13.10.2022 | 14:30

Каким должен быть современный учитель? О подготовке передовых педагогических кадров в Якутске

Профессия педагога, во все времена — одна из важнейших в обществе, ведь от его усилий зависит будущее наших детей, наше будущее. Это единственный человек, который большую часть своего времени профессионально занимается воспитанием и обучением детей.
Каким должен быть современный учитель? О подготовке передовых педагогических кадров в Якутске
Автор: ​​​​​​​Ирина ПАРНИКОВА
Фото: предоставлены Т. В. ТРЕТЬЯКОВОЙ

Каким должен быть современный учитель? Где в Якутске занимаются подготовкой передовых педагогических кадров? Что является одним из ключевых составляющих для повышения качества подготовки педагогических кадров?

Об этом и не только мы побеседовали с Татьяной ТРЕТЬЯКОВОЙ — директором педагогического института СВФУ им. М.К. Аммосова, доктором педагогических наук.

— Татьяна Васильевна, педагогический факультет при ЯГУ был открыт в 1981 году. В те годы на факультете функционировало четыре отделения, а пединститут был создан в 1996 году уже на базе педагогического факультета. Насколько на сегодня расширилась база педагогического института, сколько всего кафедр?

— Да, совершенно верно. Указом первого президента Якутии Михаила Ефимовича Николаева с 1 сентября 1996 года на базе педагогического факультета был создан педагогический институт Якутского государственного университета имени Максима Кировича Аммосова. Сейчас в нашем педагогическом институте 8 кафедр, содержание подготовки качественно сменилось в сравнении с 1996 годом. Мы готовим не только учителей начальных классов, но и педагогов-­психологов, социальных педагогов, информатиков, логопедов, учителей технологии и работников детских садов.

Корпус Якутского государственного педагогического института (здание бывшего реального училища)

1981 год — начало истории педагогического института, когда был открыт педагогический факультет Якутского государственного университета. Открытию факультета способствовали проректор университета Н.А. Гоголев, заведующий кафедрой педагогики П.И. Шадрин, доценты Д.А. Данилов и А.Е. Захарова. Тогда на факультете функционировало четыре отделения: педагогики и методики начального обучения, индустриально-­педагогическое, русского языка и литературы в национальной школе, физического воспитания. Деканами педагогического факультета в разные годы работали профессора Д.А. Данилов, Т.Т. Саввинов, И.А. Голиков, В.Д. Михайлов и доцент Г.А. Савенкова, вложившие в дело повышения качества подготовки педагогических кадров высшей квалификации все свои силы, знания и опыт.

— Сколько всего студентов обучаются сегодня в институте на очном и заочном отделениях?

— Всего в нашем педагогическом институте СВФУ сегодня около 1500 обучающихся, из них около 700 человек — на очном отделении и около 800 — на заочном.

— Татьяна Васильевна, какие основные цели или задачи ставит перед собой педагогический институт?

— Наша главная цель — это укрепление статуса педагогического института как центра подготовки передовых педагогических кадров, в котором реализуются востребованные образовательные программы, инновационные научно-­педагогические исследования для устойчивого развития Дальнего Востока и Арктической зоны РФ.

— Расскажите немного о педагогическом составе, сколько всего преподавателей работают и сколько среди них с ученой степенью и ученым званием?

— Всего в нашем институте работают 72 научно-­педагогических сотрудников, большинство (82%) имеют ученые степени, из них 9 докторов педагогических наук.

— Как Вы считаете, что является одним из ключевых составляющих для повышения качества подготовки педагогических кадров?

— Этот вопрос обсуждается сейчас на всех уровнях российской системы образования. Если кратко — это единство образовательного пространства, усиление воспитательных компонентов в образовательном процессе, цифровизация образовательной деятельности и развитие педагогической науки.

Коллектив ПИ СВФУ

Продолжая добрые традиции, заложенные профессорско-­преподавательским составом под руководством предыдущих деканов и директоров, коллектив педагогического института СВФУ в настоящее время стремится качественно улучшить процесс подготовки специалистов, укрепляя связи с ведущими научно-­исследовательскими центрами и образовательными учреждениями России и мира.

Коллектив преподавателей педагогического института стремится готовить выпускников, обладающих общей культурой, любящих свою работу и способных разбудить в ребенке желание учиться. Одна из главных инноваций педагогического института — ведение такой деятельности, когда система становится открытой и позитивно настроенной по отношению к людям и обществу, по отношению к внешнему запросу.

