История картофеля якутского
Ведро на республику
Свои корни картофель берет в Южной Америке, с территории современной Боливии. Как полагается, древние племена сначала использовали корни диких зарослей для пропитания, впоследствии стали разводить хозяйство. Европе картофель открыли испанцы, которые дали ему первое описание, способ хранения и приготовления. Далее «земляные яблоки» начали распространяться по всему континенту.
Точно неизвестно, как он появился в России, но самая популярная версия связана с именем Петра I. Считается, что в конце XVII века император гостил в Нидерландах по «корабельным делам», заинтересовался растением и прислал один мешок картошки в Россию для расплода. Тогда картофель был редкостью на столах и подавался исключительно на дворцовых балах и банкетах.
Первые попытки повсеместного разведения, согласно энциклопедии Брокгауза и Ефрона, предпринимались во времена правления Екатерины II, но они имели достаточно отрывочный характер. По-настоящему за него взялись при Николае I ввиду неурожая хлеба, тогда же первые клубни были присланы в Якутию.
«Одно ведро картошки «добротным хозяйствам на размножение» впервые нам отправили с Иркутска в 1766 году, – говорит Николай Тихонов, доктор экономических наук, профессор-исследователь СВФУ. – Конечно, не у всех тогда получилось правильно его посадить, да и качество клубней за время доставки немного подпортилось. В Якутии выращивали картофель на очень маленьких площадях».
По словам профессора-исследователя, активное выращивание картофеля в республике началось после революции: колхозам поступали приказы – они сажали, но нельзя точно сказать, как хорошо это у них получалось. Так, в 1910 году на всю Якутию под картофель было занято 472 гектаров пашни, в основном в Олекминском, Якутском и Вилюйском округах. Впоследствии темпы усилились после Великой Отечественной войны, и значительно улучшились технологии посадки.
Непостоянный урожай
На сегодня, по данным Министерства сельского хозяйства РС(Я), посевная площадь под картофель в республике составляет 8 588 гектаров. Самая большая территория отведена в городском округе – 1 284 гектара, а из районов лидирует Олекминский, где посевная площадь составляет около 1 000 гектаров. Самая маленькая площадь вСреднеколымском районе, где сажают картошку на 2,17 гектара. Всего по республике на 2015 год посевная площадь под картошку составляет 8 588 га. Если говорить популярно, это чуть больше республики Сан-Марино и в 42 с половиной раза больше государства Монако. Однако не стоит преувеличивать, в масштабах России это не так много. В других регионах страны только территория одного сельхозпредприятия может составлять 8 500 гектаров.
Лидером в Якутии по производству является Олекминский район. В 2015 году там посадили 115 434 центнера картошки, а самое маленькое количество урожая зафиксировано в Оймяконском районе, где добыли 240 центнеров. Но это если не считать, что в Аллаиховском и Нижнеколымском районах неофициальная площадь под картошку и в отчете министерства их нет.
Если говорить о динамике, то с каждым годом если она и меняется, то незначительно. Есть рост с 2010 года, когда картошку сажали на 7 806 га, но это не сильно влияет на урожай.
«Урожай зависит от многих факторов, и он не может быть постоянен из года в год. Например, в этом году может произойти снижение осадков или могут быть иные погодные условия, чем в прошлом году. Все это в конечном счете отражается на показателях», – говорит Вячеслав Гаврильев, главный специалист Департамента земледелия, мелиорации и МТО Минсельхоза РС(Я).
По его словам, у наслегов в основном все стабильно, и особо ощутимых провалов с урожаем нет. Только у хозяйств с поливными системами проблемы из разряда вечных: старение техники и экономия на удобрениях.
Простая экономика
Картофелем, как и другими продуктами местного производства, внутри республики мы не обеспечены. «Конечно, экспорта пока не предвидится, обеспеченность республики своей продукцией составляет где-то 60%. Остальное – привозное», – констатирует специалист Минсельхоза РС(Я) Вячеслав Гаврильев.
По информации специалиста, с этого года министерство займется производством картофеля вплотную. Речь идет о политике гарантированного сбыта местной продукции. Кроме технической модернизации и контроля над заготовкой сырья, это гарантирует еще и финансовое обеспечение организаций на возвратной основе. Пилотный проект сейчас внедрен в Намском улусе.
