Летний адаптивный лагерь «Надежда» – это компас для сирот
Как и чем помогает сиротам «Надежда»
Руководит лагерем «Надежда» приемная мать уже семерых детей, а по совместительству кандидат педагогических наук, доцент, Учитель учителей, Отличник народного просвещения РФ, почетный работник высшего профессионального образования, автор книг «Разговор по душам», «В пути к себе», «От духовной культуры предков к духовной культуре учителя» Надежда Корякина:
- Надежда Афанасьевна, расскажите, как ваш лагерь помогает сиротам?
- Людям в различных ситуациях иногда требуется помощь педагога или психолога. А 15-16-летним парням и девушкам, выросшим в детдоме, такая помощь бывает особенно необходима. Работая с ними, я сталкиваюсь с рядом психологические проблем: неприятие окружающих, неумение организовать свое время, страх одиночества, пережитый стресс, неумение отстаивать свои права, неуверенность в завтрашнем дне, заниженная самооценка, конфликтные взаимоотношения с окружающими. С такими проблемами человеку бывает трудно справиться самому. Поэтому одним из главных направлений нашей деятельности является психологическая помощь, в ходе которой молодые люди могут не только слушать, но и слышать друг друга, становятся терпимее, пересматривают некоторые свои поступки и принципы. У многих детей низкая самооценка. Мы предлагаем альтернативное решение проблем.
- Какое решение?
- С помощью тренингов, бесед, игр, консультаций и семинаров у детей формируются способности к объективной самооценке, стрессоустойчивости, эмоциональной культуре и финансовой грамотности. Со временем у ребят стабилизируются межличностные взаимоотношения, формируются базовые предпосылки для создания достойной семьи, умения и навыки в различных областях деятельности. Не секрет, что дети, наделенные статусом «сирота», фактически являются наиболее уязвимой и, к сожалению, угнетаемой частью общества. Это приводит к проблемам общения со сверстниками, изоляции детей от общества. Например, программа «Я родился быть счастливым», «Соционика - наука общения в семье и коллективе» и другие помогают реабилитировать сироту в социальном, педагогическом, психологическом и культурном плане. Тренинг «Я – позитив» направлен на восстановление утраченных норм социализации ребенка-сироты и формирование у него позитивной жизненной программы.
Сезон в разгаре
- С 18-го июля начал работу очередной домашний лагерь «Надежда». Мы приняли 9 детей-сирот из Тойбохойского детского дома, который находится в Сунтарском улусе. Сейчас у нас 16 детишек-сирот. Размещаемся дружной семьей на даче и проводим лекции, беседы, тренинги.
- Своим приемным детям вы поручили ответственное дело – быть вожатыми. Как ребята справляются со своими заданиями?
- Да, наши дети отнеслись к этому со всей ответственностью, готовились в ожидании приезда гостей. Туйаара будет проводить у нас тренинги. Она по образованию психолог, окончила 1 курс института психологии, прошла программу абсолютного успеха Александра Свияш «Эффект». Девочки - Маша, Алина и Ирина - чуточку волновались, задавали вопросы на тему: «Как и в каких случаях себя вести?» Не все наши дети могут принять участие в организации школы. Наш Ваня находится в Сунтарах, занимается вольной борьбой в училище Олимпийского резерва. А старший сын Клим остался дома, но у него не менее ответственная программа: автошкола, работа в «Адидасе» и футбол. Квартиру мы ему полностью доверяем. Тоже воспитывает. Доверие - как один из факторов воспитания. Самое главное – наши дети уверены в своих силах.
- Как прошла встреча гостей?
- Приехали 6 юношей и три девушки. Меня порадовало, что дети одеты неплохо - видно, что они сами выбирали то, что им нравится. В психологическом плане работы с ними предстоит много, и за 21 день нашего курса мало, что можно изменить, но мы будем стараться. В любом случае это положительный опыт для них. Сейчас очень много времени уходит на постановку эмоциональной культуры детей. А мои девчата - молодцы! Такие серьезные стали - вожатые ведь! Вижу, что они держатся на достойном уровне... Туйаара с проектом «Стрессоустойчивость как регулятор поведения детей-сирот, выпускников детского дома» едет на «СахаСелигер»! Наберется там опыта. Сейчас она смеется: «А мы-то были хуже, когда первый раз к вам попали».
- Как проходит программа школы?
- Программа у нас насыщенная. В первые дни уже проводили лекции, ели шашлыки, мечтали поехать за благословлением к Мандар Уус, но там, к сожалению, смыло дорогу. Вчера дети прослушали лекцию Аксиньи Обутовой о резервах человеческого организма, о саморазвитии. Аксиния Дмитриевна провела для них релаксацию по методике ноосферного образования Масловой, в основе которой лежит реалтехнология: релаксация, обучение, актив.
