Как снимался первый якутский художественный фильм к 50-летию ЯАССР
Сценарий был написан прозаиком, драматургом, переводчиком Львом Габышевым, который вошел в историю литературы и культуры Якутии как зачинатель якутского киноискусства, первый кинодраматург.
15 мая в 1972 году фильм «Тайна предков» показали в Уфе, а 24 мая в Москве во время Дней якутской литературы и искусства. Первый якутский художественный фильм с успехом прошел по экранам Советского Союза, а также за рубежом. В фильме снялись ведущий артист якутского театра Дмитрий Ходулов, руководитель Нюрбинского отдела культуры Спартак Федотов, артистка труппы балета музыкального театра Наталья Шестакова. Режиссер фильма Марат Арипов (киностудия «Таджикфильм») приехал специально в Якутию для отбора артистов.
Из-за сильных морозов, отсутствия в Якутии киностудии, сложность перелёта актёров фильм снимался не в республике Место съёмок — окраина города Североуральск, где в пойме реки Сосьвы были построены декорации на натуре: «Лабаз купца Опарина», «Хранилище мехов», «Водяная мельница», «Стойбище якутских оленеводов», состоящих из 12 жилых яранг, коновязей, оленьих загонов, с реквизитом из оленьих нарт, якутских охотничьих лыж, два северных оленя были доставлены из северного города Ивдель на вертолёте. Кинотехника для съемок на натуре была привезена из Свердловской. Павильонные съёмки затем велись на киностудии «Таджикфильм».
Из досье “ЭС”:
1920-е годы. Пользуясь тем, что в Якутию ещё не пришла Советская власть, купцы поставили местных жителей в полную зависимость от своей воли. Купец Опарин перестал менять порох и продукты на меха, он хотел узнать, где находится золотоносный ручей. Но вождь племени Сэдюк не нарушил закон предков и не раскрыл тайну Золотого ручья.
Лира ГАБЫШЕВА, заслуженный деятель искусств Якутии, дочь Л.Л. Габышева:
- В своих выступлениях и статьях отец в 1968 году неоднократно ставил актуальную проблему необходимости создания якутских художественных фильмов: «Издавна меня волновал вопрос: до каких же пор наша республика с ее весьма содержательным историческим прошлым и неповторимо своеобразным, интересным настоящим будет оставаться белым пятном для художественной кинематографии, когда же, наконец, будет создана хоть одна кинокартина на якутскую тематику?». Мечтая о создании якутской киностудии, он настойчиво убеждал общественность и правительство республики в этой необходимости: «...Так, приобщение якутской литературы и искусства к кинематографии зависит, прежде всего, от того, как скоро вырастим мы своих профессиональных кинорежиссеров, сумеем заинтересовать писателей Якутии. На мой взгляд, кинодраматургия – это наше, писателей, кровное дело...
Из досье "ЭС":
В апреле 1990 года режиссер Алексей Романов инициировал создание первой производственной киностудии – Творческого Объединения «Северфильм». Директором ТОО «Северфильм с 3 апреля 1990г. назначается Попов Семен Иванович, он проработал в системе кинопроизводства до 15 ноября 1993г.
Национальная кинокомпания «Сахафильм» была основана Указом Президента Николаева М.Е. в 1992 году. Поэтому возраст якутского кинематографа принято отсчитывать с начала девяностых, с момента обретения собственной производственной базы, с первых выпускников центральных киновузов.
Лира ГАБЫШЕВА:
- В 1966 году, только что закончив киносценарий «Тайна предков», отец не предполагал, сколько еще сил придется отдать, чтобы убедить партию и правительство в необходимости создания художественного фильма о Якутии. Уйдет не один год на поиски киностудии и другую организационную работу, в которой отец примет самое горячее участие. Вот как описывает некоторые моменты в своих воспоминаниях сам кинодраматург: «Конечно, не все было так просто, как может показаться на первый взгляд. “Таджикфильм” выдвинул следующие, довольно жесткие условия: лишь половина актерской группы и операторов должны были быть из Якутии. Не все гладко обстояло и со сценарием, пришлось работать над 4 вариантами. И, самое странное, все они одобрялись, но... разными режиссерами».
