24.07.2012 | 16:39

Историю можно спасти только всем миром

В начале месяца на страницах нашей газеты вышел материал о проблемной ситуации вокруг сохранения памятников старинного деревянного зодчества Якутска.
Историю можно спасти только всем миром
Автор: EXO-YKT

Речь шла о трех зданиях: двух домах усадьбы Меликовых по ул. Каландаришвили, 16, 18 и Белинского, 52 (жилой дом главного ветеринара 1910 года постройки). В микрорайонах, где стоят дома, начато строительство многоэтажек, и памятники уже разобрали бы, если бы на их защиту не встала группа общественников-краеведов.

Советы решали масштабно


В данное время разбор домов приостановлен, и судьба памятников решается в коридорах власти, начиная от администрации Якутска, Министерства культуры и духовного развития, заканчивая правительством республики.

А мы решили обратиться к ближайшей истории Якутска. К советскому периоду, когда памятников деревянного зодчества было на порядки больше. Помочь нам в этом согласился один из ведущих краеведов города Пантелеймон Петров. Одна из последних его научных работ - составление реестра объектов недвижимых памятников Якутска и долины Туймаада. Так что человек знает, о чем говорит.

До 1970 года в Якутске еще сохранялась та панорама города, которая сформировалась к 1917 году. Этому не помешали даже пожары и строительство, которое периодически велось в центральных кварталах. Когда были построены каменные здания.

Ситуация кардинально начала меняться с 1972 года, когда начался сплошной снос кварталов А, Б, В. Это был центр города, и именно здесь оставались самые ценные исторические здания. Время было тогда такое, что квартирный вопрос стоял даже острее, нежели сейчас. Люди реально ютились в дореволюционных деревяшках и мечтали поменять условия быта.

А советская власть решала такие вопросы масштабно. Не особо обращая внимание на сохранение памятников. Деревянные кварталы центра Якутска сносили буквально сплошняком. Под бульдозеры попали дома таких известных людей как Андрей Попов, Гаврил Никифоров Манньыаттаах, Алексей Семенов, Семен Барашков и многие другие. Хотя по большому счету дома были просто великолепные.

Под ковш бульдозера шли иконы


Уничтожалось не только уникальное деревянное зодчество, но и хранившиеся в них артефакты. К примеру, в те годы был снесен дом краеведа Николая Москвина. Сейчас на этом месте стоит здание Комдрагмета. Николай Николаевич - известная историческая личность, в свое время он закончил Казанскую духовную академию, был уважаемым богословом. А когда начали разрушать православные храмы, он один на свой страх и риск ходил по этим храмам, собирал иконы и хранил в своем амбаре. В 1940-ом году его арестовали якобы за организацию контрреволюционного подполья. Для тех, кто был хоть несколько с ним знаком, это звучало совершенно дико. Москвин при всей своей гранитной духовной твердости был тишайшим человеком, который, как говорится, муху не обидит. Даже в застенках ЧК не смогли доказать, что он действительно создал разветвленную контрреволюционную сеть. И просто без суда и следствия отправили его в Коми АССР по надуманному обвинению в распространении анекдотов, порочащих советскую власть, ленинскую, сталинскую партию.

Так вот, когда сносили этот дом, под ковш бульдозера попал и амбар, в котором хранились бесценные редчайшие старинные иконы 17-18 веков. Спасти удалось мизерную часть, которая была передана в коллекцию музея Ярославского. А после, когда была восстановлена епархия, часть икон передали русской православной церкви. Вот такие печальные истории.

На защиту встают общественники


Вопрос о действительном сохранении памятников деревянного зодчества встал тогда, когда в Якутске было организовано общество охраны памятников истории культуры. В 70-е годы его возглавил краевед, историк, исследователь Иван Архипов. Иван Деевич объединил усилия энтузиастов, историков, архитекторов, которые составили первый список памятников деревянного зодчества, этот список был утвержден постановлением совета министров Якутской АССР 31 декабря 1976 года.

Если обратить внимание на дату, то можно заметить, что уже практически Новый год, а люди работали, подписывали бумаги, решали судьбу объектов культурного наследия. Здесь большую помощь внес заместитель председателя правительства республики Михаил Габышев. Он и поныне, несмотря на свой преклонный возраст, всегда заботиться, занят вопросами сохранения исторических памятников.

И вот после того памятного постановления работы по выявлению новых памятников долгое время не велись. А возобновились только в 90-е годы усилиями таких энтузиастов, как поэт Айсен Дойду, архитектор Мария Алексеева, Олег Карамзин, Иван Архипов, в эту группу входил и Пантелеймон Петров. Был составлен новый список, который был утвержден постановлением правительства в 2005 году. Правда, к тому времени город совершенно позорно лишился древнейшего своего сооружения - надвратной башни якутского острова 17 века.