Два дня Александра Михайлова проводила мини-лекции о развитии и саморазвитии личности, давала детям креативные задания. Дети рисовали мечту, свою будущую программу жизни. Эти лекторы – известные лекторы, которые имеют большой опыт.
Наше общее мнение: хорошие ребята. Но наши приглашенные лекторы заметили, что с ними мало говорят, к сожалению. Надо с ними только работать. От души и с душой. Сейчас мои дети повели их в кино.
Еще 2 недели будет работать лагерь. Впереди много интересного, незабываемого. Но самое главное – научить детей-сирот жить в семье. Это главнее всего. Предлагаю систематизировать этот процесс и сделать совместно проект, который поможет детям выйти на внутреннюю работу, новую мотивацию стать лучше, задуматься о будущем. Для меня также важно, чтобы была проделана совместная работа с детьми, выход на новый уровень исканий.
Оборотная сторона медали
- Есть ли какие-нибудь проблемы у школы?
- Как и в любой деятельности, мы тоже сталкиваемся с проблемами. В основном, это финансовые расходы. Каждое лето мы можем помочь в личностном росте, к сожалению, только десяти «чужим» ребятам и своим, но это сказывается на нашем семейном бюджете. На поход в кино на 14 детей за один раз уходит более трех тысяч рублей. Нужно изыскивать средства и на оплату труда приглашаемых педагогов, психологов, лекторов и тренеров.
Недостаточно развита и материально-техническая база.
- Случаются ли какие-то казусы в воспитании?
- Конечно, без этого не обходится. Как-то привезли к нам воспитанника одного из детдомов на летний курс, но он вел себя совершенно неадекватно, никого не хотел слушать, делал все наперекор. В итоге пришлось отправить его обратно, чтобы дать возможность проходить тренинги другим желающим.
Сегодня, например, отправила девчонок в сберкассу. Сама пришла позже. Девочки жаловались на грубость контролера. Я к ней подошла и спросила, почему нагрубила моим детям. Она ничего вразумительного не ответила. Вот так везде. А где и как я могу научить детей деловому общению? Взрослые, увидев, что дети опекунские, не преминули обидеть. Мои девчонки не врут, это я точно знаю. Мы их учим умению грамотно себя подать. Этому нужно учиться, а нашим ребятам - особенно. Ведь не секрет, что в нашем обществе существуют стереотипы, что если человек из детского дома или неблагополучной семьи, то он пропащий. Не умеет общаться, одеваться, не любит учиться, склонен к девиантному поведению. Но это неправда! Я знаю, что мои дети культурнее многих детей, воспитанных в семьях. Социальное окружение накладывает отпечаток на личность в целом. Станьте для детей-сирот значимыми взрослыми, к кому они будут прислушиваться, чей опыт будут учитывать в своей жизни.
- Какой совет вы можете дать родителям, исходя из своего богатого опыта?
- Очень интересное и важное высказывание Алены Атласовой я не устаю повторять, что вместо того, чтобы задаривать детей и «бросать деньги на ветер», покупая очередную ненужную игрушку, не лучше ли вложиться, например, в профессионального психолога, который смог бы помочь ребенку справляться со сложными ситуациями в его непростой жизни, поддержать и научить адекватно воспринимать мир и себя в этом мире. Также нужно поднимать статус специалистов, работающих с этими детьми, их профессии пока никак не назовешь престижными. Самое главное, помочь этим детям состояться в этой жизни, дать им максимум возможностей для развития и полноценного вливания во взрослую жизнь.
Обычные, простые люди – они переживают за детей-сирот, готовы поддержать. Морально, духовно. Хочется поблагодарить директора нашего Парка культуры и отдыха, неравнодушного человека Веронику Петровну, которая согласилась подарить детям билеты на аттракционы. Также директора ресторана «Тыгын Дархан» Марию Николаевну, любезно согласившуюся потчевать детей наших в ресторане. А то дети с детского дома никогда не бывали в таких вкусных заведениях. И, вообще, равнодушных людей, оказывается, мало. Очень хорошо реагируют друзья по «Фейсбуку» (Михаил Находкин, Николай Дьяконов), люди готовы помочь как морально, так и материально. Председатель Народной партии «За женщин России» Альбина Прокопьевна Черепанова готова разделить часть наших расходов на экспедицию. Дай Бог им всем здоровья и удачи в делах!
- Спасибо Вам за вашу деятельность! Желаем вам успехов в вашем благом деле!