Как долго продлится кризис?
- В то время как, судя по опросам социологов, до половины населения входят в осень с тревогой, большинство экспертов полагает, что самое трудное уже пройдено. Предположения о предстоящей «второй волне» кризиса из-за неплатежей в банках глава МДМ-банка бывший первый зам.министра финансов и первый зам. председателя ЦБ Олег Вьюгин считает скорее, психологическими ожиданиями, нежели экономически обоснованными прогнозами. Неплатежи, действительно, есть, но объем их некритичен. К тому же появились данные об оживлении внутреннего рынка, росте спроса, который и должен оживить сферу производства.
«Есть ощущение стабильности», — констатирует, в свою очередь, управляющий директор компании «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков. Но пока что эта стабильность еще довольно зыбка. Как пошутил глава Экономической экспертной группы Евсей Гурвич, преимущество положения «на дне кризиса» в том, что падать уже некуда. Действительно, статистические данные свидетельствуют — падение экономики заканчивается. Так, ВВП во втором квартале снизился на 10,9 процента по отношению к аналогичному периоду прошлого года, а производство упало в июле на 10,8% к июлю 2008. Но если мы хотим понять, есть ли краткосрочные позитивные изменения, надо сравнивать не с прошлым годом, а с предыдущими месяцами. И тогда видно, что ВВП вырос на 7,5% к отношению к предыдущему кварталу, а производство — на 4,7% по сравнению с июнем. Насколько хороши эти темпы, вопрос спорный. Но вектор выхода из кризиса уже обозначен, и теперь правительство, бизнес и, естественно, эксперты озабочены тем, каким будет путь выхода из кризиса, когда стрелки многочисленных графиков поползут вверх.
По мнению бывшего министра экономики Евгения Ясина, первые шаги правительства в начале кризиса были грамотными. Успешно справиться с первоочередными вызовами кризиса, добравшегося до России осенью прошлого года, властям позволили средства стабилизационных фондов, «припасенные» как раз на такой случай. В результате государству удалось быстро «залить огонь» паники, краха рубля и банковского коллапса. Используя Резервный фонд, власти поддержали пошатнувшиеся банки, паника и банковский кризис были предотвращены. Однако меры по спасению компаний, особенно компаний заведомо неэффективных, экспертам кажутся не вполне оправданными. По мнению Гурвича, это как раз тот случай, когда социальная политика мешает эффективному выходу из кризиса. Если будем поддерживать на плаву заведомых банкротов, безвозвратно отставших технологически, вряд ли сможем говорить о модернизации отечественного производства и выхода на новый уровень.
Вместе с тем вполне оправдана модель оказания выборочной помощи тем предприятиям, которые пытаются не просто выжить во время кризиса, а выйти из него обновленными и более конкурентоспособными. Как заявил ректор Академии народного хозяйства и член Экспертного совета при правительственной антикризисной комиссии Владимир Мау, заявки предприятий на
финансовую помощь должны сопровождаться подробными планами по модернизации.
Между тем, попытки помочь предприятиям напрямую уже предпринимаются. Как считает Олег Вьюгин, в результате общая картина вполне удовлетворительная. А вот дальше начинается самое сложное — удастся ли не только преодолеть последствия кризиса, но и выйти из «голландской болезни», при которой благосостояние страны строится на сырье, а прочие сектора оказываются в загоне. Трудно предположить, что в короткий срок удастся реструктурировать экономику такой огромной страны, но какие-то направления, считают эксперты, должны быть обозначены уже сейчас. И не мифическую «вторую волну» считают эксперты проблемой № 1, а высокую инфляцию, разоряющую наиболее бедные слои населения, сдерживающую кредитование предприятий и малого бизнеса. И, в любом случае, предупреждают эксперты, и до, и после начала подъема государству ни в коем случае не следует возвращаться на путь чрезмерной расточительности – нужно учиться жить по средствам и иметь разумный резерв на случай нового ухудшения мировой экономической конъюнктуры.