Игры нашего двора. Как возродить «классики» и «казаки-разбойники»?
Выход есть!
Эти игры из поколения в поколение учили детей находить общий язык, помогали решать споры и конфликты, были самым действенным и гармоничным способом социализации. Они давали возможность ребенку узнать самого себя, испробовать свои возможности, учили соблюдать определенные правила и просто доставляли огромную радость. И 11 августа на новенькой площадке санатория «Сосновый бор» у детей была возможность узнать эти игры, в Якутске прошла Первая республиканская дворовая спартакиада по детским дворовым играм!
Дети 12-14 лет в шести командах из разных округов города боролись за звание лучшей дворовой команды. «Сосновый бор» выделил три команды, которые соревновались с участниками из Сайсарского, Автодорожного и Октябрьского округов. Ребята придумали названия команд: «Дружба», «Центр», «Шок», «220 вольт», «Кристалл», «Молния». Олимпиаду провели по четырем играм: «салки», «цепи закованы», «вышибала» и эстафета. Интересно, что многие ребята слышали о некоторых играх впервые. Каждому участнику объяснялись правила, и два часа прошли одним мигом. На каждой игре команде засчитывались очки: 5 баллов за победу, 4 балла за второе место, 3 балла за третье место и так далее. Победила команда, набравшая наибольшее количество баллов за все игры.
Духовное составляющее народа
Правила были традиционные: в игре «в салки» на поле выходило 5 человек из одной команды, и один самый быстрый участник из другой, который должен был на время поймать и «заголить» всех противников. Самым быстрым оказался участник из команды «Шок», поймавший всех пятерых за 11,2 секунды. Особо интересной, неожиданной и интригующей оказалась игра «цепи закованы», где ребята, держась за руки, образовали крепкую цепочку, которую должны были разорвать противники. Настоящий азарт был в глазах у всех наблюдавших. Вышибала прошла динамично, быстро и очень весело, а на эстафете ребята показали настоящий командный дух.
«Мы открыли для детей эти интересные состязания, чтобы те дворовые игры, в которые играли их родители, братья, сестры, продолжали существовать. Чтобы участники и зрители узнали о них, играли и повторяли у себя во дворе. Такие игры – это духовное составляющее народа, мы все должны быть в едином порыве за здоровый образ жизни и здоровое поколение», - прокомментировал организатор, председатель Общественного совета Автодорожного округа Станислав Гоголев и обещал сделать олимпиаду ежегодной. Он также отметил, что дворовые игры – это первый шаг к спортивным высотам. Если кто-то не может себе позволить заниматься спортом профессионально с тренером, то играть в подвижные игры во дворе и развиваться спортивно и духовно могут все.
В итоге олимпиады результаты сложились таким образом:
3 место – команда «Шок»
2 место – команда «Молния»
1 место – команда «220 вольт».
Рыба карась, игра началась!
Перед вами правила некоторых игр, которые могли позабыть и дети, и взрослые. В эти игры можно играть на природе, да и просто во дворе.
«Краски»
Один из игроков назначается «монахом», еще один – «продавцом», все остальные - «краски». Каждая из «красок» загадывает себе какой-нибудь цвет и тихонько сообщает его «продавцу». Причем, если хочется побегать, загадываются самые простые цвета: синий, зеленый, розовый и т.п. Если же кому-то из игроков лень бегать, он загадывает себе что-нибудь вроде изумрудного и преспокойно просиживает всю игру. Итак, «краски» и «продавец» садятся на длинную скамейку. «Монах» подходит к ним и говорит: «Тук-тук!». «Продавец» спрашивает: «Кто там?» – «Я монах в синих штанах!». «Продавец» интересуется: «За чем пришел?» – «За краской!» – «За какой?». Здесь монах называет какой-нибудь цвет. Если такой краски нет, «продавец» отвечает: «Такой у нас нет! Скачи по дорожке на одной ножке!». «Монах» делает круг почета на одной ноге и возвращается за новой краской. Если же названная «краска» присутствует среди сидящих, «продавец» говорит: «Есть такая. Платите столько-то». Пока «монах» «расплачивается» – хлопает рукой по ладони продавца нужное количество раз (используется возраст игрока), «краска» вскакивает и убегает. «Монах» пытается поймать краску. Пойманная «краска» становится «монахом». Если же игрок сумел вернуться на скамейку – игра продолжалась. Вариант второй: как только названная «краска» побежала, «монах» как можно быстрее проговаривал: «Стоп! Раз, два, три». На последнем слове бегущий игрок должен остановиться. Теперь «монаху» необходимо дойти до «краски», определив заранее, сколько нужно сделать шагов. Естественно, чем дальше успела убежать «краска», тем сложнее это проделать. «Монаху» говорят, какими шагами он должен двигаться (например, цыплячьими и лилипутскими), а «монах» определяет на глаз, сколько и каких шагов он должен сделать. Выполняет все это и старается дотронуться до «краски». Если получилось – «краска» становится «монахом».
«Я знаю всё на свете»
Надо скакать через скакалку и говорить следующие слова: «Я знаю все на свете: Оля, Коля, дуб зеленый, ландыш душистый, огонь серебристый, петля!». После последнего слова надо бросить скакалку на землю, если получиться петля, надо поставить в нее ногу и простоять на одной ноге, пока не сосчитаешь до 10. Если нет петли, то надо по скакалке пройти как по канату. Если все это не получилось, то скакалка отдается другому, если получилось, то переходят во второй класс, а затем - в третий. Во втором классе скакать сложнее: скакалка крутится назад. В третьем классе ноги ставят не просто рядом друг с другом, а крестиком. Ошибающийся передаёт скакалку следующему игроку.
«Часики»
Скакалку крутят двое, а остальные по очереди прыгают. Произносятся слова: «Часы пробили, ровно полночь», - надо пробежать под скакалкой. Если это выполнено, то говорят: «Часы пробили ровно час» - надо прыгнуть через скакалку один раз. Затем: «Часы пробили ровно два», - прыгают два раза, и так до 12 часов. Если задание не выполняется, то «застрявший» берет у одного из державших скакалку.
«Слон»
Играли в «слона» в основном парни. Она заключается в том, чтобы свалить слона и выиграть.
«Слон» – это первая команда игроков, которые, сплотившись в определенной позе, пытались держать цепочку. Игроки стоят друг за другом, согнувшись пополам, засунув свою голову под руку игрока, который стоит впереди.
Вторая команда должна сделать все, чтобы свалить «слона» с ног, разорвать его на части, в общем, повредить его конструкцию или, говоря проще, разорвать закрученную цепочку. Игроки второй команды отходят на 5-7м и с разбега пытаются запрыгнуть на «слона» по принципу прыжков через козла.
Нужно не только запрыгнуть на «слона», но и удержатся на нем. Продвигаться по «слону» нельзя, куда допрыгнул, так и сидишь. И так по очереди. Если «слон» выдержит, значит, он победил, если цепочка порвется, значит, победила вторая команда.
Также был второй вариант игры. Когда «слон», выстояв, начинал двигаться вперед на определенное расстояние, по пути стараясь скинуть верхних игроков. Если выигрывала первая команда, вторая становилась «слоном».