Лунное безумие и зов Полярной звезды
По данным статистики, в полнолуние увеличивается число дорожно-транспортных катастроф, тяжких преступлений, немотивированных ссор, самоубийств и хулиганских поступков. А если верить народным легендам, некоторые люди в это время превращаются в оборотней и вурдалаков. В эти дни учащается число инфарктов и инсультов, приступов эпилепсии. Американский психиатр Арнольд Либер – основатель теории так называемого «лунного безумия» - считает, что гравитация Луны влияет на биологические ритмы людей так же, как она влияет на воды морей и океанов. Кстати говоря, расследуя громкие преступления 20-го века, совершенные серийными убийцами типа Чикатило, судебные психиатры установили, что все они также приходились на новолуние. Люди, антисоциальное поведение которых обусловлено психическими расстройствами – убийцы, поджигатели, клептоманы – начинают буйствовать с приближением полнолуния и раскаиваются, когда Луна начинает убывать. Многие врачи заметили взаимосвязь между фазами Луны и результатом хирургических операций: наибольшие осложнения имели те больные, которых оперировали в полнолуние. Этот феномен наука пока никак не может объяснить. Кажется, что это Вселенная посылает на Землю через Луну какие-то сигналы...
Другой природный феномен – это так называемый «полярный психоз», который происходит с людьми под воздействием Полярного сияния. Его еще называют – «зов Полярной звезды». У индейцев, живущих на севере Канады, и эскимосов Аляски существует красивая легенда: души умерших улетают в небесный дворец, над которым горит Полярная звезда. Для живых он невидим, но иногда его обитатели открывают окна, свет из них падает на облака, и его видят люди – это Полярное сияние. Когда такое случается – значит боги призывают души людей к себе, и человек, услышавший этот зов, идет ему навстречу, в свой последний путь, к Полярной звезде. Особенно часто это происходит с больными и ослабленными людьми. Так, в 1792 году неподалеку от Шпицбергена на промысловой шхуне русского купца Рыбина произошло ЧП: сын купца, который заболел цингой, после появления яркого пульсирующего полярного сияния выбрался на палубу, бросился в воду и поплыл на север. Спасти его не удалось. В1898 году судно «Бельжика» осталось на зимовку у берегов Антарктиды. Вскоре началась полярная ночь, и небо осветилось полярным сиянием. И тогда один из членов экипажа, норвежец Толлефсен, выпрыгнул через борт и убежал по льду в сторону полюса. Другой, которого успели остановить, чуть не убил топором штурмана. Поэтому известный полярный исследователь, американский адмирал Р. Берд, отправляясь с свою первую экспедицию, захватил собой 12 (!) смирительных рубах – для тех, кто откликнется на зов Полярной звезды. В середине 19 века скопилось достаточно информации о «полярном психозе» из северных поселений европейской части Росси и Сибири, тогда им заинтересовались естествоиспытатели и врачи. Выяснилось, что такому психозу подвержено не только местное население, но и еще в большей степени приезжие. У разных северных народностей это заболевание имеет свое название: поморы называют его «мерячкой», саамы – «эмериком», якуты – шаманским насылом (хотя и у якутов есть похожее слово: «мэнэрэкэ»). Говорят, иногда целые поселения могли впадать в состояние транса, из которого вывести их было очень трудно. И этот массовый психоз начинался с появлением некоторых форм северных сияний, особенно ярких и пульсирующих, и прекращался с угасанием сияния. Случались и более ужасные происшествия, когда все население эскимосского или индейского поселка внезапно бросало дома с горящими очагами и маленькими детьми и уходило в белое безмолвие, будто на чей-то зов. Люди уподоблялись зомби и выполняли любые команды. И что удивительно: если в таком состоянии человека ударить ножом, то нож не причинял ему вреда.
В начале 20-х годов прошлого века явлением «полярного психоза» заинтересовался академик В.М. Бехтерев, который узнал об этом от врача Григорьева, отбывавшего ссылку в районе Ловозера на Кольском полуострове. Григорьев рассказал академику о своих наблюдениях спонтанного возникновения «мерячки» у местных жителей, причем одновременно в нескольких поселениях, и связал это с полярным сиянием. Он утверждал, что психоз – результат какого-то внешнего воздействия природного характера. Бехтерев, возглавлявший в то время созданный им в Петрограде Институт мозга, отправил изучать эту болезнь и собрать фактический материал профессора А. Барченко. Так была организована экспедиция в Лапландию, которая работала там два года и собрала достаточно материала. Тем не менее, физическая природа этого явления так и не прояснилась. Или же, как утверждают некоторые исследователи, была засекречена, так как было установлено, что с помощью мощных коротковолновых передатчиков, а также ионосферных радаров, находящихся в полярных районах, можно создать не только искусственное полярное сияние, но и вызвать на поверхности Земли низкочастотные биоактивные электромагнитные поля, оказывающие психотронное воздействие на человека. Причем в заранее заданном районе. Помните: в расследовании гибели группы Дятлова из Свердловского политеха, произошедшей в начале зимы в 1959 году при попытке восхождения на загадочную гору Холат Сяхыд, что в переводе с ханты-мансийского означает «Гора девяти мертвецов», другое название – «Не ходи туда!», также была похожая версия. Но вскоре делу присвоили гриф «Совершенно секретно!» Хотя, по воспоминаниям летчика Геннадия Патрушева, обнаружившего группу Дятлова, в этой зоне приборы в самолете часто зашкаливали, как бы начинали «сходить с ума», стрелки прыгали в разные стороны, а сам самолет трясло так, что голова у пилота буквально разламывалась голова. Он часто летал над этими местами, пытаясь докопаться до истины, и погиб в авиакатастрофе, но это – по официальной версии.
Что касается «полярного психоза» или «полярной истерии», влияния этой загадочной и до конца не исследованной психической болезни на поведение людей, можно сказать однозначно: процент алкоголизма (особенно женского и подросткового), немотивированных преступлений, суицидов, поножовщины, депрессивных состояний намного больше в арктических улусах, чем в центральной части нашей республики. Я сама прожила два года в одном северном улусе и могла наблюдать, как меняется поведение людей во время полярной ночи. Особенно тяжело переносили так называемую «полярку» люди, приехавшие на Север из южных областей России. Многие, не выдержав, все бросали и уезжали обратно на родину. Представляете: девять месяцев зимы, девять месяцев перед вами только два оттенка цвета – белое и серое, плюс непрерывное завывание бури, от этого очень легко можно впасть в уныние и депрессию. А если добавить ко всему вышеперечисленному еще и отсутствие в пище витаминов и других полезных продуктов, то вырисовывается довольно печальная картина. Даже мне, выросшей в соседнем районе, было непривычно тяжело в первый год, когда организм еще не приспособился к отсутствию солнечного света и все время хотел спать. Хорошо хоть, что наше начальство понимало это и не особо ругало нас, молодых учителей, когда мы просыпали первые уроки.