Кадетская школа: «Мы не тюрьма!»
На территории – спальные и учебные корпуса, мастерская, административное здание, строевой плац, спортивный зал, зал единоборств, тир для огневой подготовки, оборудованный силами офицеров-воспитателей, тренажерный зал. В общем, есть чем заняться в свободное от учебы время.
История: от закрытого спец ПТУ до кадетской школы
Когда кадетская школа только-только открылась, в 2008 году, в народе стали рассказывать о том, что там царит армейская дедовщина и казарменная дисциплина. Что туда «спихивают» тех, кто не пришелся ко двору ни в одной из школ. Считалось, что в кадетском корпусе в одном месте собрали самых отъявленных хулиганов из неблагополучных семей.
Директор школы Алексей Корякин:
- Первые кадеты действительно были ребята сложные: кадетская школа была открыта на базе спец ПТУ закрытого типа наподобие сейчас расформированной хатасской спецшколы. И первые воспитанники были из числа ПТУ-шников. Однако ситуация была слегка преувеличена, и эти слухи – не что иное как из разряда городских легенд. Как и в любой школе с богатой историей, были, конечно, казусы. Еще одна причина – территориальная отдаленность школ и некая закрытость – так просто, с улицы, к нам не попасть. Вот и рождались домыслы.
Сейчас на каждом мероприятии, где участвуют наши кадеты, все отмечают, насколько ребята воспитанные, дисциплинированные, вежливые.
«Пользоваться сотовым на уроке или пререкаться со старшими – нонсенс!»
«У нас пользоваться мобильником на уроке, спорить и пререкаться с преподавателем – это нонсенс. Такого у нас нет», - отмечает Алексей Александрович.
Как проходит обычный день кадета? До двух часов дня – занятия. После двух обычный школьник чем занят? Тем, что ему по душе: встречается с друзьями, с подружкой, катается на велосипеде. В общем, заканчиваются уроки, и он может делать все что угодно. В кадетской школе именно после обеда начинается основное «веселье». Развод, барабаны, плац, тактические занятия, строевая подготовка, единоборства и рукопашный бой. И так – до 19 часов. Потом – кружки по интересам. «Причем мы настаиваем, чтобы каждый курсант занимался в кружках. Представляете, что тут начнется, если по территории без дела будут болтаться 140 подростков? Ничем хорошим это не закончится», - улыбается он.
«Здесь учатся только те, кто действительно хочет»
- Дедовщина? Ее у нас нет, авторитетно заявляю. Бывают, конечно, случаи сложной адаптации, бывают ребята, которые просто не уживаются и уходят, но это не из-за «системного насилия». Тут многое зависит от ребенка. Сразу попасть в среду, где все подчинено строгому распорядку, адаптироваться, подчиниться правилам и уставу – не каждому по силам. Некоторые не выдерживают и идут на отчисление.
К тому же у нас четко прописано: если ребенок изъявляет желание уйти, то родители должны его забрать и перевести в обычную общеобразовательную школу. Насильно никто никого не удерживает. Это дело доброй воли.
Не отчисляются только курсанты 10-11 классов. Они уже не мыслят себя вне системы. Они уже четко представляют себе, куда пойдут учиться – и многие из них собираются работать в дальнейшем в силовых структурах, по линии МВД, МЧС и так далее. К тому же у нас налажены партнерские контакты с правоохранительными и военными структурами республики.
Тяжело в учении – легко в бою. Я уже сейчас им говорю: когда вы выйдете за пределы кадетской школы, поступите в училище или вуз – сразу почувствуете, как вам легко будет учиться. Но не расслабляйтесь и не снижайте заданный в кадетской школе темп, не бросайте спорт и повышайте свою планку.
«Приоритетов при поступлении в военные вузы нет»
В последние годы у нас в республике наблюдается повышенный интерес со стороны родителей к кадетскому образованию. Многие считают, что кадеты-выпускники получают приоритеты при поступлении в военные учебные заведения. Но это не так.
- У нас другие приоритеты. Наше преимущество – это высокая внутренняя конкурентоспособность. Не говоря уж о том, что понятия «патриотизм, гражданственность, гуманизм, человеколюбие, толерантность» перестают быть для ребят просто словами.
К примеру, наш выпускник поступает в военное училище или университет МЧС, к примеру. Естественно, у него будет преимущество: он разбирается в тонкостях и нюансах, ориентируется в военных званиях, атрибутике, технике, может разобрать-собрать автомат, у него хорошая физическая подготовка и военная выправка, есть понятия о дисциплине, субординации. Он этим занимался пять лет! В этом – наше преимущество. Не более.
70 % выпускников поступают в вузы, институты, средне-профессиональные учебные заведения, так или иначе связанные с силовыми структурами. Но поступают и на гражданские специальности. И потом остаются в Якутии.
Нас не нужно рассматривать как кузницу военных кадров – для этого есть суворовские училища, к примеру. И вообще, каждая силовая структура имеет свои училища: МВД, МЧС, Следственный комитет.
Я уверен, что уровень подготовки у нас нисколько не хуже суворовских училищ и училищ силовых структур. И в данное время мы лоббируем интересы наших кадетов: чтобы наши кадеты-юнармейцы имели преимущество при поступлении, закрепленные на уровне законодательства.
«Не только муштра, дисциплина и плац»
Все-таки мне, как обывателю и обычному человеку, кадетская школа представлялась как достаточно специфическое образовательное учреждение: все делается по звонку и по команде, везде строем и с песней. И в увольнительные домой – только за примерное поведение и хорошую учебу. В качестве награды, так сказать.
Алексей Александрович смеется: все это, конечно, имеется, но не настолько утрированно:
- На то это и кадетский корпус, а не институт благородных девиц. А в свободное от учебы время кадеты занимаются спортом, развивают свои творческие способности на кружках дополнительного образования. Ежегодно якутские кадеты принимают участие и занимают призовые места во Всероссийских и межрегиональных слетах, конкурсах, спортивных соревнованиях. Кстати, кадеты имели честь участвовать в параде на Красной площади в Москве, В общем, достижений хватает.
А на выходные ребята идут в увольнительную, домой. И это не поощрение.
Наша модель выпускника: человек развитый не только умственно и физически, но и нравственно. У нас обучение в условиях искусственно созданной военной дисциплины – так внедряется кадетский компонент. Есть упор на дисциплину, навыки рукопашного боя, и важно, чтобы ребята не применяли эти навыки на улице или внутри школы. И мы за этим строго следим.
«Мы не занимаемся перевоспитанием»
- Иногда к нам приходят родители и говорят: заберите у нас его, совсем от рук отбился, связался с плохой компанией, никого не слушает, никаких авторитетов не признает. Но мы всегда разговариваем с ребенком, спрашиваем, хочет ли он учиться в кадетской школе или его родители заставляют. И если ребенок говорит твердое «нет», то и дальнейших разговоров с родителями нет.
Поймите: мы не тюрьма для малолетних правонарушителей, не исправительное учреждение, не закрытый лагерь и не институт перевоспитания.
Объявляется прием заявлений в 7 класс
на 2018-2019 учебный год (до 30 мая).
Вступительные испытания: математика, русский язык, физкультура.
Кандидаты, прошедшие испытания, приглашаются в «Школу молодого бойца», предварительно с 11-15 июня 2018 г.
Адрес школы: г. Якутск, мкрн Марха, ул. Дзержинского, 17.
Проезд автобусом № 5, остановка «Кадетский корпус».
Телефон: 8 (4112) 20-41-89.
e-mail: ya-kadet@mail.ru