Кризис - не время для протестов
Социологи «Левада-центра», который трудно заподозрить в симпатиях к действующей власти, провели исследования по выявлению протестного потенциала населения России. Для этого было опрошено 1600 человек в 134 населенных пунктах 46 регионов страны. Результаты изучения общественного мнения способны повергнуть в уныние и творцов «цветных революций», и любителей помитинговать из рядов несистемной оппозиции. И вот почему.
Сегодня лично принять участие в подобного рода акциях готовы лишь 13% респондентов. В апреле, когда проводилось предыдущее аналогичное исследование, этот показатель составлял 15%. Подавляющее большинство граждан России – около 80% – на митинги не пойдут в принципе. И это также больше, чем полгода назад, когда о нежелании «тусить» на площадях заявляло 78% опрошенных. При этом доля россиян, считающих акции с экономическими требованиями возможными, снизилась до 17% против 20% в апреле. Правда, доля респондентов, считающих политические акции протеста вероятными, с апреля не изменилась, и составляет примерно 15%. Маловероятными их называют 79% россиян (в апреле – 78%). Готовы принять участие в акциях с политическими требованиями 10% россиян (в апреле таких было 11%), а 84% респондентов выходить на такие митинги вообще не собираются.
Эти результаты выглядят особенно наглядно на фоне показателей середины посткризисного 2009 года, когда социально-экономическая ситуация в стране была похожа, но по целому ряду показателей была лучше нынешней. Тогда протесты по экономическим мотивам допускали 39% респондентов, а 26% были не против того, чтобы принять в них участие. По мнению экспертов, люди готовы выходить на массовые акции протеста, когда экономическая и социальная ситуация достигает критического уровня и становится невыносимой. Однако сегодня оснований для массового протеста, как это было в 90-е годы, в России нет. Массовость протестным акциям придают люди, которые находятся в критическом положении. Сегодня количество таких граждан минимально и они в целом удовлетворены властью, отмечают социологи. Есть и другая группа населения – обеспеченные люди, которые требуют от власти улучшения социального положения, они хотят чего-то вроде равноправия с властью. Однако эта группа немногочисленна, и бунтовать она не будет.
Кроме того, специалисты отмечают, что в стране произошло существенное обесценивание протестных акций. Серьезным фактором для этого стали события на Украине. «Майдан» серьезным образом повлиял на всех граждан России, которые увидели, что протесты на Украине не привели к улучшению жизни населения. Все показатели по коррупции, безработице и бедности или остались на том же уровне, или резко ухудшились. Киев превратился в арену побоища разных политических сил и радикалов. Усугубляет ситуацию гражданская война на юго-востоке страны. Это привело граждан к пониманию того, что попытка решить социальные и экономические проблемы путем выхода на улицу может перерасти в побоище. Поэтому, с точки зрения россиян, Украина – это антиреклама политического протеста и митингов, считают аналитики.
Свою роль сыграли и события зимы 2011-2012 года, когда представители несистемной оппозиции активно пытались раскачать социально-политическую в стране под предлогом недовольства результатами выборов в Государственную Думу. Кульминацией этой деятельности стал митинг 6 мая, который привел к беспорядкам в Москве. Во многом благодаря этому, граждане поняли, что подобные действия деструктивны и нужно искать другие, более приемлемые способы защиты своих интересов. Тем более, что абсолютное большинство россиян не считает себя бесшабашными активистами, готовыми идти на баррикады. Да и нынешняя политическая система России, по мнению большинства, позволяет решать вопросы не через открытый конфликт.
Еще одно обстоятельство, существенно сказывающееся на протестном потенциале населения страны – внешнеполитическая ситуация. Россия находится под жестким прессингом Запада, и наши граждане понимают, что сейчас не самый лучший момент для социального протеста, что сегодня стране необходима консолидация, отмечают социологи.