Иннокентий Луковцев: «Между мэтрами возник спор из-за моего роста»
В эти дни коллектив Саха театра готовится к декаде «Желанные берега Андрея Борисова», посвященные 70-летию режиссера. С 27 ноября по 5 декабря каждый вечер на сцене театра будут представлены спектакли, поставленные Андреем Саввичем. Весь коллектив занят на репетициях, готовится порадовать зрителей феерическим парадом лучших постановок.
Сегодня гость «Эхо столицы» − заслуженный артист Якутии, лауреат Государственной премии России Иннокентий ЛУКОВЦЕВ. Мы беседовали с ним по телефону урывками, буквально на бегу. Артист, как и весь коллектив, занят на репетициях.
− Я родом из села Баяга Таттинского улуса, окончил школу в 1993 году. Был в раздумьях, какую профессию выбрать. Отец хотел, чтобы остался в родном селе, работал на земле. А тут на глаза попалось объявление о дополнительном доборе на второй курс актерского мастерства. Он проходил в селе Чурапча среди жителей заречных районов: Усть-Алданского, Таттинского и Чурапчинского. Выучил всё, что требовалось, − монолог, басню, песню, и − в Чурапчу!
***
На актерское пробовались только два человека: я и девочка из Черкёха. Остальные хотели на вокальное отделение. Кого выбирать-то из нас двоих? Вот и предложили попробовать пройти кастинг в Якутске. В августе я приехал в город, кастинг проходил в колледже культуры, а там нас отбор ведут мэтры Андрей Борисов и Ефим Степанов. Андрея Саввича я видел до этого только по телевизору, а Ефим Николаевич приезжал к нам, в деревню на гастроли со спектаклями. Для нас это было очень большое событие.
***
− Из 80 ребят отобрали только четверых. Вот какой конкурс был! Потом узнал, что между мэтрами возник спор из-за моего роста. Андрей Саввич говорил, что я слишком маленький, мол, не подходит. Ефим Николаевич настаивал, чтобы взяли меня. А я тогда был 150-152 см ростом, действительно маленький. Потом я вырос до 168-169 см, ну и массу тоже набрал. Кроме меня, отобрали Николая Пономарева, он сейчас заслуженный артист Якутии, работает в Театре актера и куклы в Нерюнгри, а также Петра Садовникова и Гаврила Егорова, царство ему небесное, в прошлом году его не стало, он работал в Нюрбинском театре.
***
− В этом году исполнилось 25 лет, как мы работаем в театре. В колледже культуры художественным руководителем был Андрей Саввич Борисов, педагогами по актерскому мастерству Ефим Николаевич Степанов и Симон Петрович Федотов. Моими однокурсниками были Айал Аммосов, Петр Садовников, Сергей Потапов, Ирина Никифорова. До сих пор вместе работаем. Как время летит! Не заметили, как 45 лет стукнуло, скоро 50! А ведь совсем недавно, кажется, молодыми были…
***
− У меня два высших образования. После колледжа поступил в Восточно-Сибирский институт культуры (ВСГИК), здесь был филиал, мы учились заочно четыре года. Потом для себя получил второе высшее образование в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте (РАНХиГС).
В семье все пели
− Они знали, что, возможно, я выберу творческую профессию. Моя мама Луковцева Зоя Сергеевна − сама человек творческой профессии, была директором музыкальной школы, до этого директором клуба. У нас дома все хорошо пели: бабушка, отец, мама и мы, дети. Нас в семье четверо братьев было, старший брат умер совсем молодым, в 22 года. А он тоже очень хорошо пел.
***
− Без меня ни одно мероприятие не проходило. Выступали часто на концертах в клубе, в школе с первого класса выступал на школьных концертах, Поэтому было ясно, что сцена – это мое. С первого класса пел на концертах. В 6-7 классах у нас был театральный кружок, который вела наша классная руководительница, учительница русского языка и литературы Ольга Николаевна Макарова. Мы ставили «Мцыри» Лермонтова, также пьесы якутских классиков. На новогодней елке делали номера, был как-то клоуном. Помню, как из красной губки сделали нос, пришили резинку от трусиков, чтобы нос держался. В школе из года в год менялся интерьер к Новому году, каждый класс оформлял от одного кабинета до другого пространство в коридоре. Помню, как мы делали морское, подводное царство, красили марлю с голубой, синий цвета. Своего рода декорации, как в театре.
