на миролюбивых зрителей –болельщиков, которые и не предпринимали попыток форсировать преграду, помимо всего глубиной несколько метров, чтобы обнимать игроков или вступить с ними в кулачный бой, что в этот день казалось просто невероятным. Все обнимались, целовались, пели, плакали! Впрочем, у бдительных охранников в руках могли быть зеркала, и вся игра для них была в этом случае как на ладони! В самом прямом смысле слова. Как знать!
Владимир ВОЛКОВ, специальный корреспондент «Спорта России»