— Какими личными качествами должен обладать, на Ваш взгляд, молодая девушка или юноша, если он хочет связать свою жизнь именно с педагогикой?

— Считаю, что он прежде всего должен любить детей и быть готовым решать любые проблемы в пользу детей.

— Какие современные методики обучения студентов применяются в Вашем пединституте?

— Современные образовательные технологии являются как предметом внесения их в образовательный процесс, так и постоянно используются преподавателями, прежде всего те, что связаны с цифровыми технологиями.

— А на каком курсе Ваши студенты проходят практику? Где они ее проходят, только ли в Якутске?

— Студенты проходят разные виды практик в соответствии с учебным планом и расписанием в разные периоды обучения. Конечно, не только в Якутске. Мы рассматриваем сейчас возможности прохождения учебных практик в соответствии с индивидуальными учебными практиками студентов, по востребованности образовательных организаций республики.

— Помогает ли педагогический институт в вопросах трудоустройства своих выпускников? Если да, то каким образом?

— Наши выпускники все трудоустраиваются, профессия очень востребована. Часто место трудоустройства определяется во время практики, в период подготовки дипломных работ, по месту постоянного жительства. Педагогический институт всегда в курсе вопросов трудоустройства, мы оказываем любую помощь, в которой нуждаются наши выпускники.

И отрадно, что большинство учителей, директоров, управленцев, ученых в области образования в нашей республике — это и есть наши выпускники.

— Сейчас много споров на тему, каким должен быть современный учитель. А на Ваш взгляд, каким он должен быть?

— Современный учитель должен быть высоким профессионалом своего дела, владеющим цифровыми компетенциями.

— Татьяна Васильевна, спасибо Вам за беседу. Ваши пожелания тем, кто хочет связать свою жизнь с педагогикой. Что бы Вы им посоветовали?

— Мы их ждем и создадим для них творческую, профессиональную, удобную среду для получения самой лучшей в мире профессии. Главное — настрой. Пусть приходят в нашу Виртуальную школу будущего педагога.

Студенты ПИ СВФУ

Опрос в тему

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ

Наталья ПЕТРОВА, работник социальной сферы:

— Современный учитель должен быть и добрым, чтобы его любили, и строгим, чтобы его слушались. Учитель должен интересно рассказывать материал урока, вдохновлять учеников искать знания. А еще обязательно понимать детей, давать им советы.

Дмитрий МИХАЙЛОВ, журналист:

— Современный учитель должен быть эрудированным, разбираться в современных технологиях. Я думаю, что главная функция учителя, кроме передачи учебной программы, должна быть именно в том, чтобы быть примером для подражания и уметь зародить интерес в учениках к самым разным дисциплинам и окружающему миру и еще, чтобы дополнительно сами изучали то, что им интересно. Самое важное, чтобы ученики не механически заучивали уроки, а понимали, что это кирпичики фундаментальных знаний. Пользуясь случаем, передаю привет своему классному руководителю — Марии Петровне Босиковой, которая многое в нас вложила.

Лариса ВАСИЛЬЕВА, пенсионерка:

— У меня два внука сейчас учатся в школе. Я считаю, что учитель должен иметь авторитет среди детей, его должны не бояться, а уважать. У настоящего учителя всегда на первом месте должно быть стремление учить детей не только знаниям, но и отношению к жизненным ситуациям, справедливости, доброте. И, конечно, чтобы быть настоящим учителем, нужно иметь истинное призвание.

Новости

Популярное

15 мая стартует запись в летние детские оздоровительные лагеря Якутска
Город | 1 день назад
15 мая стартует запись в летние детские оздоровительные лагеря Якутска
Запись проводится через портал Госуслуг.
В Якутии единое пособие назначено родителям более 58 тысяч детей
Город | 1 день назад
В Якутии единое пособие назначено родителям более 58 тысяч детей
Отделение Социального фонда России по Якутии продолжает принимать заявления от будущих мам на единое пособие.
Госавтоинспекция оштрафовала водителя за стоянку на тротуаре
Город | 1 день назад
Госавтоинспекция оштрафовала водителя за стоянку на тротуаре
Водитель автомобиля «Тойота Лэнд Круизер 200» оштрафован по фото в соцсетях.
Глава Якутска обсудил с частными перевозчиками реформу общественного транспорта
Город | 1 день назад
Глава Якутска обсудил с частными перевозчиками реформу общественного транспорта
Проблема, которую озвучили перевозчики, это «зайцы», пассажиры, которые не оплачивают проезд, и наносят ущерб предпринимателям.