Как работают школьные психологи? И от безответной любви вылечит, и убираться за собой научит...
И это всего лишь один из сотни случаев, когда родители, чувствуя собственную беспомощность, ищут поддержки у психолога. А пока гром не грянул, многие папы-мамы относятся к школьным психологам и социальным работникам более чем скептически: ну, зачем нужна эта служба? Какие-то анкеты, рисунки, беседы... Мол, со школьными проблемами вполне справится учитель, а в семейные неурядицы чужим людям вообще нечего соваться. Но когда случается беда, скептицизм сразу улетучивается, и отчаявшиеся родители бегут к психологу.
Конечно, необходимо, чтобы ребенок, родители и учителя не были “изолированы” друг от друга, чтобы между ними не было противостояния, и над возникающими проблемами они должны работать совместно, потому что только в этом случае возможно оптимальное решение. По сути, главная задача школьного психолога заключается не в том, чтобы решить возникшую проблему за них, а в том, чтобы объединить их усилия для ее решения. Буквально в последние несколько лет администрация все большего числа школ понимает необходимость участия психолога в школьном процессе. Все яснее вырисовываются и конкретные задачи, решения которых ждут от школьного психолога. Впрочем, психолог востребован не только в школе, но и в других детских учреждениях, например, в детских садах, домах ребенка, центрах раннего развития – то есть везде, где необходимо умение работать с триадой «ребенок – родители – педагог (воспитатель)». Одни школьные психологи специально акцентируют внимание только на проблемах родителей или учителей, другие предпочитают заниматься профилактикой, диагностикой, коррекцией развития или профориентацией, а третьи работают с определенной возрастной группой.
О специфике работы школьного психолога и конкретных случаях из собственной практики мы попросили рассказать практикующего психолога Наталью Харитонову.
- Должность психолога-педагога появилась в общеобразовательных школах примерно 10 лет назад, но сейчас это уже обычное явление. Целью работы является улучшение учебного процесса. Работа строится не только с целью оптимизации учебного процесса, но и с учетом конкретных трудностей, возникающих в процессе обучения, взаимоотношений в триаде “ученик – родитель – учитель”. Проводятся индивидуальные и групповые занятия со школьниками, повышение мотивации к учебной деятельности, налаживание межличностных отношений. Для любого психолога важно, чтобы каждому ребенку было комфортно в школе, чтобы он хотел в нее ходить и не чувствовал себя одиноким и несчастным. Важно, чтобы родители и учителя увидели его реальные проблемы, захотели ему помочь и, главное, поняли, как это сделать.
«В школе — отличница, а дома – тиран»
- Когда я работала школьным психологом, часто приходилось работать над конфликтными ситуациями. К примеру, в школе у девочки все складывается прекрасно: она отличница, имеет много подруг, посещает дополнительные занятия, кружки. Словом, в школе ребенок – пример для подражания. Зато дома весь свой негатив она направляла на маму. При этом семья вполне положительная, полная и неконфликтная. Я работала с девочкой на протяжении 10 недель, используя всевозможные методики: арттерапию, песочную терапию, рисуночные методики, беседы и так далее. Несколько занятий были совместными – мама и дочка. Постепенно ребенок изменился, удалось снять агрессию в отношении мамы и сблизить с ней. Недавно я звонила и интересовалась, как дела. Приятно было слышать, что в семье наступило полное взаимопонимание. Девочка полна любви, радости и во всем помогает матери...
- А ведь бывают ситуации, когда у самого ребенка душа болит, но родители об этом даже не догадываются? Может ли психолог выявить школьника, который нуждается в психологической помощи и коррекции?
- Однажды у пятиклашек я проводила анкетирование. И по рисунку одного из ребят можно было интерпретировать суицидальное настроение. Дело в том, что существуют специальные, научно обоснованные и проверенные методики, позволяющие это увидеть. Когда мы стали работать с папой и мамой, выяснилось, что такие настроения у ребенка действительно были. Припомнились его фразы: «Я никому не нужен», «хочу уйти из дома», «мне никто не нужен». У мальчика не было друзей, учебу он запустил, уроки не делал. Родители наняли репетиторов, но ситуация не улучшилась. Когда психологи стали работать с ребенком, выяснилось, что он чувствовал себя отвергнутым, не принятым и не понятым в этом мире. Отсюда проблемы с учебой и поведением. Ребенок просто ушел в себя и закрылся от всех. Потребовался не один месяц работы с семьей и ребенком, чтобы мальчик изменился. И результат не мог не радовать: школьник стал активным, веселым, взялся за учебу, да так, что пропала надобность в репетиторах. Как правило, чтобы добиться результата, работа должна проводиться не менее 2–3 месяцев. Одноразовые занятия не приносят результата.
Мама хочет одно, папа – другое, а ребенок — третье
- Была еще одна ситуация. У одной выпускницы появилась проблема с выбором профессии. Папа очень хотел, чтобы она закончила юридический, мама видела дочь экономистом, а сама девочка хотела быть дизайнером интерьера. Вопрос поступления постоянно поднимался в семье, и бесконечные споры завершались истериками и громкими ссорами. Поэтому родители обратились за помощью к психологу. При занятиях с девочкой я использовала несколько специальных методик, которые позволяют выявить таланты и наклонности человека. А еще было несколько бесед со всеми членами семьи, и очень быстро конфликт был исчерпан. Родители пошли навстречу дочери, которая успешно поступила в один из московских вузов на специальность, связанную с дизайном. А дополнительная специальность у нее оказалась все же экономическая, как и хотела мама.
«Я люблю, а меня – нет»
- А безответная любовь приводит детей к школьному психологу?
- У меня был один такой случай, когда ко мне пришла школьница и рассказала, что сильно страдает от безответной любви. А когда я попросила ее назвать качества парня, с которым бы она хотела быть рядом, выяснилось: предмет ее любви по названным критериям ей совершенно не подходит. Не тот человек! Девочка оказалась очень разумная, ценившая собственную жизнь, и потому вскоре поняла, что обратила внимание на этого парня только потому, что он считался в школе популярным. Только и всего. А как человек он ей совсем не интересен, и все страдания вмиг улетучились.
По словам Натальи Викторовны, различных ситуаций, в решении которых психолог просто необходим, очень много. Например, бывает так, что ребенок интеллектуально прекрасно развит, его готовят к олимпиадам, а он совершенно не умеет себя презентовать, боится выступления, не может изложить свои знания и продемонстрировать умения. С такими детьми проводится ряд тренингов уверенного поведения, ораторского искусства и личностного роста. Они помогают детям стать увереннее в себе и достичь успеха. Что касается школьников среднего звена, то психолог дает им возможность познать самих себя. В этом возрасте дети хотят быть взрослыми, при этом они не стремятся быть самостоятельными, а просто желают иметь это право! Вот и возникают разногласия с родителями. Папы-мамы требуют от ребенка порядка и помощи в бытовых вопросах, а дети отвечают: «Не хочу! Мне нужны только друзья, с которыми хорошо и весело». Психологи проводят занятия и упражнения на самопознание, а еще беседы о том, чего ребенок хочет в жизни, думает ли он, что за ним всю жизнь будут убирать взрослые, и так далее. Как правило, после таких бесед ребенок понимает, что он взрослеет, а значит, имеет не только права взрослого человека, но и обязанности. В ходе работы с детьми часто выясняется, что дефицит внимания в семье трансформируется в школьные проблемы. Однако у детей, посещающих дополнительные кружки и секции, психологических проблем возникает намного меньше – они реализуют свои способности и имеют единомышленников, что очень важно.