- Киносценарий был создан по мотивам повести Николая Якутского «Золотой ручей». Открытие месторождения драгоценного металла на Алдане, перипетии этого события интересовали Льва Габышева и раньше, в 1946 году на эту тему очерк «Тайна Золотого Алдана».
- После утверждения киносценарий был передан Марату Арипову, хорошо известному зрителям по актерским работам в кинокартинах «Авиценна», «Судьба поэта», а также в качестве режиссера фильмов «Ниссо», «В горах мое сердце» и т. д.
- Осенью 1969 года Арипов вместе с художником Владимиром Артыковым прилетели в Якутск с целью ближе ознакомиться с натурой, изучить быт, костюмы эвенков и якутов, подобрать актеров.
- В своих воспоминаниях папа писал: «Очень тщательно проводился подбор актеров, поиск шел по всей республике. Назову только несколько районов: Горный, Алданский, Ленинский... В Ленинском районе встретили типаж, удивительно похожий на искомый, сфотографировали его, и в дальнейшем эта фотография помогла найти нужный грим для Дмитрия Ходулова, исполнителя главной роли – Седюка...». Эту поездку можно считать началом предсъемочного периода будущего фильма.
- Киносценарий, написанный по мотивам повести «Золотой ручей», существенно отличается от нее по содержанию. Очень интересно решение развязки событий в конце киносценария: главный герой Уйбаанча не становится приверженцем красных и не переходит в лагерь белых, а уходит своей дорогой в тайгу. Такое решение образа, идущее вразрез с политизацией советской литературы, было вызвано требованием художественной правды и, чтобы остаться ей верным, Лев Габышев проявил достаточно большую для того времени гражданскую смелость.
- В ходе работы над фильмом в киносценарии многое было изменено, внесены новые эпизоды, герои, но якутский кинодраматург, по условиям договора согласившийся на соавторство таджикского кинодраматурга М. Ходжаева, стремился помочь сохранить, не растерять самобытность характеров якутского и эвенкийского народов и, болея за будущий фильм, был постоянным свидетелем съемок, негласным консультантом, неустанно следуя за киносъемочной группой.
- Спустя 28 лет, председатель организации ветеранов кино Якутии Иван Жараев, работавший в то время начальником Управления кинофикации при Совете Министров ЯАССР, напишет в своих воспоминаниях: «Сейчас Госкино РФ утверждено «Положение о национальном фильме». Если оценить по теперешним требованиям, «Тайна предков» несомненно относился бы к национальному якутскому кинофильму: один из сценаристов и большинство артистов – из местного населения, тема фильма – якутская, киносценарий написан на основе повести якутского писателя, место действия находится на территории Якутии. Таким образом, Лев Львович является первым создателем якутского национального кино».
- Общественность республики обращалась несколько лет тому назад в правительство с предложением учредить День якутского кино 15 мая, в день кинопремьеры в Москве первого якутского художественного фильма «Тайна предков», но, к сожалению, ответа так и не получили.
ЗОЛОТОЙ РУЧЕЙ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ
В фильме «Тайна предков» в роли Арапаас снялась Наталья Шестакова, заслуженная артистка ЯАССР больше известна якутянам, как Наталья Кирюшкина. В советское время была пара – Наталья и Олег Кирюшкины: в начале 70-х прошлого века их хореографическая пантомима «Встреча» вызвала фурор. Наталья занималась в хореографическом кружке Дворца пионеров, после окончания школы была принята в труппу балета музыкального театра. Откуда и начался путь к известности и славе, и первая роль в кино “Тайна предков”. Сегодня Наталья Морава проживает в Германии.
