Лень вперед родилась
Ругать бесполезно. Видимо, лень слушать. Да и какой смысл? По себе вы знаете, что борьба с ленью – пожизненное занятие. Временами побеждает она, родимая, в какие-то моменты нам удается почувствовать себя на коне.
В чем причина?
Наверное, многим, и мне в том числе, просто не хватает силы воли заставлять детей что-то делать. Взять хотя бы уборку. По мелочам еще можно тем или иным способом уговорить, привести доводы, пригрозить (завидую тем, кто ни разу в жизни этим не воспользовался!), глобально – вряд ли, превратить это в систему – вообще нереально! Так в чем причина детской лени? Я не раз задавала себе этот вопрос и пришла к выводу, что во мне самой. Не приучила, не заставляла, не воспитала. Честно говоря, сейчас мне проще самой, падая с ног от усталости, заниматься всем: потому что если посуду и помоют, то кастрюльки будут попрятаны, если уберут в доме – то все с глаз долой и по углам, а чтобы досконально – детям лень. Так что приходится идти на сделку с совестью и принципами и доделывать (а вернее переделывать) все самой.
А оказывается, не только в родителях все дело. Психологи утверждают: причина лени - внутри. Страх, неуверенность в себе: дети с высоким уровнем личностной тревожности часто боятся что-то делать из-за страха осмеяния или наказания. Для таких детей даже простая уборка в комнате может превратиться в сущий кошмар: он боится сделать что-то не то, расставить вещи не так, как нужно, что-то разбить, сломать. С учебой в школе дела обстоят так же.
Скука, монотонность. О, это еще какая причина, особенно для очень активного ребенка, которого постоянно заставляют заниматься скучным и неинтересным для него делом. Например, он целый день провел в школе, тащил на спине тяжеленную сумку с учебниками, а дома вместо физической и психической разрядки он получает порцию маминых криков за невыученные уроки или отсутствие помощи по дому. Это только нам, взрослым, кажется, что учеба в школе или целый день в садике – сущий пустяк. Для малыша это такая же работа, как для взрослых.
Авитаминоз. Возможно, ребенку не хватает энергии? Недостаток витаминов и микроэлементов в организме малыша может привести к слабости, головокружению, плохому настроению и капризам. Правильное питание с достаточным количеством полезных веществ вернет ребенку хорошее расположение духа. Вспомните себя: ведь бывает так, что ничего не хочется делать, грязная посуда остается в раковине до завтрашнего утра, на пыль и смотреть не хочется – мы просто закрываем на это глаза. И пытаемся оправдать себя: магнитные бури, синдром усталости, нет настроения, тот же авитаминоз... А ведь у детей причины – те же!
И как бороться?
Конечно, есть и обычная лень, когда ребенку просто не хочется ничего делать. Он не видит смысла в определенной деятельности, ему лень прилагать усилия: зачем убирать игрушки, если их потом все равно разбросают, зачем делать уроки вечером, если можно сделать их утром или вообще на перемене в школе, зачем мыть чашку, если все равно из нее придется пить, и она так и так запачкается, зачем, почему, не хочу, мне неохота... И чтобы избавиться от «классической» лени, придется проявить немного терпения. Объясните ребенку, в чем заключается цель его деятельности. Нужно убрать в комнате. Мама видит, что игрушки разбросаны по всей комнате, а вот для малыша это далеко не очевидный факт, его это не смущает. Нужно подробно рассказать ребенку, зачем нужна уборка, да и любое другое дело. Нужно показать на своём примере. Если родители сами постоянно ленятся, то привить малышу положительные качества – задача из разряда невыполнимых. А потому – долой головные боли и магнитные бури, хоть с ног падай, а берись за метелку и посудную тряпку! Поощряйте все начинания ребенка. Как правило, каждый ребенок в определенном возрасте пытается, по мере скромных сил, помогать маме. Ленивые дети – это те малыши, которым в своё время запрещали помогать. Или думали, что еще рановато, и лучше сделать самим, чем потом переделывать... Чувство гордости от результатов своего труда должно закрепиться еще в раннем возрасте и стать основой для будущего трудолюбия. К примеру, мой младший обожает чистить картошку масляным ножом, вдохновенно моет зеркало, пшикая на него из пульверизатора, подметает метелкой полы и рвет на кусочки газету для кошачьего туалета. Обозначьте четкий распорядок обязанностей ребенка. У каждого члена семьи есть свои обязанности, и у ребенка в том числе. Главное – чтобы все выполняли свою работу вовремя, показывая малышу хороший личный пример. И это – самое сложное, если с раннего детства у ребенка не было никаких обязанностей, кроме как кушать, играть и спать. Но очень важно приучить ребенка к деятельности, ведь в будущем лень может стать причиной пассивной жизненной позиции, и тогда уже взрослый человек будет избегать выполнения элементарных обязанностей.
