Каким должен быть современный учитель? О подготовке передовых педагогических кадров в Якутске
Каким должен быть современный учитель? Где в Якутске занимаются подготовкой передовых педагогических кадров? Что является одним из ключевых составляющих для повышения качества подготовки педагогических кадров?
Об этом и не только мы побеседовали с Татьяной ТРЕТЬЯКОВОЙ — директором педагогического института СВФУ им. М.К. Аммосова, доктором педагогических наук.
— Татьяна Васильевна, педагогический факультет при ЯГУ был открыт в 1981 году. В те годы на факультете функционировало четыре отделения, а пединститут был создан в 1996 году уже на базе педагогического факультета. Насколько на сегодня расширилась база педагогического института, сколько всего кафедр?
— Да, совершенно верно. Указом первого президента Якутии Михаила Ефимовича Николаева с 1 сентября 1996 года на базе педагогического факультета был создан педагогический институт Якутского государственного университета имени Максима Кировича Аммосова. Сейчас в нашем педагогическом институте 8 кафедр, содержание подготовки качественно сменилось в сравнении с 1996 годом. Мы готовим не только учителей начальных классов, но и педагогов-психологов, социальных педагогов, информатиков, логопедов, учителей технологии и работников детских садов.
1981 год — начало истории педагогического института, когда был открыт педагогический факультет Якутского государственного университета. Открытию факультета способствовали проректор университета Н.А. Гоголев, заведующий кафедрой педагогики П.И. Шадрин, доценты Д.А. Данилов и А.Е. Захарова. Тогда на факультете функционировало четыре отделения: педагогики и методики начального обучения, индустриально-педагогическое, русского языка и литературы в национальной школе, физического воспитания. Деканами педагогического факультета в разные годы работали профессора Д.А. Данилов, Т.Т. Саввинов, И.А. Голиков, В.Д. Михайлов и доцент Г.А. Савенкова, вложившие в дело повышения качества подготовки педагогических кадров высшей квалификации все свои силы, знания и опыт.
— Сколько всего студентов обучаются сегодня в институте на очном и заочном отделениях?
— Всего в нашем педагогическом институте СВФУ сегодня около 1500 обучающихся, из них около 700 человек — на очном отделении и около 800 — на заочном.
— Татьяна Васильевна, какие основные цели или задачи ставит перед собой педагогический институт?
— Наша главная цель — это укрепление статуса педагогического института как центра подготовки передовых педагогических кадров, в котором реализуются востребованные образовательные программы, инновационные научно-педагогические исследования для устойчивого развития Дальнего Востока и Арктической зоны РФ.
— Расскажите немного о педагогическом составе, сколько всего преподавателей работают и сколько среди них с ученой степенью и ученым званием?
— Всего в нашем институте работают 72 научно-педагогических сотрудников, большинство (82%) имеют ученые степени, из них 9 докторов педагогических наук.
— Как Вы считаете, что является одним из ключевых составляющих для повышения качества подготовки педагогических кадров?
— Этот вопрос обсуждается сейчас на всех уровнях российской системы образования. Если кратко — это единство образовательного пространства, усиление воспитательных компонентов в образовательном процессе, цифровизация образовательной деятельности и развитие педагогической науки.
Продолжая добрые традиции, заложенные профессорско-преподавательским составом под руководством предыдущих деканов и директоров, коллектив педагогического института СВФУ в настоящее время стремится качественно улучшить процесс подготовки специалистов, укрепляя связи с ведущими научно-исследовательскими центрами и образовательными учреждениями России и мира.
Коллектив преподавателей педагогического института стремится готовить выпускников, обладающих общей культурой, любящих свою работу и способных разбудить в ребенке желание учиться. Одна из главных инноваций педагогического института — ведение такой деятельности, когда система становится открытой и позитивно настроенной по отношению к людям и обществу, по отношению к внешнему запросу.
— Какими личными качествами должен обладать, на Ваш взгляд, молодая девушка или юноша, если он хочет связать свою жизнь именно с педагогикой?
— Считаю, что он прежде всего должен любить детей и быть готовым решать любые проблемы в пользу детей.
— Какие современные методики обучения студентов применяются в Вашем пединституте?
— Современные образовательные технологии являются как предметом внесения их в образовательный процесс, так и постоянно используются преподавателями, прежде всего те, что связаны с цифровыми технологиями.
— А на каком курсе Ваши студенты проходят практику? Где они ее проходят, только ли в Якутске?
— Студенты проходят разные виды практик в соответствии с учебным планом и расписанием в разные периоды обучения. Конечно, не только в Якутске. Мы рассматриваем сейчас возможности прохождения учебных практик в соответствии с индивидуальными учебными практиками студентов, по востребованности образовательных организаций республики.
— Помогает ли педагогический институт в вопросах трудоустройства своих выпускников? Если да, то каким образом?
— Наши выпускники все трудоустраиваются, профессия очень востребована. Часто место трудоустройства определяется во время практики, в период подготовки дипломных работ, по месту постоянного жительства. Педагогический институт всегда в курсе вопросов трудоустройства, мы оказываем любую помощь, в которой нуждаются наши выпускники.
И отрадно, что большинство учителей, директоров, управленцев, ученых в области образования в нашей республике — это и есть наши выпускники.
— Сейчас много споров на тему, каким должен быть современный учитель. А на Ваш взгляд, каким он должен быть?
— Современный учитель должен быть высоким профессионалом своего дела, владеющим цифровыми компетенциями.
— Татьяна Васильевна, спасибо Вам за беседу. Ваши пожелания тем, кто хочет связать свою жизнь с педагогикой. Что бы Вы им посоветовали?
— Мы их ждем и создадим для них творческую, профессиональную, удобную среду для получения самой лучшей в мире профессии. Главное — настрой. Пусть приходят в нашу Виртуальную школу будущего педагога.
Опрос в тему
КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ
Наталья ПЕТРОВА, работник социальной сферы:
— Современный учитель должен быть и добрым, чтобы его любили, и строгим, чтобы его слушались. Учитель должен интересно рассказывать материал урока, вдохновлять учеников искать знания. А еще обязательно понимать детей, давать им советы.
Дмитрий МИХАЙЛОВ, журналист:
— Современный учитель должен быть эрудированным, разбираться в современных технологиях. Я думаю, что главная функция учителя, кроме передачи учебной программы, должна быть именно в том, чтобы быть примером для подражания и уметь зародить интерес в учениках к самым разным дисциплинам и окружающему миру и еще, чтобы дополнительно сами изучали то, что им интересно. Самое важное, чтобы ученики не механически заучивали уроки, а понимали, что это кирпичики фундаментальных знаний. Пользуясь случаем, передаю привет своему классному руководителю — Марии Петровне Босиковой, которая многое в нас вложила.
Лариса ВАСИЛЬЕВА, пенсионерка:
— У меня два внука сейчас учатся в школе. Я считаю, что учитель должен иметь авторитет среди детей, его должны не бояться, а уважать. У настоящего учителя всегда на первом месте должно быть стремление учить детей не только знаниям, но и отношению к жизненным ситуациям, справедливости, доброте. И, конечно, чтобы быть настоящим учителем, нужно иметь истинное призвание.