За вещание Крадина


В 1992 году к нам в город приезжал известный специалист деревянного зодчества Сибири и Дальнего востока Николай Крадин. Этот человек в буквальном смысле был мировым светилом истории деревянной архитектуры. Памятники, которые он увидел в нашем городе, привели его в восхищение. По рекомендации Крадина и настоянию пригласивших его краеведов городская администрация, возглавляемая Спартаком Борисовым, приняла решение о создании второй охранной зоны, которая очерчена улицами Чернышевского, Крупской, Ярославского и Дежнева. С тех пор прошло без малого 20 лет, но судьба второй охранной зоны до сих пор остается неизвестной. А ведь там сохранились последние останки старого Якутска, дома известных в городе людей, начиная от казачьего атамана Казанцева до якутского композитора Адама Скрябина. Конечно, они не такие богатые, какими были снесенные здания центра города. В этой части города проживали в основном средние слои населения, так называемые разночинцы, представители разных народов - евреи, татары, башкиры, русские, якуты.

Сейчас стоит такая сложнейшая проблема, как сохранить этот старинный уголок. Притом, что люди, живущие сегодня там, хотят жить комфортно в благоустроенных квартирах. И это их конституционное право на жилье. А с другой стороны, дома ветшают, с каждым годом уходят в землю, сырость, гниль, общая неблагоустроенность улиц, дворов, территорий - все это создает печальную картину, портит вид города, который совершенно не отвечает панораме, существовавшей даже до революции.

Спасти всем миром


И здесь, конечно, нужны большие вложения, инвестиции, чтобы сохранить этот уголок. Сегодня у нас есть охранная зона № 1, так называемый Старый город, но ведь по сути охранять в нем нечего. Макетам и новоделам охрана не нужна. Настоящие туристы на макеты под старину внимания не обращают. Людям нужна «седая» древность, почерневшие от времени бревна. Повидавшие на своем веку исторические события. В Якутске есть еще здания, за которые не равнодушные к своей родной истории горожане обязаны бороться. Это приют арестантских детей, построенный в 1886 году. Для детей были построены два дома, которые сохранились в заложной части города. Остались такие дома, которые не входят ни в список культурного наследия города, ни во вторую охранную зону. Это дом надзирателя-полицейского Васильева по проспекту Ленина, 52. Родственники Васильева сохранили библиотеку основоположника якутской литературы Алексея Кулаковского. В этом доме в советское время располагался противотуберкулезный диспансер. Сейчас рядом уже стоит 9-этажная новостройка.

У каждого объекта культурного наследия не поставишь часового. Здесь нужно общее понимание горожан. Мы должны более бережно относиться к таким историческим зданиям, знать их историю. Мы вообще должны гордиться старинными домами. Рассказывать он них своим детям, может быть, только тогда горожане смогут общими силами сохранить свою историю.

P.S.: В среду, 26 октября, глава Якутска Юрий Заболев собрал в своем кабинете представителей Министерства культуры, руководителей заинтересованных городских ведомств на совещание по вопросу сохранения памятников деревянного зодчества, в частности «Доходного дома общественного деятеля Дмитрия Меликова» по адресу ул. Каландаришвили, 18 и «Ветеринарной лечебницы» по адресу ул. Белинского, 52.

По решению главы данные дома нужно однозначно сохранить. Сейчас прорабатываются варианты. Но конкретного решения на данное время еще нет.

Рассматривался вариант переноса этих домов на территорию планируемой «Охранной зоны № 2». Но там нужно подготовить место, для чего требуется расселить и снести существующие дома, не являющиеся памятниками истории и культуры. В настоящее время у города на это денег нет. Следующий вариант - отдать дома инвестору Герману Арбугаеву, который изъявил желание выполнить работы по переносу памятников за свой счет и использовать их в туристических целях. При этом предприниматель ставит встречное условие - предоставить ему дополнительный земельный участок в районе Чочур Мурана. И третье - дома останутся на своих местах и впишутся в архитектурный ансамбль новостроек.

«Все варианты мы рассмотрим и выберем из них оптимальный, - заключил Юрий Заболев. - Но в целом вопрос сохранения памятников деревянного зодчества требует решения на более высоком уровне, как минимум принятия республиканской программы. У самого города попросту не хватит денег в бюджете».

Новости

Популярное

Какие улицы перекроют на празднование Дня Победы в Якутске
Город | 1 день назад
Какие улицы перекроют на празднование Дня Победы в Якутске
В программе празднования Крестный ход, патриотическая акция «Свеча памяти», встреча фронтовиков «На привале».
Родители выпускников из Якутска рассказали, куда планируют поступать их дети
Город | 1 день назад
Родители выпускников из Якутска рассказали, куда планируют поступать их дети
Судя по ответам родителей, среди абитуриентов вузов самое популярное направление в 2024 году — информационные технологии.