***
− Так как в семье не было девочек, то мы все, домашние, хозяйственные работы делали сами. Мыть, стирать, готовить еду, как и колоть дрова, заносить лед. Всё-всё делали, не было у нас деления труда на женский и мужской.
В семье достаточно одного артиста
− Моя супруга по образованию медик. У нас двое сыновей. Старший Уйусхаан – студент третьего курса Дальневосточного технического рыбохозяйственного университета (Рыбвтуз) во Владивостоке. Будет экологом. Младший ходит в садик. Старшему было 15 лет, когда Егорка родился, долго его ждал, как и мы. Младшего сына назвал в честь своего отца: Егор Иннокентьевич Луковцев − полное имя отца. Он, кстати, как-то похож на него.
***
− Уйусхаан не хотел быть артистом. Как раз в год окончания школы был набор в Щепкинское театральное училище в Москве, мы, конечно, предложили. Наотрез отказался, сказал, что в доме уже есть один артист и этого достаточно. Он с детства знает, что значит быть актером. Меня постоянно же не было дома, по выходным я на работе, когда они отдыхают. А в понедельник у меня выходной, а семья уже на работе, в школе. А когда он был маленьким, всегда ходил в театр, отлично знает закулисье. Конечно, ходит на премьерные спектакли, есть у него свое мнение о той или иной постановке.
Играл детей, теперь уже отцов
− Вначале мне давали роли детей, есть такое амплуа − травести. Если в спектакле был персонаж ребенок, всегда предлагали: давайте его сыграет Луковцев. Сейчас новое поколение артистов играет детей, а у меня роли отцов. Скоро стариков, дедушек буду играть. Это уже закон жизни.
***
− Мы, все хотели попасть в Саха театр, но взяли только половину группы. Нас было пятеро, сейчас Сергей Потапов работает в качестве режиссера. С 26 ноября по 1 декабря в Пскове пройдет «Потапов фест». Мы радуемся успехам нашего Серёги. После Нового года он приедет в Якутск ставить «Марыкчаан ыччаттара» («Марыкчанские ребята»).
***
− В 1994 году Андрей Борисов ставил в театре оперы и балета «Дойду о5ото Дорогуунап Ньукулай» («Николай Дорогунов − дитя человеческое»). У меня была эпизодическая роль − появляюсь в начале спектакля. Просто сижу и жду. Весь спектакль. Вот такая роль, я тогда был студентом. Но все равно был рад тому, что смотрел спектакль и сыграл в нем.
***
− К 55-летию Победы в Великой Отечественнной войне восстанавливали спектакль «Материнское поле» по Чингизу Айтматову. Мне дали роль Бекташ – сына Айши, мать играла мой педагог по сценической речи Мария Спиридоновна Канаева. В спектакле играли Александра Дмитриевна Иванова, Анна Ивановна Кузьмина. В то время Федот Федотович Потапов сам репетировал с нами. Также были заняты Айал Аммосов, Ирина Никифорова и Туйара Свинобоева. Мы были студентами второго курса, очень волновались, что будем выходить на сцену с такими маститыми актерами, это была такая ответственность. Ефим Николаевич просил Анну Ивановну и Александру Дмитриевну репетировать с нами. 9 мая показали спектакль. Даже сейчас помню то чувство волнения, когда мы выходили на сцену.
Самый молодой лауреат Госпремии России
− А с 1997 года Андрей Борисов начал работать над спектаклем «Король Лир». Мы как раз только начали работать в театре. После «Дорогунова» работа в этом спектакле была моей первой большой работой. На роль Шута были назначены четыре кандидатуры. Изначально его должен был играть Михаил Николаевич Гоголев – самый старший актер, потом решили, что будет другая трактовка. И остались Сергей Потапов, Айал Аммосов и я. Мы начали репетировать, но вышло как-то не очень, репетиции проходили тяжело. Андрей Борисов Айалу и Сергею дал другие роли в этом спектакле. Так я стал Шутом.