Вот что она вспоминает:
- С тёплым чувством ко всем якутянам хочу сказать, что половина века – это хорошее расстояние времени, за которое наш мир очень изменился. Стиль жизни стал совсем другим во всех направлениях. Время всё меняет, а также и воспитывает нас. У нас тогда не было мобильных телефонов, но мы могли писать письма, в которых аккуратно взвешивалось каждое слово. Письма тех времён я сохранила и иногда приятно перечитывать их. Можно сказать, теперь это исторический материал. Но воспоминания о прошедшем всё ещё греют душу, и это связано в первую очередь с людьми того времени. Эта теплота чувств всегда со мной… Якутия – богатая страна и особенно своими людьми и мне посчастливилось встретить многих замечательных людей…
- Начну этот нескончаемый поток с Дмитрия Фёдоровича Ходулова, высокоодарённого артиста и режиссёра Якутского музыкально-драматического театра. В фильме «Тайна предков» он был моим дедушкой, мудрым Сэдюком. Редкий и человек, и артист: вообще типично для того поколения взаимоуважение, готовность помочь и нескончаемая душевная теплота... Это и есть Золотой Ручей. И моя мама Матрёна Павловна Шестакова – тоже. Педагог по образованию, воспитавшая шестерых детей, она всегда была рядом со мной на съёмках фильма. Бескорыстно ухаживала и подшивала меховые изделия – наши костюмы. В те времена такое было неудивительным.
- Но моя самая первая встреча с Дмитрием Фёдоровичем произошла, когда мне было пять лет, в посёлке Чурапча. Театр приехал к нам представлять шекспировского «Отелло». В главной роли был сам Ходулов. Конечно, все чурапчинцы были в клубе, а меня оставили дома. Моё любопытство заставило выйти из дома и идти в направлении клуба. Улицы были совершенно пустынны. Наконец, добравшись, вошла в тёмный и переполненный зал клуба. На сцене как раз Отелло душил Дездемону. Увиденное потрясло меня и заставило громко закричать. Это была первая встреча с этим замечательным артистом. Забыть такое невозможно.
- Но вернусь к самим съёмкам фильма. Они проходили на Урале, в Североуральске, местности, которого очень напоминали наши якутские ландшафты. Тяжёлое съёмочное оборудование в те годы непросто было привезти в Якутию. Аппаратура могла на морозе просто отказать. Помню большие тяжёлые светильники и съёмочную аппаратуру, чтобы всё это функционировало, требовался не только необходимый профессиональный опыт, но и нужно было быть физически крепким. Кстати, весь персонал съёмочной группы приехал из солнечного Таджикистана, они тоже не смогли бы вынести наши якутские морозы. Установка всего агрегата требовала немалого времени. Один фрагмент снимали во множественных дублях. Дубли просматривались, лучшие отбирались и, наконец, выбранные монтировались. В общем – это был очень долгий и сложный процесс. А сегодня каждый может сделать видео, для чего нужен только телефон в руках.
- Хочу отметить моего партнёра по фильму. Анатолий Васильев в фильме сыграл Уйбанчу и очень убедительно. Анатолий был таким очень скромным и спокойным, что если проходил мимо, то можно было его и не заметить. Но приглядевшись к нему, я поняла, что он сосредоточен, словно созревал для будущей съёмки. И, действительно, к нему пришёл немалый творческий успех.
- В период работы над фильмом у нас бывало разное, и удачи, и провалы, но всё-таки мы все старались, трудились, вкладывая свою маленькую долю в искусство якутского кино. Нам оплачивали месячную зарплату и ещё командировочные в размере 2,6 рублей. Гонораров в те времена не было, да мы и не знали, что это такое. Рестораны, конечно, были не по карману, но мы с удовольствием угощались чаем с бутербродами в гостиничных номерах и общались. Всё это было типично для того времени и очень уютно в человеческом смысле.
- Поздравляю всех якутян с полувековым юбилеем кинофильма «Тайна предков»! Повесть «Золотой ручей» экранизирована в приключенческом жанре, но тема природных ресурсов актуальна и сегодня… И все-таки человеческие ресурсы – самый Главный и высший аспект человечества. Дорогие якутяне, пусть всегда будет искриться СВЕТ этого ЗОЛОТОГО РУЧЬЯ!
- В этом году у меня был запланирован приезд в Якутию, но в силу непредвиденных обстоятельств пришлось отказаться от планов. Спасибо за возможность высказаться, желаю всем много счастливых моментов в жизни. (Германия, март-апрель 2022 г).
В статье использованы архивные материалы Льва Габышева, предоставленные его дочерью Лирой Львовной.