Комментарий психолога
Светлана ЗАБОЛОТНЯЯ, педагог-психолог: Первый способ борьбы с детской ленью в «зародыше» — это давать ребенку возможность довести начатое им дело до конца. И не доделывать за ним! Ребенок должен усвоить, что все начатые дела он должен завершать, а не ждать помощи от мамы. Если ребенок ленится учиться, не спешите наказывать его. Вполне возможно, что лень – это ответная реакция детского организма на перегрузки. Ребенок просто не в силах справиться с нагрузкой, и его организм настоятельно требует передышки. При этом сам ребенок не имеет права снизить эту нагрузку. Тогда организм поступает хитрее – он заболевает. Все, теперь можно законно не ходить в школу!
Другая причина «ленивой» учебы ребенка кроется в отсутствии мотивации. Ребенку, особенно младшему школьнику, абсолютно невдомек, зачем же собственно нужна школа. Ходить в школу и высиживать там полдня, слушать учителей, а потом еще целый вечер просидеть за уроками. «Зачем мне это?» – спрашивает себя ребенок. И ответ - «Потому что так хотят родители» - ему ничего не объясняет.
Ярлык «лентяя» может показаться ребенку очень удобным и выгодным. Тогда он будет с удовольствием «носить» этот ярлык, прикрываясь им как щитом. Зачем что-либо менять, если можно сказать всем: «Мне лень!», и пусть окружающие осудят, но все равно примут. Ребенку намного сложнее признать, что его, например, обижают одноклассники, чем сказать: «Лень идти в школу!».
Выяснив, какова причина лени именно Вашего ребенка, можно помочь ему справиться с ленью. Если ребенок перегружен, помогите ему снять нагрузку, пересмотрите Ваши требования к нему. Не перегибаете ли Вы палку? От ребенка нельзя требовать чего-то не по возрасту, но это не значит, что его полностью нужно обслуживать. Мотивировать ребенка что-либо делать довольно сложно. Здесь уже важно Вам, как родителю, не полениться и придумать мотивацию. Например, малышу можно говорить: «Сложишь игрушки – быстрее пойдем на прогулку». Дети любят соревновательный момент, поэтому можно устраивать уборку «на перегонки», победителю – приз. Мотивацией для ребенка может стать даже простая похвала, особенно, при всех членах семьи. Гордость за проделанную работу – отличный стимул. Конечно, «пилить» ребенка за лень, жаловаться знакомым: «Мой ребенок так ленив!», на самом деле, намного легче для родителей, чем проявить изобретательность и фантазию в борьбе с этой ленью. Не только строгость, но и ласка помогают родителям в нелегком труде воспитания. Огромного запаса родительского терпения желаем всем-всем мамочкам и папулям!
В детском возрасте игра – это самый настоящий труд, и если не рассматривать случаи крайней патологии, то изначально все дети деятельны и любознательны. Меня все время поражает упорство, с каким дети стремятся сделать задуманное, достичь желаемого, например, научиться ходить. Ребенок падает снова и снова и опять поднимается, чтобы сделать свой первый неуверенный шаг. Разве можно заподозрить лень у ребенка, который в десятый раз пытается донести на совочке песок и высыпать его в ведерко? Почему же потом этого же ребенка не заставить вынести мусор или решить задачу по математике?
За одним словом «лень» скрываются два достаточно разных понятия. В первом случае причина лени кроется в отсутствии мотивации, во втором случае речь идет о лени как о нежелании вообще что-либо делать. И тут нужно быть очень аккуратным и внимательным по отношению к ребенку. За такой ленью может скрываться общая истощенность организма, как на физическом, так и на психическом уровне. Лень-апатия зачастую бывает следствием серьезных внутриличностных конфликтов. Ребенок не может решить очень важную для него проблему и вследствие замыкается в своем внутреннем мире, впадает в анабиоз, тем самым замораживая чрезмерные внутренние переживания. Любая активность, выводящая его из состояния внутреннего сна, тщательно пресекается, и ни о каком стремлении к полезным делам не может быть и речи. В этом случае ребенку потребуется чрезвычайная чуткость и психологическая грамотность со стороны родителей, в некоторых случаях не обойтись и без квалифицированной помощи специалистов.