***
− И Андрей Саввич ругал меня, что я всё не так делаю, не умею и т. д. Над текстом работал главный режиссер театра Василий Михайлович Фомин. «Король Лир» был в переводе Саввы Тарасова, но Василий Михайлович практически все текстовые работы переделал. И вот когда вышли на сцену, у меня что-то не получалось. Тогда Андрей Саввич дал мне иллюстрированную книгу Шекспира, мол, почитай, подумай над своей ролью. И с этого момента как-то само и пошло.
***
− Мне очень помогали наши артисты, которые смотрели спектакль на репетиции. Александра Дмитриевна Иванова, хотя сама не участвовала, но постоянно сидела в зрительном зале. Подходила и предлагала: «Этот момент сыграй вот так». И Кирилл Михайлович Семенов дал очень много дельных советов.
***
− В сотворчестве с Андреем Саввичем и Геннадием Петровичем Сотниковым очень хорошо поработали. Хоть не обошлось без ругани и криков, премьера состоялась в Москве в театре имени Маяковского. Мы стали лауреатами Государственной премии Российской Федерации. Мне было 22 года, я стал самым молодым лауреатом. Таких у нас пока больше нет.
***
− Это было в 1999 году, летом. Я пришел на работу рано, на лестнице встречаю директора Саха театра Анатолия Павловича Николаева. Он меня поздравляет, а я не понимаю, с чем. Он не менее загадочно продолжает, что пришла телеграмма от Волошина, что мы стали лауреатами Государственной премии России. Я тогда не особо обратил внимание, подумаешь, лауреаты, мы с братьями много раз были и лауреатами, и дипломантами всевозможных конкурсов. Не придал значения.
***
− И только тогда, когда Андрей Саввич приехал из Москвы и на общем собрании сказал, что мы едем в получать награду в Кремле, до меня дошло! Ничего себе! С ног до головы нас одели. И 11 июня перед Днем России нам вручил Государственную награду первый президент России Борис Ельцин.
***
− Родители также сначала не обратили внимание на высокую оценку. Но когда отец узнал, что церемония награждения пройдет в Кремле, а вручать будет сам Ельцин, обрадовался. Правда, на мне это событие никак не отразилось, ну получил и получил. И что? Супруга, сын, конечно, радовались. Заслуженным стал в 2008 году.
***
От шута к серьезным ролям
− После «Короля Лира» за мной закрепилось амплуа комедийного актера. Вот так видели меня наши режиссеры. А мне не очень хотелось постоянно быть в одном амплуа. Этот стереотип сломал Сергей Потапов, поставив спектакль «Остров Тайвань» по пьесе Семена Ермолаева. В этом спектакле почувствовал, что надо работать над драматическими, серьезными ролями. Благодаря своему однокурснику Серёге появились серьезные роли, как Тиит («Тит Андроник», Уильям Шекспир) и другие.
***
− Сколько ролей ни сыграй в театре, но люди узнают меня только по кино. В кино тоже начинал с комедийных ролей. Сейчас у меня уже более основательные роли: сыграл тренера, следователя, отца и т. д. Снялся в более 20 фильмах. Это очень интересная работа. Как и в театре, актер через себя вживается в роли, поэтому каждая роль в театре и кино мне дорога.
***
− Театр и кино – совершенно разные вещи. В последнее время сразу понимаю, когда роль в фильме играет человек театра – речь выдает его. Поэтому большая разница − играть в кино и театре. В театре сидит зритель, который аплодирует, смеется, есть чувство обратной связи со зрителем. В кино же всё через объектив, поэтому получается мертвое кино, без связи со зрителем. В последнее время вплотную работаю с производством фильмов, занялся продюсированием, знаю сферу изнутри.
***
− Меня тянет в кино. Супруга говорит, что в этом году летом намечается поездка. Какая поездка? У меня съемки будут. Обычно они проходят летом. Жена со мной не ездит в экспедиции, это очень муторная работа, от которой люди быстро устают. Если за день сняли три минуты ленты, то это большая победа.
− Я в театре, сейчас у нас начнется репетиция. Мне пора на сцену! На выход.