Однако, как говорят эксперты, 100% обеспеченности своей продукцией, возможно, никогда и не будет, так как «такое возможно только в условиях изоляции». «Но, конечно, надо стремиться к тому, чтобы эта цифра была выше, – говорит Галина Даянова, заведующий отделом социально-экономического развития села Якутского научно-исследовательского института сельского хозяйства (ЯНИИСХ). По ее мнению, основной проблемой является то, что большие хозяйства времен СССР распались вместе с государством.
«Сейчас везде можно увидеть, как старинные совхозы забыты и стоят без дела. После развала государства собрать все заново оказалось сложно. Сегодня действуют в основном мелкие хозяйства, и они просто не могут себе позволить закупать столько техники и работать в таких объемах, как это делалось раньше. Нужны инвестиции и большие вклады в отрасль, но хозяйства не хотят быть в долгах», - говорит заведующая отделом социально-экономического развития села ЯНИИСХ Галина Даянова
Как она отмечает, есть и другие факторы, отражающиеся на конечном итоге работы хозяйств. Во-первых, в условиях высокой урожайности негде хранить весь продукт. Значит, надо быстрее все продать. Но, во-вторых, на городских рынках люди не очень охотно покупают картофель мешками, например, а предпринимателю это невыгодно, так как есть риск продать не все. В-третьих, опять же где-то 40% от всего урожая остается на семена на следующий посев, поэтому надо очень грамотно рассчитывать свою прибыль. Также есть территориальный фактор, когда районы далеки от своего рынка сбыта, потому в основном картофель стараются сажать в близлежащих к городу улусах. В качестве примера эксперт приводит Нюрбинский район, где раньше были огромные поля для посева, но сейчас они являются заброшенными.
В целом проблемы те же, что не раз были отмечены Минсельхозом РС(Я) и экспертами. Вот выдержка с совещания работников пищевой промышленности республики двумя годами ранее, которая характеризирует основные проблемы: «недостаточная обеспеченность населения республики местной продукцией обусловлена не только низким уровнем производства, но и слабой, неорганизованной системой единой сбытовой политики и логистики по доставке продукции. Нет единой ценовой политики между сельскохозяйственными товаропроизводителями, переработчиками и торговыми организациями, что провоцирует искусственную конкуренцию и нерегулируемый скачок цен». С тех пор мало что изменилось.
Тонкости дела
Площадь Якутии занимает около трех миллионов квадратных метров. Климат неоднороден и зависит в основном от рельефа, облесенности и других факторов. Как говорят эксперты, характерной особенностью условий в Якутии является быстрый темп нарастания температуры от весны к лету на фоне дефицита осадков. Это приносит свои особенности при посадке картофеля.
«Некоторые сорта не приживаются в Якутии. Например, вегетационный период у них может быть длиннее. То есть они не успевают дать урожай, лето ведь у нас короткое», – объясняет старший научный сотрудник лаборатории картофелеводства ЯНИИСХ Федора Лукина.
В Якутии занимаются скрещиванием разных сортов картофеля. Полученные сорта исследуют, как они приживаются в местных условиях, в каких дозах удобрений они нуждаются и сколько воды требуют. Также пробуются различные биодобавки и стимуляторы роста. По словам старшего научного сотрудника, зачастую бывает и так, что один вид картофеля хорошо себя чувствует в одном районе и не приживается в другом.
На сегодня в республике районированы пять сортов картофеля: «Вармас», «Тулунский ранний», «Якутянка», «Невский» и «Любава». Они отличаются не только внешним видом, но и вкусовыми качествами. Но, как признается специалист, в селах особо и не знают, какие сорта картофеля они сажают. Народ действует чисто интуитивно и обычно сажает то, что дало годами ранее хороший урожай.
«Со временем даже самый лучший сорт исчерпывает свой потенциал и возможности. Может быть такое, что сначала определенный сорт дает хороший урожай, но с течением времени он может чаще подвергаться болезням и давать плохие плоды», – заключает Федора Лукина.
Айсен Протодьяконов
«Наш университет»