К 1 сентября ЕГЭ может остаться только для «вышки»
Авторы законопроекта подчеркивают, что реализация этого предложения означает фактическое упразднение аттестационных функций единых экзаменов по русскому языку и математике.
Согласно законопроекту, ЕГЭ планируется проводить по учебным предметам основной образовательной программы среднего общего образования в качестве вступительного экзамена для приема на обучение в вузы по программам бакалавриата и специалитета. При этом предусмотрен запрет на использование результатов ЕГЭ для оценивания качества деятельности школ.
Свою инициативу авторы идеи обосновывают рядом причин, в числе которых:
- из всего комплекса ЕГЭ обязательными являются только два экзамена (русский язык и математика), остальные актуальны как вступительные экзамены в вузы;
- минимальный уровень результатов ЕГЭ по русскому языку и математике, необходимый для получения аттестата, крайне низок. К тому же сложилась практика корректировки (в сторону понижения) минимального порога баллов ЕГЭ в зависимости от результатов экзамена, что подрывает общественное доверие к единой итоговой аттестации;
- практика оценивания учителя по результатам ЕГЭ вступает в противоречие с принципом справедливости, так как результаты ЕГЭ в различных школах зависят от многих факторов (в том числе и социальных) и не всегда связаны напрямую с работой школы и учителя.
Также разработчики законопроекта считают, что введенное в 2014 году итоговое выпускное сочинение как традиционная для российского образования форма итоговой аттестации по русскому языку и литературе сможет заменить ЕГЭ по русскому языку. В свою очередь, предложенное Рособрнадзором разделение ЕГЭ по математике на два уровня – базовый (аттестационный экзамен) и профильный (вступительный экзамен), по мнению разработчиков законопроекта, приведет к дальнейшему снижению планки государственной итоговой аттестации по математике.
Предлагаемые поправки планируется ввести в действие с 1 сентября 2015 года. Как отмечается в пояснительной записке к документу, они будут способствовать освобождению от сдачи ЕГЭ тех школьников, которые не собираются продолжать обучение в вузах.